|
|
Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 6
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай
меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости
мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами
моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос
плача моего,
10 услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и
постыдятся мгновенно.
Надписание указывает на исполнение под аккомпанемент струнных
инструментов.
Псалом написан вероятнее всего во время только что начинавшего
подготовляться восстания Авессалома. Последнее, покоясь ближайшим
образом на властолюбивых замыслах, являлось вместе с тем и выражением
суда Божия на Давиде за совершенное им преступление с Вирсавией и Урием:
как разрушивший семейное счастье другого, он должен понести сам
наказание в своей семье. Давид видел связь своего преступления с этим
восстанием и в большинстве псалмов из этого времени он, изображая себя
преследуемым незаслуженно народом (см. IV Пс 2 ст. ), кается пред Богом
в своем грехе и просит о снисхождении к нему, что видим мы и в этом
псалме.
Давид молит Бога о снисхождении к нему и помиловании ввиду тяжких
душевных и физических своих страданий (2-8). В этом покаянии и молитве
он почерпает уверенность в Божественной помощи, почему говорит своим
врагам, что их преследования будут неудачны (9-11).
2. "Не в ярости обличай и не в гневе наказывай". Давид глубоко сознавал
свою виновность пред Богом, и тяжесть совершенного им преступления так
давила его, что он молит Бога только о снисхождении по Его великой
многомилости, а не потому, чтобы Давид признавал за собой какие-либо
заслуги пред Богом.
3-4. Страдания Давида были и физические, в глубокой болезни, поразившей
весь его организм ("кости мои потрясены" см. XXVII Пс 6-7: ст. ) и
душевные, в сознании своих грехов пред Богом.
6. Давид выставляет новый мотив, почему он просит Бога о своем
помиловании. Его настоящее физическое состояние и нравственный недуг
таковы, что по его пониманию должны привести к смерти, в шеол, а там
"нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?" Памятование о
Боге состоит в проникновении Его заповедями, требующими внешнего
обнаружения; славить Бога - значит не только составлять гимн в честь
Его, но прославлять Его своими делами. Того и другого лишены живущие в
шеоле, как месте бездеятельного спокойствия и духовной напряженности в
ожидании будущего суда Божия (см. кн. Иова XII:12-14 ст. ; III:13-20).
Таким образом смерть Давида в настоящем положении не дала бы ему
возможности осуществить назначение человека на земле, и о даровании этой
возможности он и молит.
8. Давид оплакивает свои грехи, у него уже не хватает слез и глаза его
воспалены ("иссохло от печали око мое"); "обветшало от всех врагов
моих", сделалось слабым, плохо различающим предметы от слез, вызванных
моими несчастиями ("от врагов").
9-11. Молитва покаянная Давида к Богу сопровождалась каким-либо
указанием от Бога, что она принята Им, почему характер ее содержания
меняется; Давид обращается с требованием к беззаконным, чтобы они
удалились от него, и верит, что его враги будут постыжены неудачным
исходом своих преследований. Эти беззаконствующие враги были сторонники
Авессалома, постепенно сплачивавшиеся вокруг последнего и все более
обнаруживавшие враждебное отношение к Давиду.