|
|
Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 40
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его
Господь.
3 Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И
Ты не отдашь его на волю врагов его.
4 Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в
болезни его.
5 Я сказал: Господи! помилуй меня, исцели душу мою, ибо согрешил я пред
Тобою.
6 Враги мои говорят обо мне злое: `когда он умрет и погибнет имя его?'
7 И если приходит кто видеть меня, говорит ложь; сердце его слагает в
себе неправду, и он, выйдя вон, толкует.
8 Все ненавидящие меня шепчут между собою против меня, замышляют на меня
зло:
9 `слово велиала пришло на него; он слег; не встать ему более'.
10 Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб
мой, поднял на меня пяту.
11 Ты же, Господи, помилуй меня и восставь меня, и я воздам им.
12 Из того узнаю, что Ты благоволишь ко мне, если враг мой не
восторжествует надо мною,
13 а меня сохранишь в целости моей и поставишь пред лицем Твоим на веки.
14 Благословен Господь Бог Израилев от века и до века! Аминь, аминь!
Этот
псалом написан во время гонений от Авессалома, на что указывает
исповедание Давидом своей греховности пред Богом (5 ст.) и особенно
указание на измену человека, близкого ему (10 ст.), под которым нужно
разуметь Ахитофела.
Да укрепит Господь того, кто помнит и заботится о нищем и убогом (2-4).
Оставленный во время болезни я молился к Господу о помиловании. Враги
много злорадствовали надо мною; меня покинул даже мой друг (5-10).
Исцели меня, Господи, не дай врагу восторжествовать надо мною, поставь
меня на веки пред собою (11-13).
2-4. Означенные стихи изображают положение Давида еще до его бегства из
Иерусалима, в то время, когда он физически был нездоров и когда
постепенно оставляли его друзья, а подготовлявшееся восстание Авессалома
разрасталось. Тогда-то на себе самом он испытывает, насколько тяжело
положение одинокого страдальца, как дорого ему сочувствие от других
людей и насколько высока добродетель - сострадание. Поэтому Давид молит
Бога ниспослать "блаженство" - награду тем, кто сочувствует и помогает
всякому больному и нуждающемуся. "Да избавит их Господь, - молит Давид,
- от несчастий, от врагов и сделает счастливою их жизнь, да поможет им в
болезнях пославши выздоровление ("ты изменишь все ложе его в болезни
его" - перевернешь ложе болезни на ложе здоровья).
5. После молитвы за других Давид переходит к молитве за себя: он просит
Бога "исцелить его душу", простить его грех (с Вирсавией) и спасти от
врагов.
6-10. Враги с нетерпением ждут его полной гибели. Они лицемерно посещали
Давида во время болезни, приходили за тем, чтобы убедиться в его немощи
и когда выходили от него, обсуждали виденное, злоумышляя на Давида. Они
в болезни Давида видели кару от Бога, ("слово велиала пришло на него"),
почему думали, что она (болезнь) должна привести к смертному исходу.
Жестокая болезнь, неисцелимая, переживалась им. Давид сейчас может
надеяться только на Бога: даже тот человек, который обязан бы
поддерживать его, близкий ему ("человек мирный со мною"), на которого
Давид полагался и который делил с ним трапезу (высшие знаки близости),
усилил тяжесть его положения ("поднял на меня пяту") своей изменой.
Известно из исторических книг, каким доверием Давида пользовался
Ахитофел и какое впечатление произвела на него его измена. Своим
поступком Ахитофел прообразовал Иуду, близкого ученика Спасителя,
которому Он вверил заботу о материальном содержании себя с учениками и
который, хотя и пользовался знаками любви к себе своего Учителя,
особенно на Тайной Вечери, однако предал его врагам (Ин XIII:18 ст.).
11-14. Давид молит Бога о прощении своего греха, об исцелении от болезни
и о каре врагов. В этой заслуженной врагами каре Давид увидит знак
благоволения к себе Бога и прощения своего греха (прошедшее время
глаголов стоит вместо будущего). - "А меня... поставишь пред лицем Твоим
во веки" - т. е. я буду служить Тебе вечно, во все продолжение своей
земной жизни, или в смысле - это Твое благоволение будет для меня
служить залогом того, что за гробом я буду предстоять пред Тобою, жить
вблизи Тебя.
14. представляет литургическую прибавку. Слово буди, буди (слав.)
(аминь, аминь) заключает первый сборник псалмов Давидовых.