|
|
Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 79
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошанним-Эдуф. Псалом Асафа.
2 Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на
Херувимах, яви Себя.
3 Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди
спасти нас.
4 Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
5 Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?
6 Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере,
7 положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над
нами.
8 Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
9 Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее;
10 очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю.
11 Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии;
12 она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки.
13 Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие
по пути?
14 Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее.
15 Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград
сей;
16 охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил
Себе.
17 Он пожжен огнем, обсечен; от прещения лица Твоего погибнут.
18 Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим,
которого Ты укрепил Себе,
19 и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое.
20 Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
Псалом назначен для исполнения на музыкальном инструменте наподобие
лилии (шошанним - лилия). "Едуф" - записки, объявление, указывающее на
особенное внимание, которое должно быть обращено современниками на этот
псалом ввиду его важности.
Псалом написан певцом из поколения Асафа. Писатель молится за царство
Израильское, над которым просит Бога проявить Свое благоволение (2-6).
Евреи подвергаются унижениям со стороны соседних народов (7:), которые
свободно опустошают их страну (13-14). Писатель молит об охранении
своего народа от угрожающих опасностей (15-18).
Вероятнее всего псалом написан уже после разрушения царства Израильского
ассириянами (почему у 7:0 прибавлено: "на ассириянина"), когда уже и
Иудее стала угрожать близкая гибель, хотя она еще существовала, так как
в псалме совершенно нет указаний на разрушение храма и Иерусалима. Таким
временем состояния Иудеи нельзя считать время царствования Езекии, так
как тогда она (Иудея), несмотря уже на пленение Израильского царства,
находилась в довольно цветущем положении, особенно после гибели под
стенами Иерусалима войск Сеннахирима. Указанные опасения писателя псалма
за возможную гибель царства Иудейского могли основываться только на
целом ряде событий зловещих и тяжелых в жизни своего народа: эти события
начинаются особенно с царствования Манассии и с особенной силой
проясняются во времена Иоакима (см. указание их в ст. 13-14).
Пастырь Израиля! Прояви свою силу над Ефремом, Вениамином и Манассией.
Восстанови нас и спасемся (2-4). Надолго ли Ты оставил нас? Ты напитал
нас слезами и сделал посмешищем для врагов (5-8). Ты перенес из Египта
виноградную лозу, которая глубоко пустила корни и широко распростерла
ветви. Но Ты разрушил ее ограждение, звери объедают ее (9-14). Обратись
же, Господи, и защити Своей силой Твою отрасль! Да будет над нею десница
Твоя и мы не отступим от Тебя (15-20).
2. Отношения Бога к израильскому народу изображаются как отношение
пастыря к овцам, которых первый оберегает и питает. - "Восседающий на
Херувимах". Изображения последних находим над крышкой Ковчега Завета.
Так как херувим служит символом быстроты, то молитва "яви Себя" означает
- поспеши придти со Своею помощью.
3. Колено Ефремово было самым многочисленным, богатым и влиятельным в
царстве Израильском, почему часто именем Ефрема обозначается вообще
десятиколенное царство. До Давида и после разделения царства Еврейского
оно имело преобладающее значение и влияние в ходе жизни сначала всего
народа, а потом Израиля. Манассия упоминается здесь как родоначальник
колена, происшедшего от брата Ефремова. Вениаминово колено по воцарении
Давида разделилась; одна часть признавала его царем, другая - нет, и
впоследствии, после Соломона, одна половина этого колена вошла в состав
царства Израильского. Молитва за Израиля указывает, что последний был
беспомощен помочь себе. Здесь нужно понимать гибель этого царства от
ассириян.
4. Припев, повторяющийся в псалме три раза - в ст. 4, 8 и 20. -
"Восстанови" - молитва писателя от лица Израиля и за Израиля, который
представляется потерявшим силу и значение, утративший свою самобытность,
о восстановлении которой и молит автор.
5. "Гневен к молитвам" - не исполняешь прошений, выраженных в молитвах.
6. "Напитать хлебом слезным, напоить слезами" - не давать просвета в
жизни, осыпать только несчастиями.
9. "Виноградной лозой" называется еврейский народ, выведенный из Египта.
- "Выгнал народы, посадил ее" - разумеется завоевание евреями Палестины,
очищение последней от населявших ее языческих племен и упрочение здесь
политического значения и силы евреев.
11-12. Евреи в Палестине размножились и границы их владений были
обширны; "горы покрылись тенью", они касались гор идумейских с юга;
"ветви ее как кедры", которые росли преимущественно на Ливане, северной
границе Иудейского царства. "Ветви свои до моря" Средиземного, западная
граница; "отрасли свои до реки" - Евфрата - восточная граница.
13-14. Под проходящими по пути, лесным вепрем и полевым зверем
разумеются враждебные соседние народы, достоянием которых стала делаться
Палестина. Так, напр., Израиль в царствование Езекии погиб от ассириян,
которые произвели значительные опустошения и в Иудее; при Манассии те же
ассирияне напали на Иудею и отвели в плен самого царя; при Иосии было
опустошение от фараона, а при преемниках Иосии стали учащаться нападения
вавилонян.
Враги сравниваются с "лесным вепрем", с диким кабаном, который
производил громадные опустошения в виноградниках подкапыванием лоз.
Достаточно одному кабану попасть туда, и он в одну ночь губил большой
виноградник.
15. "Обратись" - взгляни милостиво, защити.
16. "Отрасли", - т. е. народ еврейский, как отросток от корня,
избранного Богом, т. е. Авраама.
18. "Муж десницы" - излюбленный муж, стоящий подле правой руки, был
"Вениамин" (см. Втор XXXI:12). Вениамин здесь берется для обозначения
всего Израильского царства. "Сын человеческий" - весь иудейский народ.
Название сына ему было дано Богом еще в Египте (см. Исх VI:22; пр. Ос
XI:1).
- "Которого Ты укрепил Себе" - избрал для Своего особенного руководства.
Это руководство и покровительство, действительно, оказывалось Богом
всему народу еврейскому за время его жизни и поселения в Палестине. Это
же покровительство было источником той политической и внешней силы,
которую евреи приобрели в глазах всех соседних языческих народов.
Всему еврейскому народу писатель молит Господа послать "руку", т. е.
помочь.
19. "Оживи". Это выражение относятся к Израилю, который изображается
мертвым, конечно, в политическом смысле, так как он был отведен в плен
ассириянами. Эта гибель царства Израильского была злым предзнаменованием
для Иудеи, уже умиравшей во время жизни писателя, почему он и молит о
"милостивой руке Господа", которая бы оживила и воскресила это царства.