|
|
Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 75
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Асафа. Песнь.
2 Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.
3 И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе.
4 Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань.
5 Ты славен, могущественнее гор хищнических.
6 Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи
силы рук своих.
7 От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь.
8 Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего?
9 С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла,
10 когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли.
11 И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты
укротишь.
12 Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг
Него, да принесут дары Страшному:
13 Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных.
Этот
псалом является прямым дополнением предыдущего. В первом налагалась
угроза врагам Иерусалима, а здесь описывается исполнение этой угрозы,
когда Господь сделался "ведом" всюду, имя Его стало великим (2), когда
многочисленные враги погибли (6-7:) и земля успокоилась (9) благодаря
чудесной помощи Бога (10). Описания псалма совпадают с описанием гибели
под Иерусалимом ассириян, изложенным в 4 Цар 19 гл. У 7:0-ти и в
Вульгате в надписании сделана прибавка "к Ассириянину".
Велико имя Бога иудеев: Он сокрушил грозных врагов, которые от повеления
Его погибли (2-7). Он страшен в возвышенном с небес повелении, когда
восстал на защиту своего народа. Враги погибли и земля успокоилась
(8-11). Да воздадут Ему поклонение все народы (12-13).
2. "Ведом в Иудее Бог", сделалось известным имя Того, который в Иудее
управляет и покровительствует ей, т. е. имя Иеговы сделалось повсюду
известным.
3. "Салим" - название древнее Иерусалима, где Господь постоянно
пребывает во Святом Святых храма.
5. "Могущественнее гор хищнических". Гора" - образ несокрушимости. Горы
хищнические - ассирияне, нападавшие на Иерусалим в надежде богатой
добычи. Среди тогдашних народов Востока они были самыми грозными
врагами, но Господь показал, что Он "могущественнее их".
6. "Крепкие сердцем" - мужественные и храбрые враги. - "Уснули сном
своим" - непробудным, т. е. мертвым. - "Не нашли все мужи силы рук
своих" - гибель их была неожиданной и непредотвратимой, у них не было
средств бороться с нею, и их личная отвага и военное искусство оказались
бесплодными в борьбе с повелением Господа. В эту ночь погибло 185 тыс.
ассириян.
8. "Устоять пред лицем гнева Божия" - бороться с Богом никто не в силах.
9. "Земля убоялась и утихла", страшная кара, постигшая врагов, наполнила
ужасом все сердце иудеев, и вместе с тем внесла успокоение в жизнь
страны.
11. "Гнев человеческий обратится во славу Тебе", гнев на Бога со стороны
человека не только не может причинить Ему какой-либо вред, но служит к
Его славе. В лице Рапсака враги издевались над Иеговою и угрожали
евреям, но эта угроза закончилась поражением их самих и увеличением
славы Иеговы. - "Остаток гнева Ты укротишь". Ты не дашь всецело излиться
Твоему гневу на врагов, т. е., хотя гибель ассириян была и ужасной, но
она не явилась полным выражением того гнева Иеговы, который они
заслуживали, Бог был к ним милостив.
Понимают и так: Ты, Господи, сохранил остаток гнева, чтобы излить его на
врагов, в случае новых нападений с их стороны, т. е. навсегда сохранить
от них.
12. "Все, которые вокруг Него" - разумеются языческие народы, живущие
вокруг Палестины. Возрастающее военное могущество Ассирии и
самостоятельность этих народов являлись постоянной угрозой, а потому
гибель под стенами Иерусалима военной силы Ассирии должна внести
успокоение в них и наполнить их чувством благоговейной благодарности
пред Богом еврейским.