|
|
Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 14
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на
святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце
своем;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не
принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся
Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против
невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Этот
псалом, сходный по содержанию с XXIII, написан по поводу перенесения
Давидом Кивота Завета из дома Аведдарова во вновь построенную скинию на
Сионе. Случай с Озою, неблагоговейно прикоснувшимся к этой великой
святыне, был причиной, что Ковчег Завета временно был поставлен в дом
Аведдара и наполнил Давида глубоким огорчением: - он думал, что Господь
не благоволит к нему. Когда же на дом Аведдара стали изливаться милости
от Господа, Давид увидел, что Господь возвращает ему Свое благоволение.
Это наполнило Давида чувством благоговейного ликования, выразившегося в
составлении этого гимна - обета.
Кто может обитать около жилища Господня? Кто чист мыслями и делами,
(1-2), кто ни словом, ни поступками не причиняет ближнему зла (3-5).
1. "Жилище" Божие - скиния; "гора святая" - гора Сион.
2. "Ходить непорочно и делать правду" означает чистоту поступков и
согласие их с законом Бога; "говорить истину в сердце" - быть
безупречным в своих мыслях и желаниях, не только во внешних делах.
3-5. Определяются свойства праведного с отрицательной стороны. Праведен
тот, кто как сам ни словом, ни делом не причиняет ближнему зла, так и не
слушает на последнего клевет от других, праведен тот, кто презирает
"отверженного". Последний противополагается "боящимся Господа", т. е.
благоговейным Его чтителям, поэтому, под отверженным разумеется
богохульник, не признающий и не почитающий Бога. Презрением к нему
узаконяется не жестокое обращение или преследование личности
отверженного, а пренебрежение к идейной, духовной стороне его жизни.
Праведный "клянется, хотя бы злому, и не изменяет". Злой - нечестивый.
Клятва всегда дается с призыванием имени Господа и как такая, она не
может направляться к чему-либо нравственно-дурному и нечистому. Такая
клятва обязывает клянущегося делать только добро, а потому, хотя бы она
была дана и злому человеку, нечестивому, она требует исполнения и не
составляет проступка пред Богом, так как не заключает в себе сочувствия
и содействия нечестивому в его нечестии. "Отдавать серебро в рост" -
ростовщичествовать, что строго запрещалось законом Моисея (см. Исх
XXII:24; Лев XXXVI-XXXVII). "Принимать дары против невинного" - брать
взятки на суде. - "Поступающий так не поколеблется во век" - будет
пользоваться непоколебимым, постоянным благоволением Бога. Указание
общее, оно может означать как блага внешней жизни, земной, так и вечную
близость с Богом, т. е. небесную жизнь.