|
|
Книга пророка Исайи
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Глава
50
1 Так говорит Господь: где разводное письмо вашей матери, с которым Я
отпустил ее? или которому из Моих заимодавцев Я продал вас? Вот, вы
проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша.
2 Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не
отвечал? Разве рука Моя коротка стала для того, чтобы избавлять, или нет
силы во Мне, чтобы спасать? Вот, прещением Моим Я иссушаю море,
превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают
от жажды.
3 Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их.
4 Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять
изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я
слушал, подобно учащимся.
5 Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад.
6 Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не
закрывал от поруганий и оплевания.
7 И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице
Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде.
8 Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем
вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне.
9 Вот, Господь Бог помогает Мне: кто осудит Меня? Вот, все они, как
одежда, обветшают; моль съест их.
10 Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во
мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге
своем.
11 Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными
стрелами, - идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами! Это
будет вам от руки Моей; в мучении умрете.
1-3.
Грехи и преступления Израиля, как причина оставления его Богом. 4-9.
Самоотверженное служение народу Мессии, вспомоществуемое Самим Господом.
10-11. Ободрение верующих в Мессию-Спасителя и грозный приговор над
неверующими в Него.
1-3. Вступительный отдел настоящей главы настолько тесно связан с
содержанием предыдущей, что многие из комментаторов так их и не
разделяют, а самостоятельный отдел 50-ой главы начинают лишь с 4-го
стиха (Еп. Петр, Dillmann, Duhm etc.). В главе 49-й на жалобу Сиона, что
Господь забыл и оставил его (14), пророк обстоятельно ответил, что
Господь никогда не забывал и не может забыть Своего верного Сиона, что
Он, наоборот, умножит, вознесет, прославит и высоко поставит его над
всеми его врагами. Но, как неоднократно мы отмечали и выше, все эти
обетования относились лишь к "верному Сиону", т. е. к духовному Израилю,
или новозаветной церкви, куда войдет только небольшой "остаток"
исторического, плотского Израиля; большинство же его останется за
оградой церкви и вне особого Божественного попечения о нем. Справедливо
находя, что вышеуказанная жалоба на оставленность и покинутость Богом
исходила также и от лица этого большинства, пророк не оставляет без
ясного ответа и его, убедительно доказывая, что ответственность за такой
печальный исход дела лежит не на Боге, Который все делал, чтобы
сохранить и удержать при Себе народ еврейский, а на самом этом
непослушном и вероломном народе.
Где разводное письмо вашей матери, с которыми Я отпустил ее? Исходя из
контекста речи под "матерью" жалующихся здесь сынов Израиля (49:14)
должно разуметь Сион, или Иерусалим, как духовно-политический центр
всего объединенного Израиля. Аналогия же отношений Господа к Израилю с
брачным или семейным союзом вообще - это один из наиболее
употребительных в Библии образов, особенно часто встречающийся в
обличительно-увещательных речах пророков (Ос 2:4; Иер 3; Иез 16 и 17 гг.
и др.). Особенно поучителен в этом отношении аллегорический образ
любодейной жены, подробно развитый в трех первых главах у пророка Осии
(1-3 гг.).
Но центр тяжести здесь, собственно не в этом. Из общепризнанной аналогии
отношения Всевышнего к Сиону, как мужа к жене, пророк хочет вывести и
ответ на поставленный вопрос - почему Господь покинул большинство
Израиля? Обыкновенно, когда такое взаимное разобщение между супругами
происходит у евреев, то оно всегда основывается на разводном письме,
которое по закону должен выдать муж отпускаемой им жене, с указанием
самой причины развода (Втор 24:1-3). Следовательно, когда инициатива
развода исходила от мужа, жена всегда владела особый, важным документом,
нередко совершенно реабилитирующим ее в глазах посторонних, третьих лиц.
Пророк и требует теперь от отпущенной Богом жены Израиля предъявления
этого документа. Оказывается, такого документа у матери сынов Израилевых
не имеется; следовательно, на Господа, как на другую сторону в этом
расстроившемся браке, не может падать даже и тени ответственности за
данный развод, который весь целиком приходится насчет второй,
единственно виновной половины, т. е. самой матери Израиля.
Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать
ваша. В этом и заключается истинная причина того, что большинство
Израиля оказалось лишенным Божественного покровительства. Не от Господа
происходит отвержение своего народа (Рим 11:1-2) и не Он продал чад
Своих. Сами они отреклись Святого и Праведного (Деян 3:14) и один из
учеников Его продал своего Учителя (СПб. проф.).
2 Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не
отвечал? Если бы Господь дал разводное письмо Израилю, то Он бы все же
нес известную часть ответственности за происшедший разрыв. В
действительности же, Он нисколько не сочувствовал и не содействовал
такому разрыву, но, наоборот, заботился об его упрочнении и силе, хотя и
не встречал соответствующего отклика с другой стороны.
Вот прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них
гниют от недостатка воды и умирают от жажды. Этими словами дается
довольно прозрачный намек на факты Божественного посещения Израиля, т.
е. оказания ему помощи и заступления, как, напр., при переходе евреев
чрез Чермное море (Исх 14), или при разделении вод Иордана во времена
Иисуса Навина (Нав 3) или при обращении воды в кровь во время египетских
казней (Исх 7:20-21). Но Иерусалим, избивший пророков и камнями побивший
посланных от Господа, не уразумел даже в день торжественного входа в
него Господа того, что служило к его спасению и миру, как
засвидетельствовал это Сам Иисус Христос (Мф 23:37).
3 Я облекаю небеса мраком и вретище делаю покровом их. Едва ли здесь
нужно искать указаний на какие-либо определенные исторические факты:
по-видимому, это - обычная в Священном Писании обоих заветов ссылка на
Всемогущество Творца, имеющая свой полный смысл и в данном случае, на
свидетельство неизменности и верности Всевышнего, представляющее полный
контраст с вероломностью еврейского народа (Иер 4:28; Иез 32:7-8; Иоил
2:10; 3:15 Лк 21:25). Ввиду всего этого, виновность самого Израиля за
отвержение его Богом становится для всех очевидной и приговор Самого
Господа: "се оставляется дом ваш пусть" (Мф 23:39) - совершенно понятным
и глубоко справедливым.
4-5 С 4 стиха начинается новая речь или, точнее, возвращение к ранее
бывшей - о Сыне Божием, Его служении и свойствах (49:2-8 и 52:6-7).
Связь ее с предыдущей 49 главой станет совершенно естественной и ясной,
если мы из содержания двух этих глав исключим невольные отступления
(49:14; 50:3), вызванные необходимостью разобрать неосновательные жалобы
Израиля на Всевышнего.
Господь Бог дал мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять
изнемогающего... (Он) открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил
назад. Еще блаженный Иероним сетовал, что современные ему иудеи, желая
извратить смысл мессианских пророчеств, перетолковывают, между прочим, и
настоящее в том смысле, что относят его к личности самого пророка Исаии
и видят здесь простое Божественное ободрение пророку, чтобы он не падал
духом и не ослабевал в своей проповеди народу. Точно так же поступает с
данным пророчеством и большинство новейших, рационалистически
настроенных экзегетов (Гроцей, Кальвим, Баухер, Гезен, Умбр, Гимцес,
Гоффманн, Кнобель, Бригс и мн. др.). Но более внимательный анализ
данного пророчества и беспристрастное сличение его, как с контекстом
речи, так и с параллелями, убеждает в том, что субъектом речи выступает
здесь не пророк, а уже известный нам Мессия. Уже одно первое показание,
которое делает здесь о себе говорящий, что Господь дал ему язык мудрых
дает как сильное опровержение рационалистической гипотезы ("пророк едва
ли бы стал прославлять свои добродетели" - справедливо замечает Orelli -
183 c.), так и веское подтверждение нашего мнения, поскольку раскрывает
очень близкое сходство данного образа с раннейшим, несомненно
мессианским местом: и соделал уста Мои, как острый меч (49:2 ст. наш
комм. на это место).
Силу своего слова и язык своей Божественной мудрости Мессия обнаружил
еще 12-ти летним отроком в храме Иерусалимском перед сонмом книжников и
фарисеев (Лк 2:47). Про последующую же Его, собственно мессианскую
проповедь Спасителя, все евангелисты согласно замечают: "и дивились Его
учению, ибо слово Его было со властью" (Лк 4:32; Мф 7:28-29).
Относительно содержания и происхождения этой проповеди пророк, по
обычаю, предлагает особый образ. Отношение Всевышнего к Своему Отроку он
уподобляет отношению заботливого и настойчивого учителя к прилежному и
внимательному ученику: как такой учитель ежедневно утром пробуждает
своего ученика и всячески поддерживает его внимание и слух ("пробуждает
ухо"), так и Господь открывает ухо послушающего Его и влагает в него
содержание известного учения. Любопытно, что этот образ ("ты открыл Мне
уши") встречается еще раз в одном псалме, имеющем, вообще, довольно
близкое отношение к рассматриваемому месту из пророка Исаии (39:7).
Но с текстом того псалма произошла интересная история: Еврейский =
мазоретский текст так и перевел его буквально: "Ты открыл мне уши". LXX
же и наш славян. перевели совершенно иначе: "Тело же свершил мне еси".
Такой перевод должно признать очень древним и авторитетным, потому что
апостол Павел в Послании к Евреям цитирует именно его (Евр 10:5) и видит
в нем пророчество о великой Голгофской жертве. [Также, видимо, его
вполне можно толковать и как пророчество о даровании верующим Тела
Христова в приобщение к Господу? Прим. ред. ] Впрочем, связь и данного
пророчества Исаии с идеей жертвы становится очевидной из последующего
контекста: Я не воспротивился, не отступил назад. Очевидно, Мессия,
изображается здесь в положении внимательного ученика ("с открытым
ухом"), рисуется также и весьма послушным учеником, как это подтверждает
и апостол, говоря: "смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти
крестной". (Флп 2:8).
Общий смысл обоих разбираемых здесь стихов будет, следовательно, таков.
Мессия получит от Бога удивительный дар убеждения и мудрости, который
Он, главным образом, направит на помощь всем изнемогающим в тяжелой
жизненной борьбе против религиозной, нравственной и общественной
неправды (42:7; 61:1-2; Мф 11:28). И все это - как слова, так и дела
Мессии - не продукт его собственной фантазии, а непосредственное
откровение воли Самого Бога; "Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как
слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли
пославшего Меня Отца" (Ин 5:30). "Я ничего не делаю от Себя, но как
научил Меня Отец Мой, так и говорю. Пославший Меня есть со Мною; Отец не
оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно" (Ин
8:28-29),
Сын настолько "навык послушанию" Богу-Отцу, что ради этого идет на
величайшее самопожертвование уничижения и рабства, до позорной смерти
включительно: "вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю
исполнить волю Твою, Боже мой" (Пс 39:8). "Не Моя воля, но Твоя да
будет" (Лк 22:42); хотя, впрочем, обе эти воли, в силу единосущия
Божества, вполне совпадают между собой: "Я и Отец - одно". (Ин 10:30).
6 Я предал хребет Мой бьющим и ланиты Мои - поражающим; лица Моего не
закрывал от поруганий и оплевания. Если конец предшествующего стиха еще
довольно прикровенно намекал на состояние добровольного уничижения и
крестной смерти Мессии, то настоящий стих говорит обо всем этом с такой
поразительной пророческой ясностью, которая сильно напоминает нам
исторические повествования евангелистов (Мф 26:67; 27:26-30; Ин 19:1-4;
и др.).
"Все, что было типического в личности Иова (Иов 30:10), что
типически-пророческим образом пред изображалось о страданиях в псалмах
Давида (Пс 21:17-18), о чем говорил в своих жалобных речах пророк
Иеремия (Иер 20:10), все это находит совершенное исполнение в личности
Мессии" (Delitzsch). Гебраисты находят, что вместо слова "поражающим"
должно стоять "вырывающим мне волосы". Это уже такая деталь мучений, о
которой евангелисты умалчивают; но что она была вполне возможна, об этом
свидетельствует аналогичный случай из послепленной эпохи (Неем 13:25).
Вообще же говоря, по силе своей изобразительности и ясности настоящий
стих может быть поставлен в параллель лишь с 53 гл. пророка Исаии (5 ст.
и след.).
7. С 7-9 идет выяснение истинного характера такого добровольного
уничижения Мессии. В глазах самообольщенных иудеев, подобное унижение
Мессии могло колебать Его авторитет и давать повод к непризнанию Его за
Мессию. Пророк и спешит здесь предупредить это ложное извинение и
рассеять такой предрассудок, продолжая говорит опять же от Лица Самого
Мессии.
"Унижаемый от людей и оставляемый всеми (Мф 26:31, 56; Мк 14:27, 50). Он
не падает духом и не приходит в смущение, зная, что Господь, Отец Его,
есть помощник и защитник Его (Ин 16:32; 8:29), что никто не может
обличить Его "о грехе" (Ин 8:46), все же противники Его, будучи
противниками вместе с тем и Бога (Ин 12:47-50), погибнут от нравственной
порчи (Ин 8:24), как одежда от моли" (Толков, СПб. проф. с. 787).
Яне стыжусь... держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в
стыде. Так как Мессия не совершил никакого нравственно преступного
деяния, за что Он должен был бы стыдиться, и так как все, что Он делал -
делал от Лица Самого Бога и при всегдашней Его помощи, то Он может
высоко держать Свое лице, смело смотреть всем в глаза и быть
несокрушимым и твердым, как кремень, перед всеми выражениями людской
ненависти и злобы. Любопытно, что такие характерные выражения, как "быть
в стыде" и "держать свое лице" встречаются и в первой половине кн.
пророка Исаии (29:22; 37:27).
8-9 Близок оправдывающий Меня... Вот, Господь Бог помогает Мне... В этих
словах пророк как бы сопоставляет беззаконный приговор неправедных судей
с вечным приговорам Божественной Правды, пред лицем Которой это
временное уничижение явилось источником вечной славы, как Самого Господа
Иисуса Христа, так и всех уверовавших в него (Рим 1:4; 1 Тим 3:16; Деян
3:14 и др.). Самый драматизм в картине этого суда также весьма
характерен для обеих частей кн. пророка Исаии (1:18; 3:13-14; 5:3; 34:5;
41:1 и др.).
10-11 Два последних стиха образуют естественное заключение речи, причем
первый преподает ободрение и вместе призыв "послушавшим" гласа Мессии, а
второй - возвещает тяжелую участь противящимся Ему.
Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его?... LXX последний
глагол, вместо изъявительной формы, перевели в повелительной: "да
пoслушается", что, ввиду последующего контекста, будет, по-видимому,
правильнее выражать мысль пророка. Здесь, таким образом, делается призыв
ко всем боящимся Господа и стремящимся выйти из мрака к свету, чтобы они
не упорствовали признать и Посланника Божия за истинного Мессию, в
Котором сосредоточено исполнение закона и пророков (Мф 5:17).
11 Вот, все вы, которые возжигаете огонь... идите в пламень огня
вашего... Настоящий стих как бы развивает мысль 9-го стиха - о гибели
всех врагов Мессии. Они сами своими заблуждениями, пороками и прямой
враждой приготовили себе тот ужасный костер, на котором и найдут свою
окончательную погибель. Историческое исполнение данного пророчества
можно видеть в трагическом повествовании о последних днях Иерусалима
(Иосиф Флавий "О войне иудейской").
Это будет от руки Моей; в мучении умрете. Т. е. за ваши беззакония Бог
допустит вам принять ужасные мучения, как об этом говорит и другой
пророк: "ты чрез себя лишишься наследия твоего, которое Я дал тебе, и
отдам тебя в рабство врагам твоим, в землю, которой ты не знаешь, потому
что вы воспламенили огонь гнева Моего; он будет гореть вовеки". (Иер
17:4). Основываясь на контексте и сравнении параллелей (49:2, 6, 8 и
др.), мы должны этот суровый приговор приписывать также Мессии. Хотя
это, по-видимому, и не отвечает образу кроткого, смиренного и
любвеобильного Отрока Господня, но не надо забывать, что, кроме этих,
преобладающих черт, в образе Мессии существовали и другие, рисующие Его,
как Праведного Судию и нелицеприятного Мздовоздаятеля (Ин 5:22, 30; Мф
25).
Некоторые комментаторы (напр., The pulp. Commentary) находят, что 50-ая
глава не имеет связи с предыдущим повествованием и является кратким
фрагментом из какого-то утраченного произведения, который составители
кн. пророка Исаии сочли нужным сохранить для потомства и включить в эту
книгу. Но более внимательный и серьезный анализ этой главы с
очевидностью показывает как тесное родство ее с предыдущими мессианскими
отделами (42 и 49 гл.), так и ее вводный характер по отношению к важным
последующим главам (52-53 гл.).
Немало споров в экзегетической литературе вызвал также вопрос о субъекте
предсказания данной главы, т. е. о том, к кому относятся заключающиеся
здесь предсказания. Мы уже видели, что большинство раввинистических и
рационалистических комментаторов субъектом предсказания считает самого
пророка (см. комм. на 4 г.). Другие (Paulus Seinecke) - относят его не к
индивидуальному лицу, а к коллективному, разумея под ним лучшую часть
страждущей еврейской нации.
Против такого своеобразного взгляда говорит прямой смысл текста,
аналогия его с другими ветхозаветными параллелями и особенно -
поразительное совпадение его с евангельскими повествованиями; на все это
мы своевременно указывали при самом толковании текста. Здесь, в
добавление к сказанному, считаем нужным присоединить, что мессианский
смысл данной главы признавала еще глубокая христианская древность. Так,
святой Иустин мученик в своей "Апологии" 6 ст. 50-ой гл. считает
яснейшим пророчеством о страданиях Иисуса Христа. Тертуллиан в IV кн.
против Маркиона 6 ст. 50-ой гл. ставит наравне с мессианскими псалмами
(2, 21) и 53 гл. Исаии, относя все это к страданиям Спасителя. Точно так
же поступают святой Ириней Лионский, блаженный Иероним, святой Киприан и
др. Наконец, христологическое достоинство данного пророчества признают и
многие из средневековых и новейших экзегетов (Корнелий а Ляпид, Калмени,
Аллиоли, Павлюс, Генгетенберг, Дилльманн, Орелли и др. См. подробнее в
диссертации И. Григорьева "Пророчества Исаии о Мессии и Его царстве"
175-178). На этом основании Святая Церковь предлагает пророчество данной
главы в качестве паремийного чтения в Пятницу страстной седмицы за
третьим часом (50:4-11 ст.).