|
|
Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 115
1 Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен.
2 Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь.
3 Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?
4 Чашу спасения прииму и имя Господне призову.
5 Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его.
6 Дорога в очах Господних смерть святых Его!
7 О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы
мои.
8 Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову.
9 Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его,
10 во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим! Аллилуия.
В
сильном смущении от тяжелых обстоятельств, я сказал, что человек - ложь
(1-2), а потому прибегал только к Твоей, Господи, помощи. Что я могу
воздать Тебе за твои благодеяния? Буду возносить Тебе возлияния и
исполнять свои обеты (3-5). Смерть святых дорога пред Тобою. Ты разрешил
мои узы, избавил от гибели, за что я буду восхвалять Тебя в дому
Господнем (6-10).
1-2. Жалоба писателя на свое сокрушение пред Господом служит показателем
его глубокой веры. В своей "опрометчивости" (точнее передать - в
исступлении), в тяжелых стеснительных обстоятельствах своей жизни, когда
он не видел ниоткуда помощи, но встречал только противодействие и обманы
со стороны людей, он сказал, что "всякий человек ложь", т. е. что
надежда на помощь человека не только обманчива, но что люди и живут даже
намеренными и сознательными обманами других. Очень может быть, что
писатель здесь делает намек на интриги самарян пред персидским двором.
Эта беспомощность писателя своими силами выйти из тяжелых обстоятельств
вызвала в нем молитвенное обращение к Богу за помощью, являясь
выражением его веры, что только один Господь истинен и только в Нем
одном можно найти защиту.
4. "Чаша спасения" - благодарственная чаша, которую евреи выпивали на
пасхальной вечери (тогда пили три чаши: чашу горечи, чашу веселья и чашу
благословения). Здесь разумеется не пасхальная чаша благословения, т. е.
не отнесение воздаяния благодарения Господу до праздника Пасхи, а
назначение особой благодарственной чаши сейчас, наподобие той, какая
выпивалась на Пасху.
6. "Дорога в очах Господних смерть святых Его!" Господь дорожит смертью
святых, посылает ее тогда, когда это нужно, а потому избавляет
праведников от тяжелого и, по-видимому, безвыходного положения, в
которое они попадают (см. 114 Пс 3 ст. ). Таков смысл этого выражения по
контексту речи и по параллели с 114 Пс. С этим не стоит в противоречии и
обычное понимание, что Господь любит праведников и дорожит ими при их
смерти, т. е. Господь по смерти принимает праведников к Себе и
награждает их. Здесь тогда заключается ясное учение о загробном
мздовоздаянии и бессмертии человеческой души.