|
|
Книга пророка Исайи
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Глава
52
1 Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды
величия твоего, Иерусалим, город святый! ибо уже не будет более входить
в тебя необрезанный и нечистый.
2 Отряси с себя прах; встань, пленный Иерусалим! сними цепи с шеи твоей,
пленная дочь Сиона!
3 ибо так говорит Господь: за ничто были вы проданы, и без серебра
будете выкуплены;
4 ибо так говорит Господь Бог: народ Мой ходил прежде в Египет, чтобы
там пожить, и Ассур теснил его ни за что.
5 И теперь что у Меня здесь? говорит Господь; народ Мой взят даром,
властители их неистовствуют, говорит Господь, и постоянно, всякий день
имя Мое бесславится.
6 Поэтому народ Мой узнает имя Мое; поэтому узнает в тот день, что Я тот
же, Который сказал: `вот Я!'
7 Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир,
благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону:
`воцарился Бог твой!'
8 Голос сторожей твоих - они возвысили голос, и все вместе ликуют, ибо
своими глазами видят, что Господь возвращается в Сион.
9 Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь
народ Свой, искупил Иерусалим.
10 Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все
концы земли увидят спасение Бога нашего.
11 Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из
среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни!
12 ибо вы выйдете неторопливо, и не побежите; потому что впереди вас
пойдет Господь, и Бог Израилев будет стражем позади вас.
13 Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и
возвеличится.
14 Как многие изумлялись, смотря на Тебя, - столько был обезображен паче
всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих!
15 Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста
свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не
слыхали.
1-2.
Вторичное обращение пророка к Сиону и Иерусалиму. 3-6. Обнаружение силы
Божественного покровительства Иерусалиму чрез его внутреннее бессилие.
7-8. Возрожденный Сион посылает благовестников спасения во все концы
земли. 9-12. Торжественно-благодарственный гимн Богу за восстановление и
прославление Иерусалима. 13-15. Пролог к следующей главе - о
прославлении раньше унижаемого Мессии, явившегося в образе раба.
1-2 Вся эта глава, за исключением только трех последних стихов,
представляет собой продолжение предыдущей речи (с 51:17 ст.) - о
восстановлении Иерусалима. В частности, два первых стиха настоящей
главы, особенно выпукло изображают основную тему речи. Сион в них
олицетворяется под видом поруганной женщины, поверженной в прах, одетой
в рубище и закованной в цепи; и вот этой-то в конец униженной и
обесчещенной женщине пророк возвещает полную, обратную метаморфозу -
победоносное восстание, одежды величия и уничтожение всяких следов
рабства.
Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Отряси с себя прах,
пленная дочь Сиона... Любопытно отметить, что будущее прославление Сиона
описывается в таких чертах, которые составляют почти полную антитезу
будущему же поруганию Вавилона: сойди и сядь на прах, девица, дочь
Вавилона; сиди на земле... (47:1). О том, что здесь нужно разуметь под
брачным нарядом Сиона, мы говорили уже выше (см. комм. на 49:18).
Иерусалим, город святой! ибо уже не будет более входить в тебя
необрезанный и нечистый. Иерусалим называется городом святым (букв.
городом святости или святилища) потому, что в нем был храм (ср. на евр.
молен. ieruschalim codesch). Как в городе святом, в нем не должно быть
места для необрезанных и нечистых (ср. Иез 44:9; Зах 14:21 - СПб.
проф.). Но так как все это пророчество имеет, несомненно, мессианский
смысл, то, очевидно, что и в его речи об Иерусалиме, об обрезании и
чистоте - не более, как образы или символы для выражения высших идей -
духовно-нравственной святости и чистоты, т. е. того самого, что на языке
Священного Писания именуется "обрезанием сердца" (Деян 12:51; Рим
2:28-29; блаженный Иероним, святой Кирилл Александрийский). Следует
также отметить весьма близкое родство данного пророчества, не только по
содержанию, но и по букве, с одними из раннейших (35:8 ст. см. наш
ком.).
3 За ничто вы были проданы и без серебра будете выкуплены. Для
изображения картины будущего духовного торжества Сиона, пророк, по
своему обыкновению, пользуется красками из различных периодов жизни
(прошед., настоящ. и даже будущ.) исторического Израиля. Так, в
настоящем стихе он, в качестве подходящего образа, берет факт
вавилонского плена и избавления от него, подчеркивая в обоих одну черту
- их бескорыстный характер.
За ничто вы были проданы... Чтобы правильно понять эти слова, их следует
сопоставить с раннейшими: которому из моих заимодавцев Я предал вас?
Вот, вы проданы за грехи ваши... (51:1). Другая половина фразы и без
серебра будете выкуплены еще яснее, хотя и она имеет освещающую ее
параллель (45:13). Всем этим ясно обрисовывается
бескорыстно-величественный характер отношения Всевышнего к духовному
Израилю, который становится еще очевиднее, при сопоставлении данного
места с новозаветными текстами: "не тленным серебром или золотом
искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов; но драгоценной
Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца" (1 Пет 1:10-19).
4-5. Здесь говорится, что ни в прошлом, ни в настоящем исторического
Израиля не было ничего такого, что бы говорило о внутренней устойчивости
и жизнеспособности этой нации и что давало бы возможность предположить
ее самостоятельную силу. Наоборот, мы имеем только противоположные
познания истории, которые, хотя и молчаливы, но тем не менее
красноречиво свидетельствуют, что, если эта нация до сих пор еще
существует, то, очевидно, уже не своей силой, а помощью Бога.
5 Властители их неистовствуют... и постоянно... имя Мое бесславится...
Кого здесь нужно понимать под властителями - вавилонское или иудейское
правительство? Хотя большинство экзегетов (Orelli, Dillmann, The Pupl.
Comm., Властов и др.) и склонны видеть здесь указание на вавилонских
властей; но мы не думаем, чтобы это было правильно, и предпочитаем
находить здесь характеристику полного внутреннего разложения иудейской
нации, приведшего ее и к внешнему политическому краху (ср. 27:14; 43:28;
51:20 - СПб. проф. Еп. Петр, блаженный Иероним и др.). Чрез такое
поведение первосвященников и вождей еврейской нации и через всю, вообще
печальную политическую судьбу Израиля, имя Господа - покровителя этой
нации - несомненно, должно было подвергнуться сильным нареканиям у всех
язычников, которые поражение той или другой народности везде объясняли
победой одних божеств над другими (Иез 36:20).
6 Поэтому народ Мой узнает имя Мое... узнаете в тот день... Переход из
области истории в сферу пророчества.
Поэтому... т. е. утвердившись и во внешнем своем бессилии и во
внутреннем разложении, лучшие представители народа израильского узнают
имя Мое - т. е. признают Меня за Мессию, в тот день, т. е. в день
откровения нового, благодатного царства.
Я тот же, Который сказал: вот Я. Из этих слов очевидно, что понятия
"Мессия", "Отрок Мой", "Господь" - тождественны между собою и все
одинаково указывают на Вечного, Всемогущего и Неизменного в своих
обетованиях Бога.
7-8. Рисуют радостную картину будущего восстановления Иерусалима. Во
главе целого сонма глашатаев спасения и мирного процветания Иерусалима
идет великий Благовестник, авторитетно провозглашающий Сиону откровение
его нового царства. Ему сопутствует множество других проповедников,
которые разносят эту благую весть по всем концам земли и которые
являются вместе с тем и лучшими свидетелями - очевидцами того, что они
проповедуют.
Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир,
благовествующего радость, проповедующего спасение... Слова эти,
буквально повторенные еще раз у одного из послепленных пророков (Наум
1:15), несомненно, должно относить к Мессии, как это видно из раннейших
мест того же пророка Исаии (41:27; 40:9 и др.), а также из его
известного мессианского текста: "Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь
помазал Меня благовествовать нищим..." (61:1).
Воцарился Бог Твой! Пока Израиль был в плену, а Иерусалим лежал в
развалинах, Господь - всегдашний покровитель и защитник еврейского
народа, на это время как бы отступил от него. Но вот Он снова является к
Своему народу и берет на Себя обязанности царя над ними.
8 Голос сторожей твоих... и все вместе ликуют... Ближайшими соратниками
великого Благовестника, осуществляющими Его миссию, будет целый сонм Его
помощников, апостолов и евангелистов (Деян 20:28), на которых апостол
Павел распространяет сказанное о Самом Благовестнике (Рим 10:15).
Наименование этих соратников "сторожами" раскрывает смысл данного здесь
образа. У евреев, как и у многих других народов, существовали особые
сторожевые башни, откуда специальные сторожа высматривали приближающуюся
опасность и оповещали о ней один другого громким голосом. Здесь
представляется дело так, что этими же башнями и сторожами на них
воспользовался и Сам Благовестник для возвещения великой радости. И
голос сторожей громким радостным эхом прокатился по всему Иерусалиму
(ср. 40:9).
9-12. Идет обычный у автора данной книги торжественно-благодарственный
гимн Богу за дарование столь великой радости. Возвещенная Благовестником
и Его стражами радость так велика и необычна, что для выражения ее, по
слову Спасителя, "вопиют самые камни" (Лк 19:40) - именно, развалины
святого города, от лица которого и возносится этот
благодарственно-хвалебный гимн Богу-Искупителю.
Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима... Раньше к подобному
же торжеству пророк Исаия призывал весь верный Израиль (44:23); теперь
он тоже повторяет Иерусалиму, разумея, как и в первом случае, под ним
лишь достойных граждан Иерусалима, принявших Мессию и нашедших в Нем
свое спасение. Все поэтические образы для этой пророческой аллегории
взяты из действительной истории. Известно, что Иерусалим был превращен в
развалины (44:26; 49:19; 64:10) и что эти развалины были, более или
менее, восстановлены, по возвращении из плена.
Ибо утешил Господь народ Свой - искупил Иерусалим. Хотя об утешении и
искуплении Иерусалима здесь говорится в прошедшем времени, но это
обычное у Исаии прошедшее пророческое, свидетельствующее лишь о глубоком
убеждении в несомненности будущего.
10 И все концы земли увидят спасение Бога нашего. Данное выражение имеет
двоякий смысл: прежде всего, оно представляет собой антитезу содержанию
5-го стиха. Как там говорилось, что унижение Иерусалима, по языческим
понятиям, было вместе и посрамлением божества, которому поклонялись его
жители; так тут, очевидно, раскрывается та мысль, что восстание и
спасение Иерусалима будет вместе с тем и победным торжеством Господа
перед лицом всего языческого мира. Но, проникая вглубь этого образа и
сопоставляя его с контекстом (6 ст.), мы имеем право видеть в нем и
намек на универсальный характер того спасения, которое имеет выйти из
обновленного Иерусалима: "по всей земле проходит звук их, и до пределов
вселенной слова их". (Ср. Пс 97:2-3; 125:2; Ис 41:5; 45:6; Иер 16:19).
11-12 Заключают в себе новую деталь пророчественной картины, основанную
на исторических воспоминаниях - на давно прошедшем факте исхода евреев
из Египта и их странствования по пустыне Аравийской, и на будущем, по
отношению к современникам пророка, но также уже на прошедшем, по
отношению к той эпохе, о которой пророк говорит здесь, событии - выхода
иудеев из плена вавилонского.
Еще блаженный Иероним жаловался, что современные ему иудейские раввины
перефразировали текст этих двух стихов таким образом: "выходите из
Вавилона и оставьте идолов вавилонских. Выходите из среды его, и те
сосуды, которые принес Навуходоносор по взятии Иерусалима (4 Цар
25:13-14), несите обратно в храм, после освобождения Киром пленников при
Заровавеле и Ездре (1 Езд 1:7); выйдите же из Вавилона не так, как вы
прежде бежали из Египта, - с поспешностью и страхом, а с миром и по воле
царя персов и мидян, в котором проявилась воля Господа, защитившего и
собравшего вас" (блаженный Иероним, с. 303-304). Но Сам блаженный
Иероним, а также блаженный Феодорит, святой Кирилл Александрийский,
основываясь на контексте речи (7, 10) разумеют здесь или вообще
верующих, или, конкретнее, апостолов и евангелистов, - "святых
Иерусалима", которым Бог дает повеление оставить Иерусалим, как город
нечестивый, и идти с проповедью о Христе во все страны мира.
Лично мы думаем, что самым правильным пониманием данного места будет
соединение обоих этих толкований, и перенесением центра тяжести не на
историческую, а на моральную почву. Заявив в предыдущем стихе об
открытии всемирного спасительного царства Мессии, т. е. новозаветной
церкви, пророк приглашает истинных граждан верного Иерусалима вступить в
это царство; но предупреждает, что вступление в это царство требует
соблюдения необходимых условий - очищения от всякой нравственной порчи,
полного отрешения от греховного прошлого, сохранения в не поврежденности
и чистоте святыни собственного сердца ("сосуды Господни") и всецелой
преданности благой и совершенной воле Божией (впереди вас пойдет Господь
и, ... будет стражем позади вас). Но, действительно, все эти моральные
истины пророк преподает под покровом символов и аллегорий, заимствуя их,
частью, из истории исхода евреев из Египта, а главным образом, из
обстоятельств их выхода из вавилонского плена. Этим, разумеется,
нисколько не исключается и значение святоотеческого комментария - о
постепенном выходе из Иерусалима первых проповедников христианства.
13 С 13-15 ст. - начало важнейшего и замечательнейшего из всех
ветхозаветных пророчеств - пророчества Исаии о страданиях и прославлении
Мессии (52:13-53 гл.).
"Конец 52 гл. - по справедливому отзыву одного специального экзегета ее,
- представляет как бы краткое резюме всей 53-ой главы, когда в немногих
словах изображает унижение Посланника Божия и следующее за ним дивное
прославление, выражаемое в форме преклонения царей и народов" (И.
Григорьев. "Пророч. Исаии о Мессии и Его царстве", с. 203. Каз. 1902).
Логическая связь этого нового пророчества с раннейшим довольно ясна:
историческая судьба Израиля и Иерусалима служат прообразом в истории
Самого Мессии. Как Израиль и его святой город дошли сначала до состояния
крайнего унижения (один - в плену, другой - в развалинах), а затем, по
смыслу данного им пророчества, имеют достигнуть всемирной известности и
славы (9-10); так и Мессии первоначально предстоит состояние крайнего
уничижения, а затем - величайшего прославления.
Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится, и вознесется, и
возвеличится. Это - то же лицо, о котором все время говорилось и выше,
т. е, Мессия (42:1; 49:1-3; 50:1-10. Ср. так же Зах 3:8). Так именно
понимала и толковала эти слова вся древнееврейская и христианская
традиция (См. в конце 53 главы). Вместо будет благоуспешен LXX и
славянский переводят: се уразy'меет;). В подборе синонимичных глаголов -
возвысится, вознесется и возвеличится - экзегеты усматривают целую
градацию постепенного восхождения Мессии от славы в славу; причем
некоторые довольно остроумно, соответственно трем данным понятиям -
naba, naschscha jadim - различают и три главных момента прославления,
воскресение Мессии, Его вознесение на небо и восседание одесную Бога
Отца (Dillmann).
14 14-15. Составляют один сравнительный период, в котором ст. 14 есть
protasiV (повышение), а ст. 15 - apodosiV (понижение). Логическим
подлежащим этого периода служит тот, о котором в предыдущем стихе
Господь сказал - Отрок Мой. Здесь, в этом периоде, конкретнее
раскрывается мысль ст. 13 о возвеличении Мессии в сознании человечества.
Степень такого возвеличения соответствует степени удивления человечества
перед личностью Сына Божьего, созерцаемой в момент ее унижения (Комм.
СПб. проф.).
Как многие изумлялись... Действительно, состояние крайнего уничтожения и
даже позорной смерти, которое добровольно воспринял на Себя Мессия, ради
нашего спасения, послужило главным камнем претыкания и соблазна для
многих, потому что оно слишком резко расходилось с широко-чувственными
представлениями о Мессии и Его царстве (8:14; Лк 2:34). В качестве
параллели этому стиху, нельзя не указать на 6 ст. 50-й гл., а также и на
начало след. 53 гл. (2-9).
15 Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют перед Ним
уста свои... Снова изумление, но уже совершенно обратного характера, по
поводу дивного преображения униженного Раба в величайшего Властелина.
Все народы и их цари будут настолько поражены новым чудом, что не в
состоянии будут раскрыть рта от удивления, чтобы выразить его словами
(ср. Иов 29:9). Вся сила антитезы заключается здесь в сопоставлении
понятий: "Раб" и "царь". Упоминание о царе невольно влечет нашу мысль к
раннейшему повествованию того же пророка, где говорилось, что цари и
царицы первыми поклонятся Христу и поведут к Нему свои народы (49:23, а
также 7 ст.).