|
|
Книга пророка Исайи
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Глава
26
1 В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у
нас; спасение дал Он вместо стены и вала.
2 Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину.
3 Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он.
4 Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная:
5 Он ниспроверг живших на высоте, высоко стоявший город; поверг его,
поверг на землю, бросил его в прах.
6 Нога попирает его, ноги бедного, стопы нищих.
7 Путь праведника прям; Ты уравниваешь стезю праведника.
8 И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к
воспоминанию о Тебе стремилась душа наша.
9 Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя
во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на
земле, тогда живущие в мире научаются правде.
10 Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет
злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа.
11 Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее; увидят и
устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих.
12 Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для
нас.
13 Господи Боже наш! другие владыки кроме Тебя господствовали над нами;
но чрез Тебя только мы славим имя Твое.
14 Мертвые не оживут; рефаимы не встанут, потому что Ты посетил и
истребил их, и уничтожил всякую память о них.
15 Ты умножил народ, Господи, умножил народ, - прославил Себя,
распространил все пределы земли.
16 Господи! в бедствии он искал Тебя; изливал тихие моления, когда
наказание Твое постигало его.
17 Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от
болей своих, так были мы пред Тобою, Господи.
18 Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не
доставили земле, и прочие жители вселенной не пали.
19 Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и
торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и
земля извергнет мертвецов.
20 Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои,
укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев;
21 ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли
за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет
убитых своих.
1-6.
Прославление города Божия. 7-12. Прославление путей Божиих, 13-19.
которые направлены к уничтожению смерти и к водворению среди людей
вечной жизни. 20-21. Заключительные слова пророка.
1-6. Победные мысли, слышавшиеся сначала издалека (24:14, 16 и сл.), а
потом нашедшие для себя отзвук на Сионе и среди приходящих к Сиону
народов (25:1 и сл.), еще не окончились. Новая благочестивая община
верующих начинает петь в земле Иудейской новую песнь, в которой
прославляются пути Всевышнего. У этой общины есть крепкий город, в
который открыт доступ только праведникам, нечестивые же города - все
разрушены.
В тот день - см. 2:11.
В земле иудейской. Хотя здесь, несомненно, идет речь о будущей Церкви
Христовой, которая должна обнять собою все человечество и
распространиться по всем землям, однако пророк как член ветхозаветной
иудейской Церкви не может себе представить, чтобы земля Иудина перестала
быть местом, особо любимым Богом и особо Им охраняемым.
Город крепкий. Пророку, конечно, здесь предносится прежде всего
Иерусалим.
Вместо стены. В новом городе не потребуется особенно крепких стен, ибо
Сам Господь будет охранять его от врагов.
2 Ср. Ис 23:3-6.
Истину - возможно правильнее: верность (Господу).
3-4 Пророк обращаясь то к Богу, то к избранной Божией общине выражает
уверенность в том, что Бог - есть единая надежда для человека.
Вместо выражения: твердого духом Na"gelsbach предлагает читать: "как
твердое установление". Мысль пророка, по этому толкователю, та, что в
будущем городе должны быть различные учреждения и предметы, служащие к
украшению города и на пользу его жителей, и вот самым важным учреждением
будет мир, опирающийся на твердый фундамент или пьедестал. Эту прочность
фундаменту дает Сам Господь. Поэтому и выражение: "Уповает он"
Na"gelsbach переводит так: "на Тебе основывается он (этот мир)".
5-6 Город - см. 25:2.
Попирает его. Пророку как человеку ветхозаветному не чужда была радость
при мысли о будущем поражении нечестивых. [В Славянском переводе 70-и
26:6 - И поперут их ноги кротких и смиренных. Прим. ред. ]
7-12. Избранная община спасенных праведников выражает свое всегдашнее
упование на Бога, Который и наказания свои назначает людям с
исправительной целью. К сожалению, нечестивцы не понимали этого смысла
наказаний и потому их справедливо постигает погибель.
Путь праведника прям, т. е. праведник идет к цели прямым, удобным и
ближайшим путем.
Ты уравниваешь... В этом ему однако помогает Господь.
На пути судов Твоих, т. е. во всех делах Божиих, во всех страшных
наказаниях, постигавших и целые народы и отдельных людей, праведники
видели для себя опору в своих упованиях на окончательную победу добра
над злом.
К имени Твоему и к воспоминанию о Тебе... Праведники желали, чтобы
Господь обнаружил Свою силу настолько, чтобы люди должны были назвать
Его настоящим именем (Бог-Вседержитель и Спаситель) и чтобы правильное
познание о Нем распространилось по всей земле.
9 Душою и духом, т. е. всем своим внутренним существом.
Я стремился. Пророк начинает говорить в единственном числе, чтобы
показать, что желание это свойственно, по преимуществу, ему лично. Он
пережил так много несправедливостей со стороны людей, и кому же, как не
ему, приходилось так часто желать скорейшего выступления Бога, как Судии
людей!
Живущие в мире научаются правде. Однако в этом желании пророка не
сказывалось чего-либо в роде обыкновенной человеческой мстительности.
Пророк так пламенно ожидал судов Божиих потому, что надеялся, что раз
эти суды постигнут землю, - люди научатся праведности.
10 Пророк истину своих воззрений на суды Божии доказывает с
отрицательной стороны. Если суда не будет над нечестием, если нечестивый
будет помилован, то он не переменится к лучшему и будет продолжать
делать зло, даже находясь среди праведников, не обращая внимание на те
факты, в которых для праведников ясно обнаруживается величие Господне.
11 Пророк замечает приближение великих событий, но другие люди ничего не
видят. На это последнее обстоятельство пророк и жалуется Господу. "Твоя
рука, - говорит он Господу, - была поднята для удара, но они этого не
видят". Люди, следовательно, не обращают внимания на знамения (Мф
24:37-39). Но они все-таки должны будут признать свою ошибку, когда
наступят те события, какие предвещались особыми знамениями от Бога, и
это приведет их в стыд. Огонь ревности Божией - ревности о народе Божием
- пожрет этих людей, которые могли видеть опасность, но не хотели
видеть.
12 В противоположность нечестивцам, благочестивые ожидают с нетерпением
дня суда Божия, как дня своего избавления (Лк 21-28), как дня в который
Господь даст им полный мир или успокоение.
Дела наши Ты устрояешь для нас. Бог был, по пророку, действующим в
праведниках началом всех их мыслей, слов и поступков (Рим 8:9 и сл. ;
Гал 2:20).
13-19. Пророк изображает людей, которые находятся во власти какой-то
чуждой силы и не могут восхвалять Бога, ибо для этого нужно пребывать в
Боге, быть тесно соединенным с Богом. Это - мертвые, которые, по
общепринятому мнению, не могут снова вернуться к жизни, ибо Сам Бог
уничтожил их. Это царство смерти распространяется все более и более. Но
и в мертвых не совсем погасла жажда спасения: они ищут Господа и шлют к
Нему свои моления. Да, в царстве мертвых заметны усилия опять вернуться
к жизни, - усилия такие же мучительные, как мука рождающей женщины, но
результатов от этих усилий нет никаких. Тем не менее надежда мертвых не
напрасна. По крайней мере, мертвецы Господни снова восстанут к жизни под
действием чудотворной Божественной силы.
В настоящей форме существования все люди: и злые и добрые, подчинены
силе зла. Они живут под разнообразными греховными влияниями. Особенно же
тяжело сказывается на них сила смерти и болезней. Это и есть другие
владыки, каких имеет в виду пророк (ср. Рим 8:18 и сл.). Таков смысл
первой половины стиха. Во второй половине пророк указывает на
ненормальность вышеуказанного порядка вещей. Всякая тварь должна славить
имя своего Творца (Пс 18-й, 19-й 103-й и др.), а для этого необходимо,
чтобы она находилась под властью и на служении у своего Господа и
Творца, чтобы она пребывала в Нем. Но это невозможно, пока она находится
во власти другого владыки, под державою смерти (ср. Пс 6:6). Итак,
пророк здесь вводит нас в ту область, о которой далее говорит подробнее,
- в область, обитатели которой служат не Богу, а другому владыке, и не
могут славить имя Божие.
14-15 Мертвые не оживут. Пророк выражает общее мнение ветхозаветных
людей, что от уз смерти - нет избавления (Иов 7:9 и сл. ; 10:21; 16:22).
Рефаимы не восстанут. Те, агрессоры стали ничтожными, бессильными тенями
(рефаимы ср. Ис 14:9; Притч 2:18; 9:18; Иов 26:5) не могут уже восстать
к жизни - так говорили древние люди! [В Славянском переводе с 70-и
говорится: Мертвии же живота не имуть видети, ниже врачеве воскресят:
сего ради навел еси и погубил еси, и взял еси всяк мужеск пол их. Прим.
ред. ]
Потому что Ты посетил их... т. е. именно для этого Ты их посетил и т. д.
(евр. слово lachen имеет такое значение). Пророк хочет сказать, что
именно в том состоит назначение смерти, чтобы подвергшиеся ей уже не
имели возможности снова ожить. Для этого-то Бог и уничтожил о них всякую
память.
Ты умножил народ. Речь продолжается о той же силе смерти. Оттого, что
никто из царства смерти не мог вернуться к жизни, обитатели этого
царства (народ) все умножаются и умножаются в числе. Шеол принимает все
новых и новых жителей, не отпуская никого и из прежних. Это умножение
обитателей царства мертвых есть в то же время прославление Бога
(прославил Себя), ибо здесь исполняется суд Божий над человеком: "земля
ты - и в землю возвратишься". (Быт 3:19), доказывается сила Господня и
ничтожество человека (ср. Ис 5:14 и сл.).
16-17-18 Но и в царстве мертвых есть все-таки искание жизни и надежда на
восстание - не угасает. Также и мертвые в своем бедственном состоянии
ищут Господа, источник всякой жизни (он искал Тебя, т. е. тот народ, о
котором сказано в 15-м стихе).
Изливал тихие моления, т. е. неясно что-то шептал, бормотал, так как у
мертвеца не может быть настоящего голоса (ср. 8:19).
Как беременная женщина... Это - речь жителей преисподней. Они говорят
здесь, что именно составляло предмет их тихих молений к Богу. Именно они
терзались мыслью о невозможности для них вернуться к жизни и на это
жаловались Богу.
Были беременны, мучились... Здесь пророк имеет, вероятно, в виду псалом
17, ст. 5 и 6. Давид в этом псалме сравнивает свои страдания с муками
ада. Он не говорит, что он сам был уже мертв и сходил в шеол, но
заявляет, что он был чрезвычайно близок к смерти, что он уже был опутан
ее сетями. И в этой нужде он обратился с молитвою к Господу, и получил
спасение. Пророк видит в этом освобождение, какое получил Давид от
адских мук, основание для своего заверения, что искупление из ада -
возможно и что у обитателей его не пропадает надежда на освобождение от
уз смерти. Эта надежда и пробуждает в обитателе царства смерти порывы,
которые он сравнивает с мучительными потугами родильницы, которые однако
у мертвых остаются безрезультатными, потому что они основаны только на
их собственных усилиях, а какие же силы имеют сами мертвые для
приведения в осуществление своих желаний? Да, бывает так называемая
ложная беременность, когда у женщины есть внешние признаки беременности,
но, конечно, она ничего не производит на свет. Точно так же и мертвые,
без тесного органического общения с Господом не могут возвыситься к
новой жизни.
Спасения не доставили земле - возможно правильнее перевести: "не
доставили счастья земле". Земля лишенная своих, отнятых у нее смертью
обитателей, изображается также страдающей, горюющей о них, и она могла
бы быть счастлива только в том случае, когда бы мертвые снова вернулись
к жизни.
И прочие жители вселенной не пали - возможно правильнее с евр. : "не
явилось на свет (новых) граждан мира". Из загробного мира никто снова не
пришел в мир (евр. глагол naphal, переведенный в синод. переводе словом
пали, может значить также и рождаться).
[Славянский перевод 18 стиха возможно гораздо глубже и символичнее:
Страха ради Твоего Господи во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух
спасения Твоего, егоже сотворихом на земли: не падемся, но падутся вси
живущие на земли.
Здесь возможно увидеть символическое указание и на непорочное зачатие, и
на земнородство Мессии, являющего "дух спасения", и на искупление
жертвой Мессии всех живущих. Прим. ред. ]
19 Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Эти слова, на первый
взгляд, противоречат начальным словам 14-го "мертвые не оживут", но
пророк здесь говорит о тех мертвых, которые принадлежат Всевышнему,
стоят вблизи Него, к которым и Он Сам близок, в которых Он обитает.
Пророк, может быть, и сам не ясно представлял себе всю важность
сообщенного ему откровения, и только в Новом Завете выяснено, кто эти
мертвые, принадлежащие Господу. Это суть те, в которых пребывает Христос
и которые поэтому должны воскреснуть, как и Он Сам воскрес (1 Кор 15:20
и гл. ; 2 Кор 1:22; 5:5; Ин 6:54). Заметить нужно, что пророк эту мысль
выражает не как желание, а как уверенность, - иначе в этом месте не
будет противоположения 17-му и 18-му стихам. Condamin к выражению
"мертвые тела" прибавляет местоимение "их", согласно с Таргумом и
Пешито.
Воспряните и торжествуйте поверженные во прахе! Здесь пророк обращается
со словами утешения к тем безутешным мертвецам, речь которых приведена в
17 и 18 ст.
Ибо роса твоя... это - обращение к Господу. В утро воскресения, как
бывает и обыкновенно по утрам в знойное время в Палестине, роса покроет
землю. Но это будет новая, чудотворная, Божия (твоя) роса! Все эти
отдельные мелкие блестящие росинки будут не иное что, как вставшие в
прославленном виде, воскресшие светлые тела людей, которые отдаст назад,
некогда поглотившая их, земля.
Роса растений - возможно с евр. точнее: роса светов (oroth) или светлая
роса. [В славянском переводе мысль о воскресении выражена яснее и
полнее. Так сказано, что воскреснут мертвые - вообще, а не одни
праведники - и восстанут сущие во гробах или в могилах. Кроме того, этим
умершим противопоставляются те, что останутся ко дню страшного суда в
живых (иже на земле). Так и Апостол Павел различает между воскресшими и
тем, кто должен будет измениться не умирая (1 Кор 15:51).]
20-21 Земля не только отдаст тела благочестивых людей. Она выведет на
свет также все кровавые преступления, какие погребены в ее недрах. Это
совпадет с днем страшного суда. На время его община воскресших должна
сокрыться, чтобы потом, по его окончании, начать новую жизнь.
Здесь пророк обращается уже к людям воскресшим. Так, по крайней мере,
можно утверждать на основании Апокалипсиса, с котором различается первое
и второе воскресение.
После первого воскресения (праведных) совершится освобождение сатаны,
который нападет на город Божий, а затем последует уже всеобщее
воскресение (второе) и страшный последний суд (Откр 20).
Куда должны укрыться на это время праведники, в какие покои - пророк не
объясняет. [В Славянском переводе об этом говорится - внидите во храмину
вашу, затворите двери своя... дондеже мимоиде гнев Господень - явное
указание, что спастись от гнева Божия может лишь тот, кто ВОЙДЕТ В ХРАМ,
то есть верующий. Прим. ред. ]
Гнев, о котором говорит пророк, очевидно, есть тот страшный суд, какой
обрушится на сатану и всех нечестивцев (Откр 20:9-15).
21 Земля откроет поглощенную ею кровь. Здесь ясный намек на ту кровь
Авеля, которую некогда выпила своими устами земля (Быт 4:11).
Апокалипсис, согласно с этим пророчеством, также говорит, что море,
смерть и ад отдадут со временем назад своих мертвецов (20:13). В этом
стихе дается мысль о воскресении грешников, которые, конечно, должны
восстать к жизни для того, чтобы быть судимыми на страшном суде за свои
преступления и злодеяния.
Примечание
Православная Церковь в 19-м стихе видит пророчество о воскресении
мертвых, "Богоявления твоего, Христе, к нам милостивно бывшего, Исаия
свет видев невечерний, из нощи утренневав взываше: воскреснут мертвии и
восстанут сущии во гробех и вси земнороднии возрадуются". Так воспевает
церковь в каноне на Великую Субботу в ирмосе 5-й песни. Нужно прибавить,
что 19-й ст., как и ст. 9-й 26-й главы Исаии, нередко берутся для
составления ирмосов в 5-й песни канонов.