|
|
Книга пророка Исайи
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Глава
64
1 О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего,
2 как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать
известным врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись бы народы.
3 Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные, и нисходил, - горы
таяли от лица Твоего.
4 Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал
другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на
него.
5 Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду, поминающего Тебя
на путях Твоих. Но вот, Ты прогневался, потому что мы издавна грешили; и
как же мы будем спасены?
6 Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша - как
запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как
ветер, уносят нас.
7 И нет призывающего имя Твое, который положил бы крепко держаться за
Тебя; поэтому Ты сокрыл от нас лице Твое и оставил нас погибать от
беззаконий наших.
8 Но ныне, Господи, Ты - Отец наш; мы - глина, а Ты - образователь наш,
и все мы - дело руки Твоей.
9 Не гневайся, Господи, без меры, и не вечно помни беззаконие. Воззри
же: мы все народ Твой.
10 Города святыни Твоей сделались пустынею; пустынею стал Сион;
Иерусалим опустошен.
11 Дом освящения нашего и славы нашей, где отцы наши прославляли Тебя,
сожжен огнем, и все драгоценности наши разграблены.
12 После этого будешь ли еще удерживаться, Господи, будешь ли молчать и
карать нас без меры?
В
этой главе продолжается и заканчивается та самая молитва, которая
составляла и большую часть предшествующей (гл. 63, с 7 ст.). Вот почему
нельзя не согласиться с Дилльманном, который находит, что деление этих
глав произведено неудачно (u"bel getrennt). В частности, как мы уже
говорили выше (см. наш коммент. на 7 ст. 58 гл. ), 64 глава заключает в
себе два отдела пророчественно-покаянной молитвы Израиля: один (с 1 по 7
ст. ) - историческо-покаянный, другой (с 8 по 12 ст. ) -
умилостивительно-просительный,
1-4. Молитвенное исповедание Всемогущества и грозной силы Господа. 5-7.
Глубокое сознание Израилем своей собственной греховности, навлекшей на
него праведный гнев Божий. 8-12. Усердная молитва к Богу о прощении и
помиловании Его народа.
1-2 О, если бы Ты расторг небеса и сошел! Горы растаяли бы от лица
Твоего, как от плавящего огня... содрогнулись бы народы. "Эта речь
поэтическая, гиперболическая, изображает высочайшее величие Бога и
страшные действия, в которых проявляется святость, правосудие и
всемогущество Бога на погубление врагов и спасение избранных, Когда Бог
сходит с высоты небес на низшее небо - атмосферное, то, кажется, все
приходит в смятение, поднимаются вихри, громы и молнии; когда
приближается к земле, то земля колеблется и горы расплавляются, как от
огня, от страшного величия Божия". (Еп. Петр. Цитир. сочинение, с. 324).
Сам образ "расторжения небес" и снисшествия оттуда Господа для
откровения Его воли и проявления суда - один из наиболее употребительных
в Библии: с ним мы встречаемся еще в истории вавилонского столпотворения
(Быт 11:5) и наказания нечестивых городов - Содома и Гоморры (Быт
18:21), его мы видим в истории самого дарования закона на Синае (Исх
19:11; 20:18), о нем читаем у псалмопевца: "наклонил Он небеса и сошел,
и мрак под ногами Его" (17:10), с ним имеем дело и во многих других
местах, не только Ветхого, но и Нового Завета. У псаломопевца мы находим
яркую параллель и во второй половине этого образа, говорящей о
последствиях такого Божественного схождения на землю: "пред Ним идет
огонь и вокруг попаляет врагов Его. Молнии Его освещают вселенную; земля
видит и трепещет. Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа
всей земли. Небеса возвещают правду Его и все народы видят славу Его"
(96:3-6). Стихи эти стоят в ближайшей логической связи с 15-ым и 3-4
стихами предыдущей главы.
3-4 Когда Ты совершал страшные дела... горы таяли от лица Твоего...'То,
что в двух предшествующих стихах выражалось лишь гипотетически, здесь
утверждается уже фактически. О великих и страшных делах Господа Библия,
действительно, говорит неоднократно (Втор 10:21; Пс 105:22 и др.).
Подтверждает она и тот образ, что Господь есть "огонь поядающий" (Втор
4:24).
Ибо от века не слыхали, не внимали ухом и никакой глаз не видал другого
бога, кроме Тебя, который бы столько сделал... Мысль эта совершенно в
духе того отдела, который обнимает собой 40-45 гл. кн. пророка Исаии
(см. напр., 40:12-13, 17, 22-23, 28; 41:22-24; 43:9; 44:11, 25; 45:21 и
др.). Заслуживает особенного внимания то, что Апостол Павел, приведя это
текст из пророка Исаии, прилагает его к неизреченной тайне воплощения,
которая одновременно и превышает собой всякое разумение человека и
является откровением высочайшей любви Бога к людям (1 Кор 2:9).
5. С 5 по 7 ст. включительно идет исповедание божественного благоволения
к праведникам и глубокое сознание своей собственной греховности.
Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду... Действительно,
всякое, хотя бы сравнительное и незначительное, проявление искренней
религиозности и действительного послушания Богу не оставалось без
награды, как это мы видим на примере многочисленных библейских
праведников (Исх 33:17; 34:9; Пс 4:8; 36:25).
Как же мы будем спасены? Если мы припомним многочисленные и резкие
обличения нечестия, беззакония, ханжества и лицемерия народа
израильского, рассеянные по разным местам кн. пророка Исаии (1:4, 6,
11-15, 21-23; 3:9; 58:2-5; 59:2-3, 12-13 и др.), то нам не покажется
особенно странным и этот вопрос, в котором слышится как будто бы нота
отчаяния в спасении от острого и мучительного сознания всей глубины
своего падения. Впрочем, LXX и славянский текст отнесли эту фразу к
началу следующего стиха и перевели ее несколько иначе: "сего ради
заблудихом..."
6-7 Вся праведность наша, как запачканная одежда... Кроткая, но
выразительная характеристика нечестия Израиля, точнее, его ханжества и
лицемерия. Она вполне совпадает с теми, что пророк подробнее развивал
раньше (1 гл. и 58 и 59 гл.). Употребленное здесь сравнение внешне -
законнической праведности с запачканной одеждой довольно близко
известному евангельскому образу "гробов окрашенных" в обличительной речи
Самого Господа, сказанной Им против книжников и фарисеев (Мф 23:27-28).
8. С 8 по 12 ст., т. е. до конца данной главы, идет последний,
заключительный отдел молитвы Израиля, в котором он взывает к милосердию
своего небесного Отца, исходя из крайней бедственности своего настоящего
положения,
Но ныне, Господи, Ты - Отец наш; мы - глина, а Ты - образователь наш...
Характеристичен для пророка Исаии здесь самый образ горшечника и глины,
так как он употреблялся им уже и раньше (29:16; 45:9). Весьма вероятно,
что он ведет свое начало из самой истории творения человека Богом (Быт
2:7); хотя в данном-то случае здесь, очевидно, идет речь об особом
Божественном избранничестве Израиля, на что однажды уже и была сделана
ссылка в той же самой молитве (58 гл. 16 ст.) Образ этот у пророка
Иеремии вырос в целое символическое видение о судьбах Израиля и Иуды
(Иер 18 гл.) и она же комментируется Апостолом Павлом в его послании к
Римлянам (9:20 и след.).
9 Не гневайся же, Господи... не вечно помни беззакония... Новая,
усиленная просьба к Богу о помиловании, напоминающая слова псалмопевца:
"доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно... не помяни нам грехов
наших предков..." (Пс 77:5, 8). Дерзновенность такой просьбы находит
себе объяснение и основание в одной из предшествующих речей Самого
Господа, возвещенных через пророка: "Я, Я Сам изглаживаю преступления
твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну" (43:25, ср. еще 44:22).
10-11 Города святыни Твоей сделались пустыней... Иерусалим опустошен.
Дом освящения и славы нашей сожжен... В подкрепление своей усиленной
просьбы о помиловании Израиль указывает на свой тяжелый политический и
религиозный кризис, когда все, некогда цветущие города его, превратились
в развалины и пустыни, когда разграблена самая столица его
теократического царства - г. Иерусалим, когда сожжен даже и
ветхозаветный храм - этот высший центр национального объединения и
религиозного освящения еврейского народа. Описание это, по справедливому
замечанию Dillmann, близко напоминает содержание кн. Плач Иеремии и
отчасти - Псалма 78. А это все имеет непосредственное отношение к
бедствиям вавилонского плена. Отсюда мы думаем, что и пророк Исаия
говорит здесь, прежде всего, об этом, ближайшем к нему или даже и вовсе
современном ему событии; а затем уже пророчески-прообразовательно он
намекает и на будущее окончательное разрушение Иерусалима римлянами, как
думают многие из святых отцов (блаженный Иероним и святой Кирилл
Александрийский). Показание это важно для установки хронологии данной
главы: ясно, что она не могла быть написана после вавилонского плена
(как думают рационалисты), ибо тогда Иерусалим и храм снова были
восстановлены.
12 Господи, будешь ли молчать и карать нас без меры? Заключительный
вопль молитвы, очень близкий к заключительным словам кн. Плача: "неужели
ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно?" (Плач 5:22).