|
|
Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 100
1 Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.
2 Буду размышлять о пути непорочном: `когда ты придешь ко мне?' Буду
ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
3 Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я
ненавижу: не прилепится оно ко мне.
4 Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать.
5 Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и
надменного сердцем не потерплю.
6 Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит
путем непорочности, тот будет служить мне.
7 Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не
останется пред глазами моими.
8 С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить
из града Господня всех делающих беззаконие.
В
псалме Давид рисует образ своего будущего правления, идеал своего
царствования, с изображением мучительно тоскующего настроения, от
ожидания "когда Ты, Господи, придешь ко мне?" (2 ст.) Содержание псалма
согласуется с обстоятельствами перенесения Давидом Кивота Завета в
Иерусалим. Известно, что гибель Озы, прикоснувшегося без должного
благоговения к Ковчегу, опечалила Давида, не решавшегося далее везти
его. Ковчег был поставлен в доме Аведдара. В гибели Озы Давид видел
указание, что он не достоин милости Бога, что Господь не может сейчас
придти в Иерусалим, вероятно, за какой-то нравственной нечистотой
последнего. Поэтому Давид в псалме дает обет пред Богом позаботиться об
очищении Иерусалима, чтобы сделать его местом, достойным для пребывания
в нем всесвятейшего Существа.
1. Давид обещается воспевать Божественные милости, Его суд, т. е. ту
правду, которая дана в Его законе. Так как все содержание псалма
представляет раскрытие общих оснований будущей преобразовательной
деятельности Давида, то выражение "милость и суд" будет значить: я,
Господи, позабочусь об очищении и возвышении внутренней, нравственной
стороны ("милость") жизни Иерусалима, равно также и о просвещении народа
в заповедях закона и о согласовании жизни их с указаниями Твоей воли. В
менее логической, но не противоречащей связи со всем содержании псалма,
будет и такое понимание: я буду знакомить и поучать народ в
привязанности к Тебе раскрытием пред ним тех многочисленных благодеяний
("милости"), которые Ты изливал на него за всю его жизнь, чтобы тем
самым расположить его следовать Твоим заповедям ("суд буду петь").
2. "Буду размышлять о пути непорочном" - буду заботиться сделать свои
поступки чистыми, чтобы узнать, когда я буду достоин принять Ковчег
Завета ("когда ты придешь ко мне?"). Буду заботиться (прошедшие времена
вместо будущих) о пути непорочном не только в смысле зоркости по
отношению к своим мыслям и чувствам, но и по отношению к своим поступкам
как частного человека, так и правителя народа.
3. Все преступное буду ненавидеть ("не положу пред очами" - не буду
любоваться, подражать), равно как и людей преступных.
4-5. "Сердце развращенное будет удалено от меня" - гордого сердца не
будет во мне; не будет действий, подсказанных личным, своенравным
желанием, напротив, буду смиренно руководиться указаниями Твоей воли;
буду очищать город от клеветников и не входить в близкие сношения с
людьми, презирающими других и ненасытными честолюбцами, т. е. Давид
обещает возвышать и приближать к себе только достойных.
6-8. Все благоволение Давида будет к тем, кто верует в Бога, благочестив
("верные земли"), чист в поступках ("кто ходит путем непорочности"). -
"Говорящий ложь не останется пред глазами моими" - не будет прав, не
будет поощряем и награждаем мною. - "С раннего утра" - с возможной и
полной быстротой ("утро") и неуклонностью буду заботиться об очищении
города от всех беззаконников.
Этой молитвой Давида заканчиваются псалмы 1-го часа. Здесь в дополнение
к Пс 5 и 8 Церковь предлагает человеку общие указания для руководства в
своей деятельности при наступающем дне.