|
|
Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 55
1 Начальнику хора. О голубице, безмолвствующей в удалении. Писание
Давида, когда Филистимляне захватили его в Гефе.
2 Помилуй меня, Боже! ибо человек хочет поглотить меня; нападая всякий
день, теснит меня.
3 Враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на
меня, о, Всевышний!
4 Когда я в страхе, на Тебя я уповаю.
5 В Боге восхвалю я слово Его; на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне
плоть?
6 Всякий день извращают слова мои; все помышления их обо мне - на зло:
7 собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, чтобы уловить
душу мою.
8 Неужели они избегнут воздаяния за неправду свою? Во гневе низложи,
Боже, народы.
9 У Тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя, - не в
книге ли они Твоей?
10 Враги мои обращаются назад, когда я взываю к Тебе, из этого я узнаю,
что Бог за меня.
11 В Боге восхвалю я слово Его, в Господе восхвалю слово Его.
12 На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек?
13 На мне, Боже, обеты Тебе; Тебе воздам хвалы,
14 ибо Ты избавил душу мою от смерти, [очи мои от слез,] да и ноги мои
от преткновения, чтобы я ходил пред лицем Божиим во свете живых.
По
надписанию псалом написан Давидом во время бегства от Саула к
филистимлянам в Геф, где узнали в нем недавнего победителя Голиафа, а
потому, вероятно, относились к нему подозрительно. Последнее
обстоятельство могло побудить Давида притвориться пред ними сумасшедшим
(См. 1 Цар XXI:10 и дал.). - "О голубице, безмолвствующей в удалении" -
указывает или на положение Давида во враждебной стране как одинокого и
беззащитного изгнанника, т. е. является кротким, образным выражением,
обозначающим тогдашнее внешнее и душевное состояние Давида, или
указывает на мотив исполнения - по образу песни, начинающейся этими
словами.
Помилуй меня, Господи, так как я отовсюду окружен врагами, ищущими
погубить меня (2-3). Я на Тебя уповаю и верю в действительность Твоего
обо мне определения (4-5). Враги зорко следят за мною. Неужели Ты не
накажешь их? (6-8) Мои бедствия исчислены у Тебя и Ты мой Защитник,
почему я не боюсь нападений на меня врагов и за посланное Тобою спасение
я воздам Тебе мои обеты (9-14).
2. "Человек хочет поглотить меня". Словом "человек" Давид обозначает
филистимлян, среди которых ему пришлось вращаться и которые не могли
быть благосклонно настроены к нему, как недавнему победителю Голиафа.
Они могли подозрительно относиться к нему и видеть в нем шпиона со
стороны враждебного к ним еврейского народа, а потому зорко следили за
его словами и поступками.
5. "В Боге восхвалю я слово Его". Под "словом" разумеется определение
Божие относительно Давида, по которому он был предназначен сделаться
царем еврейского народа. "Восхвалять" - благодарить, прославлять. Давид
благодарит Бога за такое определение о нем не потому, чтобы находил
здесь удовлетворение своему тщеславию, а потому, что видел о нем
благоволение к себе Господа, почему у него, жившего среди филистимлян,
злых врагов своего народа, не колеблется вера в свое спасение: Бог,
давший о нем такое слово, не оставит его неосуществленным и, значит,
спасет Давида, поэтому-то Давид и говорит: "не боюсь, что сделает мне
плоть?"
8. Бог правосуден. В отношениях окружающих Давида филистимлян он видит
несправедливую вражду, незаслуженную им, как невинным и невольным
изгнанником из своей родины. Враждебное отношение питали не только к
нему, но и ко всем евреям, и не только филистимляне, но и все язычники,
поэтому молитва Давида о своем спасении переходит в молитву и за свой
народ: "во гневе низложи, Боже, народы" (языческие).
9. Характеристика бдительного отношения Бога к человеку. Все страдания
последнего как бы исчисляются Господом ("исчислены мои скитания"),
Господь хранит их как бы в сосуде: он как бы записывает все, чем
незаслуженно обижен человек.
13. Обеты, данные Давидом пред Богом, указаны в следующем стихе.
14. Ходить "пред лицем Божиим во свете живых" - значит своими поступками
ни в чем не оскорблять и не нарушать велений Господа, руководиться
всегда памятованием, что Господь видит, лицо Его обращено к человеку.
"Во свете живых" можно бы передать "для просвещения живущих", т. е.
деятельность человека, согласная с Божественной волей, важна не как
только выражение искренности его воззрений, но и как средство
религиозно-нравственного просвещения других людей.