|
|
Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 146
1 Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно, -
хвала подобающая.
2 Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля.
3 Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их;
4 исчисляет количество звезд; всех их называет именами их.
5 Велик Господь наш и велика крепость [Его], и разум Его неизмерим.
6 Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли.
7 Пойте поочередно славословие Господу; пойте Богу нашему на гуслях.
8 Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает
на горах траву [и злак на пользу человеку];
9 дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему.
10 Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих
благоволит, -
11 благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его.
К
этому псалму, который в еврейской Библии считается 147:, присоединяется
тот, который у LXX обозначается цифрой 147:, так что счет псалмов в
еврейской Библии на один вперед теперь прекращается и делается, начиная
с 148 Пс и до конца Псалтири, одинаковым как в еврейской, так и
греческой Библиях. Связь псалмов 146 и 147: (по нумерации греческой
Библии) ясно видна в Вульгате, где хотя 147: псалом (по греческому
счету) и стоит под отдельным номером, но счет стихов особенный: 146
псалом заканчивается стихом 11; у LXX 147: псалом начинается со стиха
1-го, а в Вульгате не с 1-го, а с 12-го, являясь, таким образом, прямым
продолжением счета стихов 146-го псалма.
Хвалите Господа, созидающего Иерусалим, собирающего изгнанников и
врачующего скорби их (1-3). Ему подчинен весь звездный мир, Он
производит все растения и посылает Свои особенные милости только
боящимся Его (4-11).
1. Восхваление Господа в гимнах и песнопениях со стороны еврейского
народа есть "хвала подобающая", должная. Она вызывается теми
проявлениями Божественного благоволения, которые обильно изливаются на
еврейский народ, начинаясь с факта возвращения его из плена. Это
"восхваление" не есть, однако, холодное, только внешнее воздаяние Богу
благодарения; оно наполняет все существо писателя, согрето чувством и
есть выражение глубоко тронутого сердца, которому "благо и сладостно"
изливаться в этих благодарственных гимнах.
2-3. Повод к восхвалению Господа - возвращение из плена еврейского
народа и восстановление Иерусалима. Эти события, являясь началом новой,
национально самобытной эры жизни, исцеляют те скорби в евреях, которые
были последствием сознания, что в плену они - рабы, потерявшие
политическую и гражданскую самостоятельность, о которой сетовали и
которой страстно желали. Теперь эти сетования закончились и желания
евреев осуществились.
4-5. Небо усеяно неисчислимым количеством светил. Пересчитать последние
человеку невозможно. У Бога же они все сосчитаны, что указывает на
неизмеримость и всеобьемлемость божественного ведения. "Называть
именами" - давать определенное назначение. Бог не только знает, сколько
звезд на небе, но и каждая из них отправляет и исполняет свою
определенную службу по Его воле, а потому "разум Его неизмерим", Его
действий в мире человек никогда не познает и не обнимет своим
ограниченным умом.
6. "Смиренные" - евреи, возвращением из плена "возвышенные" как в глазах
древних народов, по отношение к которым они снова явились
самостоятельной политической величиной, так и в очах Господа, Который
теперь приблизил их к Себе. "Нечестивые" - языческие народы,
политическое могущество которых непрочно и непостоянно: прежние
повелители делаются рабами - вавилоняне порабощены мидянами, которые
подпали под власть персов (смена восточных мировых монархий происходила
на глазах евреев).
7. "Петь поочередно" - или отдельными группами хоров, или по сословиям и
классам народа.
10-11. Величие человека и целого народа зависит не от обилия его военной
силы ("конь" - символ военной крепости, так как количеством колесниц и
коней на древнем Востоке измерялась сила врага), физической ловкости и
выносливости воина ("ноги человеческие", - т. е. уменье быстро, долго и
сильно бегать, что очень важно на войне), а степени веры в Бога.
Последнее оправдалось на евреях. Они - народ не военный и не боевой -
были в плену бесславными и бесправными рабами у могущественных
язычников, но получили свободу и независимость не успешной внешней
борьбой со своими врагами, а по милости Господа, на Которого одного
надеялись.