|
|
Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 82
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против
хранимых Тобою;
5 сказали: `пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более
имя Израиля.'
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми
вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: `возьмем себе во владение селения Божии'.
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею
землею.
Из
содержания видно, что псалом написан по поводу нападения на евреев союза
враждебных им народов под главенством "сынов Лотовых" (9), т. е.
аммонитян и моавитян, как происшедших от сыновей Лота. Такой эпохой в
жизни еврейского народа было царствование Иосафата, при котором напали
на него моавитяне и аммонитяне с некоторыми из страны "Маонитской" и
обитателями горы Сеир (2 Пар XX:1-2, 10). Гора же Сеир, или гора
Идумейская, в разных своих частях имела населения разных племен, куда
входили, напр., Идумеяне ("сыны Едомовы"), амаликитяне и гевал,
обитавшие на северном склоне Сеирского хребта, к югу от Мертвого моря.
Под упоминаемыми в кн. Паралипоменон "Маонитянами" можно разуметь
Аравитян, к которым принадлежали измаильтяне и агаряне, указанные в
псалме.
Упоминаемые в псалме филистимляне, всегда враждебно настроенные по
отношению к иудеям, легко могли принять участие в коалиции этих народов,
равно как и тиряне, мирные отношения которых за смертью Соломона
совершенно прекратились. Таким образом со временем Иосафата совпадают
указания псалма на народы, которые тогда теснили евреев. Название имени
Асафа в надписании псалма тоже отвечает данному времени. Когда жители
иудеи молились пред Господом о спасении от врагов, то пророк Иозиил (из
потомков Асафа) получил откровение от Бога, ободрившее евреев обещанием
чудесной помощи (2 Пар XX:14-17). Он-то, вероятно, и был писателем этого
псалма.
Боже! Защити нас от врагов, соединившихся для полного нашего уничтожения
(2-5). Сговорились единодушно многочисленные племена под главенством
сынов Лотовых (6-9). Порази их, как Ты поразил некогда хананеев и
мадианитян, развей их как пыль, сожги, как огонь сжигает все, да
постыдятся они, погибнут и да познают Тебя, единого над всею землею
(10-19).
2. Смысл образных выражений - не замедли, Господи, своей помощью нам.
4. "Составили коварный умысел" - в смысле скрытый, так как нападение их
на Иудею было для Иосафата совершенно неожиданным (2 Пар XX:2).
5. Нападение являлось тем более грозным, что враги задавались целью
полного уничтожения народа Божия - "чтобы не вспоминалось более имя
Израиля" (2 Цар XX:11).
6. "Сговорились единодушно", т. е. была составлена коалиция, союз, и
нападение было одновременным. Указание на союз свидетельствует, что
псалом не может быть относим ни ко времени Давида, ни ко времени плена
вавилонского, ни ко временам Маккавейским, так как ни в одно из этих
времен не было такого союза и с таким составом племен.
7:-9. См. введение к псалму.
10-12. Иавин был царь хананейский, Сисара - его полководец, уничтоженные
судьею Вараком. Мадианитяне с царями Зевеем и Салманом и полководцами
Оривом и Зивом были разбиты Гедеоном. Аендор лежал недалеко от Фавора,
вблизи места победы Барака.
13. "Возьмем себе во владения селения Божии" - завладеем и поселимся в
стране народа, которому покровительствует Бог. Богатая добыча, которая
досталась Иосафату после гибели врагов, указывала, что движение их на
Иудею было переселением со всем своим имуществом и семьями. Очевидно,
враги были уверены в победе и стремились не только к завоевательным
целям для расширения своего политического влияния и обогащения, но и к
полному уничтожение Иудейского царства.