|
|
Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 126
1 Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если
Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.
2 Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали,
тогда как возлюбленному Своему Он дает сон.
3 Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева.
4 Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.
5 Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в
стыде, когда будут говорить с врагами в воротах.
Только в еврейской Библии этот псалом имеет указание имени автора
Соломона, в Вульгате же и у 7:0-ти последнего добавления нет, что можно
объяснить тем, что 7:0 переводчиков затруднялись поставить имя Соломона,
как писателя, над тем псалмом, который внесен в разряд "песней
восхождения", писанных при возвращении или по возвращении из
вавилонского плена. Между тем содержание псалма, где писатель
проповедует о полной покорности человека Богу и жизни по Его
руководству, а не по расчетам на свои силы, вполне согласно с
содержанием произведений Соломона (Притч и Еккл), где последний в
основание поведения человека полагает "страх Господень" и где доказывает
бессмысленность привязанности человека к земле. Внесение же этого
псалма, писанного Соломоном, в разряд песней восхождения составителями
канона, обьясняется вероятно, тем, что этот псалом, проповедовавший
полную преданность Господу, чаще всего употреблялся возвратившимися из
плена евреями в то время, когда они занимались постройкой второго храма
и когда на этом пути встречали многочисленные препятствия, непреодолимые
их силами и когда потому их стойкость в деле и уверенность в окончании
его могла питаться только верой и надеждой на Бога, о чем и говорит
означенный псалом.
Если Господь не будет оказывать благоволения человеку, то тщетны все его
попытки и старания упрочить свое благополучие; спокойствие и мир Господь
дает только тому, кого Он любит (1-2). Вот выражение Божественного
благоволения - дети, которые являются для родителей такими же
защитниками, какими для стрелка его стрелы, с которыми он будет
противостоять во вратах города врагам народа (3-5).
1-2. Слова этих стихов имеют особенный смысл в устах Соломона,
прославившегося своими грандиозными сооружениями храма и дворцов, над
постройкой которых работали многие зодчие и мастера того времени, почему
казалось бы, что настойчивость и старания человека всегда увенчиваются
успехом. Соломон же говорит обратное. Смысл его слов тот, что всякое
дело человека, начатое с благословения Господа, увенчается успехом,
сооружаемое же не по благословению, а особенно вопреки Его воле, каковы
бы ни были усилия человека, кончатся неудачей. Пример последнего
представляет построение Вавилонской башни после потопа, являющееся
выразительным памятником не того, как велико старание человека и как
плодотворен его гений, но того, как безрезультатны все его усилия, если
последние направлены против Бога или вызывают Его гнев. - "Возлюбленному
Cвоему Он дает сон" - не в смысле, что кого любит Господь, тот может
ничего не делать, но в том, что созидающий в согласии с волей Бога и по
Его повелению может быть покоен за благополучное окончание своего дела,
так как находит себе покровительство во Всемогущем Существе. По
отношению к положению евреев после плена при их заботах о построении
второго храма эти слова могли наполнять их уверенностью, что как бы ни
были велики препятствия, которые они встречали на своем пути, дело
постройки закончится удачей, так как оно согласно с волей Бога, а потому
евреи почерпали здесь силу и энергию для его продолжения.
5. В обилии детей древние евреи видели знак Божественного благоволения.
Писатель выясняет значение, в чем заключается внешнее благо при
многочадии и в чем здесь видно Божественное благоволение: дети являются
охраной своих родителей, дети же являются и охраной города и отечества
от врагов, когда выступают на защиту тех и других при нападениях.