|
|
Книга пророка Исайи
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Глава
20
1 В год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя
Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его,
2 в то самое время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и
сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и
сделал: ходил нагой и босой.
3 И сказал Господь: как раб Мой Исаия ходил нагой и босой три года, в
указание и предзнаменование о Египте и Ефиопии,
4 так поведет царь Ассирийский пленников из Египта и переселенцев из
Ефиопии, молодых и старых, нагими и босыми и с обнаженными чреслами, в
посрамление Египту.
5 Тогда ужаснутся и устыдятся из-за Ефиопии, надежды своей, и из-за
Египта, которым хвалились.
6 И скажут в тот день жители этой страны: вот каковы те, на которых мы
надеялись и к которым прибегали за помощью, чтобы спастись от царя
Ассирийского! и как спаслись бы мы?
1-6.
Пророчество о судьбе Египта и Ефиопии.
1 1-2. В год взятия ассирийцами филистимского города Азота - вероятно,
за некоторое время до падения этого города - Исаия получил от Господа
повеление снять свою верхнюю одежду и сандалии, что пророк и исполнил.
1. Тартан - слово ассирийское (tartanu), означающее главнокомандующего
армией и занимавшего первое место после царя.
От Саргона. В 1847 г. открыты надписи царя Саргона Ассирийского (по-ассир.
Саррукина), предшественника Сеннахирима. Он взял Самарию (722 г.),
которую осаждал его предшественник Салмонассар IV, а в 711 г.
военачальник Саргона взял филистимский город Азот, царь которого Азурри
отказался платить дань ассирийскому царю и, кроме того, вошел в дружбу с
фараоном. Саргон, как видно из его надписей, подозревал, что и Иудея
была причастна к замыслам филистимлян.
2 Теперь-то и необходимо было предупредить царя иудейского Езекию м. б.
об опасности, какую представлял в то время для Иудеи проектируемый
Езекией союз с Египтом. Исаия, по откровению, знал, что ассирийский царь
не удовлетворится взятием Азота, а постарается смирить и Египет,
который, как известно было ассирийскому царю, смущал палестинские
государства, платившие дань ассирийскому царю. Поэтому пророк, по
указанию Божию, совершает символическое действие, которым показывает,
что египтяне будут покорены ассирийцами и что на союз с Египтом,
следовательно, полагаться нечего.
Вретище см. Ис 3:23. Здесь это слово, кажется, обозначает обычное
пророческое одеяние - грубый волосяной плащ, вроде того, который носил
пророк Илия (4 Цар 1:8).
Нагой, т. е. без верхней одежды, в одном хитоне (ср. 2. Цар. 6:14, 20 и
Ин 21:7; Мк 14:52).
3-4 По истечении трех лет со времени получения этого повеления Исаии
повелело было объяснить народу иудейскому смысл этого символического
действия. Оно означало, что также босыми и нагими погонят ассирияне
пленников из Египта и Ефиопии - из того государства, на которое тогда
возлагали иудеи особые надежды. Это поражение Египта произведет сильное
впечатление на все палестинские народы.
Три года - число символическое, означающее полноту времени. Так долго
продолжал пророк свое символическое действие для того, чтобы более
привлечь к себе внимание своих сограждан, возбудить в них интерес к
самому знамению. Смысл этого хождения пророк не открывал в течение целых
трех лет, а потом объяснил его.
Так поведет... Это исполнилось при царе ассирийском Асар-Гаддоне
(681-668 гг.), который называл себя "царем царей Египта" и который
победил Тиргаку, царя Ефиопии и Египта, отведя многих из его подданных в
плен. Поразил Египет также и сын его, Асур-Банипал (668-626 гг.),
взявший г. Но, или Фивы, где заперся преемник Тиргаки, Руд-Аммон, и
опять многих пленных египтян отвел в Ассирию.
5-6 Очевидно, победы фараона Тиргаки многих из царей Палестины побудили
мечтать о союзе с Египтом, но поражения, какие потерпят фараоны от
ассирийцев, заставят все эти государства изменить свое мнение о Египте.