|
|
Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 81
1 Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
2 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
3 Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте
справедливость;
4 избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.
5 Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
6 Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;
7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
8 Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.
При
общности содержания псалма в нем нет препятствий считать его писанным во
время Давида его современником и певцом Асафом. В псалме осуждается
несправедливость судей. При начале царствования Давида факты последнего
рода не могли быть редкостью, так как эпоха царствования Саула, особенно
в последние его годы, когда и сам царь в своих отношениях к Давиду грубо
попирал элементарные требования справедливости, могла только развращать
судей, давая свободу проявляться их произволу, почему их решения не
могли стоять на должной и требуемой законом высоте и беспристрастии.
Подобные явления могли совершаться и в последующе годы царствования
Давида, на что указывает факт распространения в народе Авессаломом
жалобы на несправедливость судей. Очевидно Авессалом имел под руками
несколько подобных фактов, которыми воспользовался неумеренно, обобщив
случайные явления до размеров господствующего и санкционированного царем
направления судейской деятельности, т. е., создал клевету. К какому
времени - началу ли царствования Давида или ко времени восстания
Авессалома нужно относить написание псалма, точно установить нельзя.
Бог стал среди богов и грозно обличал последних в лицеприятии на суд,
так как от этого колеблются основы внутренней жизни народа. За это
судьи, не смотря на высоту своего служения, погибнут, как и всякий
простой человек (1-7). Писатель молит Господа восстать для этого суда не
только над евреями, но и над всею землею (8).
1. "Бог стал в сонме богов". Под богами, как видно из контекста,
разумеются люди, занимающиеся судебными делами, т. е. судьи: они
допускают лицеприятие, как обыкновенные люди (2-4); не понимают и не
знают возложенной на них ответственности; также подлежат смерти, как и
всякий человек (5-7). Если же они называются богами, то по тому
назначению, которое им дано Господом (6). Имя богов прилагается к судьям
(как видно из Исх XXI:6) потому, что в их решениях должна слышаться воля
Божия, приговоры их должны отличаться беспристрастием, согласованностью
с Законом Бога, так что они являются как бы наместниками Бога на земле и
через них говорит Сам Бог (Втор I:17). Бог представляется по псалму
выступившим среди земных судей для оценки их деятельности и нашедшим,
что последняя подлежит осуждению ("произнес суд").
3-4. При назначении решения должно руководиться не имущественным или
общественным положением человека, но существом расследуемого дела,
поэтому пред судьями должны быть одинаковы - богач и бедняк, знатный и
незнатный.
5. "Не знают, не разумеют, во тьме ходят" - не в смысле непонимания
закона или трудности расследуемого дела, а в смысле намеренного
уклонения от закона, сознательного лицеприятия, которое приводит к
колебаниям земли, к потрясению основ внутренней жизни, к уничтожению
законности, а через то - к самоуправству и насилиям в отношениях людей
между собою. Если бы такие проступки судей являлись бессознательными и
случайными, то Господь не осудил бы их.
6. "Вы боги и сыны Всевышнего" в смысле - представители и ближайшие
исполнители на земле воли Бога в судейских решениях.
7. Высота положения судьи среди народа и священная важность его служения
не могут предотвратить тяжелой ответственности за дурное ведение дела:
несправедливый судья умрет и падет (будет низложен), как простой князь
или простой человек.
8. О восстановлении правосудия писатель молит Бога не только для земли
Иудейской, но и по всему миру, так как "все народы" - наследие Божие, в
Его власти.