|
|
Книга пророка Исайи
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Глава
59
1 Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не
отяжелело для того, чтобы слышать.
2 Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и
грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать.
3 Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши - беззаконием; уста ваши
говорят ложь, язык ваш произносит неправду.
4 Никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину;
надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство;
5 высиживают змеиные яйца и ткут паутину; кто поест яиц их, - умрет, а
если раздавит, - выползет ехидна.
6 Паутины их для одежды негодны, и они не покроются своим произведением;
дела их - дела неправедные, и насилие в руках их.
7 Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли
их - мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их.
8 Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и
никто, идущий по ним, не знает мира.
9 Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас; ждем
света, и вот тьма, - озарения, и ходим во мраке.
10 Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся
в полдень, как в сумерки, между живыми - как мертвые.
11 Все мы ревем, как медведи, и стонем, как голуби; ожидаем суда, и нет
его, - спасения, но оно далеко от нас.
12 Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши
свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония
наши мы знаем.
13 Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего;
говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова.
14 И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на
площади, и честность не может войти.
15 И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И
Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда.
16 И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла
Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его.
17 И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на главу
Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью,
как плащом.
18 По мере возмездия, по этой мере Он воздаст противникам Своим -
яростью, врагам Своим - местью, островам воздаст должное.
19 И убоятся имени Господа на западе и славы Его - на восходе солнца.
Если враг придет как река, дуновение Господа прогонит его.
20 И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия,
говорит Господь.
21 И вот завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, Который на тебе, и
слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от
уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего, говорит
Господь, отныне и до века.
1-21.
Мрачная характеристика религиозно-нравственного и
общественно-гражданского состояния Израиля, как истинной причины его
отвержения Богом.
1 Тесная связь настоящей главы с предыдущей открывается уже из одного
того, что она продолжает давать ответ на тот же самый вопрос, какой
служил темой и предшествующей главы, именно - почему евреи, которые,
по-видимому, так строго исполняют все предписания Моисеева закона, не
получают, однако же, оправдания и спасения от Бога? Уж не лежит ли
причина этого во Всевышнем, как могли думать некоторые, особенно
самонадеянные в высокомнящие о себе из сынов Израиля? Как бы
предупреждая самую возможность подобного безрассудного вопроса, пророк,
именно, и начинает данную главу с решительного заявления, что рука
Господа не сократилась, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело, чтобы
слышать (1 ст.). Следовательно, причины погибели народа Божия лежат не в
Господе, а в самом народе, точнее, в его беззакониях и преступлениях,
каковые пророк Исаия подробно и раскрывает дальше.
2 С 2 ст. по 8 включительно идет сильная общая характеристика
религиозно-нравственного развращения Израиля, удалившего его от Бога В
ней можно видеть как резкое обличение современного пророку израильского
общества, так и пророчественное прозрение в такое же, или даже еще
худшее состояние позднейшего Израиля, эпохи пришествия Мессии и
основания христианства.
3-4 Ибо руки ваши осквернены кровью... уста ваши говорят ложь... никто
не возвышает голоса за правду... зачинают зло и рождают злодейство. Как
мысль этих стихов, так и еще больше их словесная форма очень близко
стоят к первой главе той же книги, чем подтверждается единство автора
(ср. Ис 1:15, 21 ст. ). Осквернение рук кровью может иметь, конечно, и
буквальный смысл, как пролитие крови жертвенных животных (без разумения
смысла жертвы) или даже, как принесение человеческих жертв (детей богу
Молоху - Ср. Иер 7:31), или символический, в смысле, вообще полного
ниспровержения всех нравственных устоев, до готовности на кровопролитие
и убийство, включительно, или же наконец - преобразовательный, в
качестве предуказания на Того Величайшего Праведника, убиением Которого
евреи завершили ряд аналогичных же исторических фактов (Мф 23:35).
Главной причиной такого развращения и упадка сынов Израиля пророк Исаия
выставляет уклонение их с истинного пути "теократической правды, или
праведности" ("путь Божий") на путь "нечестия и лжи" ("путь диавола").
Измена идеалу Божественной Правды - это измена самой истины и есть ложь,
по существу дела.
Надеются на пустое... (4 ст.) По-еврейски стоит tohu, т. е. одно из тех
выражений, какими в 1 гл. кн. Бытия описывается состояние первозданного
хаоса,
5-6 Ту же самую мысль - о неправедно-насильническом характере всей
деятельности Израиля - с присоединением еще и новой - о крайней
непрочности и непригодности преступных плодов подобной деятельности -
пророк Исаия раскрывает в данных стихах путем образов и сравнений,
сопоставляя зловредный характер деятельности - со змеиными яйцами, а
качественную негодность и непрочность ее результатов - с легкой
паутиной, готовой разорваться при малейшем же к ней прикосновении.
7-8 Если раньше пророк говорил о "руках", исполненных крови, но здесь,
дня полноты характеристики он говорит и о "ногах", спешащих идти по пути
зла и греха. Нельзя при этом не отметить, что пророк Исаия глубоко
проникает в причины подобного состояния, справедливо усматривая их в
ложном настроении мыслей и умов: мысли их - мысли нечестивые... (7 ст.).
Обращает на себя внимание также и параллелизм всего этого отдела со
многими аналогичными местами из книги Псалмов (Пс 5:6-7, 10; 7:15; 9:28;
11:3; 13:1-3; 27:2-5 и др.).
9-11 С 8 по 11 дается раскрытие плодов или следствий такого пагубного
поведения, которые характеризуются здесь, как удаление правосудия, как
утрата света и погружение во тьму (9 ст.), сравниваются с беспомощным
состоянием слепого, или даже мертвого среди живых (10) и уподобляются
жалкому положению ревущего медведя и стонущего голубя (11 ст.),
12 С 12-15 пророк снова возвращается к наболевшему пункту - о грехах
Израиля.
Ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем... (12 ст).
Мысль и даже выражение ее - чисто псаломские (Пс 39:13; 50:5 и др.).
Мы изменили и солгали пред Богом и отступили от Бога нашего... Усиление
и более ясное раскрытие ранее высказанной мысли о том, что измена
Господу - есть отступление от истины и служение лжи (3-4 ст.).
Зачинали и рождали из сердца лживые слова (13 ст.). Мысль - очень
глубокая. Примыкая к ранее выраженной мысли - о настроении ума, (7 ст.),
он говорит о направлении сердца, т. е. области чувства, а в зависимости
от него и воли, т. е. самой деятельности человека (Мф 15:19).
14-15 И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась
на площади, и честность не может войти. Прекрасное, образное выражение
все той же мысли - об утрате правосудия, и истины, и даже элементарной
честности.
Со второй половины 15 ст. по конец 19-го ст. содержится изложение
грозного Суда Божия на всех его врагов, попирающих суд и правду, причем,
по ассоциации сходства, мысль пророка переходит также и к врагам
Израиля, которому Господь обещает воздвигнуть особого "заступника", т.
е. Мессию.
16 И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника...
Сам Израиль, как видно из предшествующего повествования, был кругом
виноват и не мог спасти себя от праведного Суда Божия. Естественно было
поискать ему какого-либо праведного человека, который бы явился
заступником и ходатаем за виновный народ, наподобие того, как некогда
Авраам молил Бога о спасении жителей Содома и Гоморры, при условии, если
там найдется только десять праведников (Быт 18:32). Но если в этих
погибших городах не нашлось тогда десяти праведников, то теперь среди
народа еврейского не найдется даже и одного такого праведника, который
бы мог отвести праведный гнев Божий на народ, ибо, как говорит
псалмопевец, "все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающих
добро, нет ни одного" (Пс 13:3).
И помогла Ему мышца Ею и правда Его поддержала Его. Отсутствие защитника
Израиля пред Богом среди людей ведет мысль пророка к Тому великому
Ходатаю, которого воздвигнет Сам Бог, т. е. к Мессии. Такой взгляд на
подразумеваемого здесь Ходатая вполне согласуется и с другими,
несомненно мессианскими местами того же пророка (40:10; 43:5; 63:5 и
др.).
17-19 С 17-19 в ярком образе воинственной схватки Ходатая Израиля со
всеми его врагами рисуется будущее торжество Всевышнего над всеми
противниками, как из среды самих евреев ("противники" и "враги" - 18
ст.), так и из среды язычников ("острова" 18 ст.).
Любопытно здесь самое сопоставление обыкновенных воинских доспехов
(брони и шлема) с орудиями, или средствами нравственной борьбы (правда,
спасение), что повторяется потом и у Апостола Павла (Еф 6:17; 1 Фес.
5:8).
20 Предшествующая мессианская, наполовину прикровенная, речь пророка
переходит здесь в ясное и прямое предсказание о Мессии и Новом Завете.
И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия,
говорит Господь. Апостол Павел в своем известном нарочитом рассуждении о
судьбе Израиля цитирует это место в доказательство будущего обращения
всех евреев, перед временем второго пришествия Господа на землю (Рим
11:26). Но, разумеется, ничто не мешает нам частичное исполнение данного
пророчества относить и ко времени первого пришествия Иисуса Христа,
когда многие из иудеев также обратились к Господу и уверовали в Мессию.
21 И вот, завет Мой с ними... Дух Мой, Который на тебе... не отступит от
уст твоих и уст потомства твоего... отныне и до века". Хотя некоторые из
толкователей, во главе даже с блаженный Иеронимом, и склонны относить
эти слова только к личности самого пророка Исаии, как верного "слуги
Господа" и "стража дома Израилева", но общая мысль повествования и
ближайший контекст речи ("завет с ними") заставляют видеть здесь
указание на весь новозаветный Сион, или верный Израиль. В этом же
убеждает нас и Божественное обещание не отнимать у этого народа того
пророческого дара (Дух Мой, который на тебе), который был главной
отличительной чертой всего миссионерского служения ветхозаветного
Израиля и который продолжал некоторое время действовать и в новозаветной
церкви, в лице особых "апостолов и пророков" (Еф 4:11). Об этом
миссионерском призвании лучших сынов Израиля пророк Исаия, как известно,
не раз говорил и раньше (42:1-4; 44:26; 55:3 и др.).