|
|
Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 1
1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути
грешных и не сидит в собрании развратителей,
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и
ночь!
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит
плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни
делает, успеет.
4 Не так - нечестивые, [не так]: но они - как прах, возметаемый ветром
[с лица земли].
5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники - в собрании
праведных.
6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.
В
еврейской, греческой и латинский Библиях именем Давида этот псалом не
надписывается. Псалом не содержит указаний, по которым бы можно было
узнать как писателя псалма, так время и обстоятельства его
происхождения.
В содержании общо говорится о судьбе праведных и нечестивых, почему этот
псалом может рассматриваться как введение ко всей Псалтири, более всего
касающейся изображения судьбы праведных и нечестивых.
Во многих древнегреческих рукописях, когда кн. Деяний приводит место из
настоящего второго псалма: "Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя" (Пс II:7:
см. Деян XIII:33), то говорит, что оно находится в первом псалме (en tw
protw yalmw). Последнее указывает, что некогда настоящий первый и второй
псалмы составляли один, первый псалом, почему и писателем последнего
было одно лицо с писателем настоящего второго псалма, и написан он по
одинаковому с последним поводу, т. е. во время Давида, Давидом, по
поводу войны его с сиро-аммонитянами (см. 2 псалом).
Кто не поступает нечестиво, но всегда следует Закону Бога, тот блажен
как дерево, посаженное при воде (1-3). Нечестивые же будут отвергнуты
Богом (4-6).
1. "Блажен" - синонимично выражению "счастлив". Под последним нужно
разуметь как внешнее земное благополучие (сл. 3 ст.), так и награду на
суде Божием, т. е. духовное блаженство, небесное. "Муж", часть вместо
целого (метонимия) - вообще человек. "Нечестивый" - внутренне
разобщенный с Богом, имеющий и духовно живущий настроениями,
несогласными с возвышенными заповедями закона: "грешный" - упрочивающий
свое дурное внутреннее настроение в соответствующих внешних поступках,
"развратитель" (евр. letsim, греч. loimnw - насмешник) - не только
поступающий лично дурно, но и издевающийся над праведным родом жизни.
"Не ходит, не стоит, не сидит" - три степени уклонения ко злу, в виде ли
внутреннего, хотя и главенствующего, но не постоянного влечения к нему
("не ходит"), или в упрочении в себе зла путем внешних поступков ("не
стоит"), или в полном уклонении к нему, доходящем до внешней борьбы с
божественным учением и до пропаганды своих воззрений.
2. Характеристика праведника с положительной стороны. - "В законе
Господа воля его". - "Воля" - настроение, влечение праведного к "закону
Господа", не только к тому, который выражен в десятословии Моисея, но ко
всему Божественному откровению. "Размышлять день и ночь" - всегда
согласовать свое поведение с этим откровением, для чего необходимо
всегдашнее памятование о нем (см. Втор VI:6-7).
3. Следствием внутреннего усвоения праведником закона и жизни по нему
будет его внешнее благополучие и успех в делах. Как дерево, растущее при
воде, имеет постоянно влагу для своего развития, а потому и бывает
плодоносным, так и праведник "во всем, что он ни делает, успеет", так
как ему покровительствует Бог.
4-6. Не таково положение нечестивых. Они, как "прах". Пыль, мякина,
легко уносимая ветром; их внешнее положение неустойчиво и непрочно. Так
как нечестивые проникнуты и живут не по заповедям Бога, то они не могут
"устоять на суде" пред Ним и не могут быть там, куда собраны будут ("в
собрании") праведники, так как Господь "знает" (в смысле печется,
любит), а потому и награждает поведение ("путь" - деятельность, ее
направление) праведных, а нечестивых губит. В данных стихах нет точного
указания, какой разумеется суд Бога - на земле ли, при жизни человека
или после его смерти. Но в том и другом случае остается одинаковый смысл
- Господь наградит только праведных.
История еврейского народа представляет много фактов, показывающих, что и
при земной жизни, когда Господь является судьей человека, Он карает
нечестивых. Но так как землею не ограничивается существование человека,
то и конечный суд над ним будет произведен в последний день, т. е. на
страшном суде (ср. Мф III:12; 1 Кор VI:2).