|
|
Книга пророка Исайи
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Глава
60
1 Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня
взошла над тобою.
2 Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы; а над тобою воссияет
Господь, и слава Его явится над тобою.
3 И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою
сиянию.
4 Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе;
сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут.
5 Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое,
потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к
тебе.
6 Множество верблюдов покроет тебя - дромадеры из Мадиама и Ефы; все они
из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа.
7 Все овцы Кидарские будут собраны к тебе; овны Неваиофские послужат
тебе: взойдут на алтарь Мой жертвою благоугодною, и Я прославлю дом
славы Моей.
8 Кто это летят, как облака, и как голуби - к голубятням своим?
9 Так, Меня ждут острова и впереди их - корабли Фарсисские, чтобы
перевезти сынов твоих издалека и с ними серебро их и золото их, во имя
Господа Бога твоего и Святого Израилева, потому что Он прославил тебя.
10 Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их - служить
тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду
милостив к тебе.
11 И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни
ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были
цари их.
12 Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, - погибнут, и
такие народы совершенно истребятся.
13 Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы
украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих.
14 И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к
стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа,
Сионом Святого Израилева.
15 Вместо того, что ты был оставлен и ненавидим, так что никто не
проходил чрез тебя, Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды
родов.
16 Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь,
и узнаешь, что Я Господь - Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный
Иаковлев.
17 Вместо меди буду доставлять тебе золото, и вместо железа серебро, и
вместо дерева медь, и вместо камней железо; и поставлю правителем твоим
мир и надзирателями твоими - правду.
18 Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения
- в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои
- славою.
19 Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны -
светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой - славою
твоею.
20 Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь
будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего.
21 И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, - отрасль
насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему.
22 От малого произойдет тысяча, и от самого слабого - сильный народ. Я,
Господь, ускорю совершить это в свое время.
Прославление возрожденного Сиона (новозаветной церкви).
По общему мнению всех авторитетных экзегетов, это - чисто мессианская
глава, относящаяся к христианской эпохе, именно к судьбам духовного
Сиона, или новозаветной церкви. Конечно, это не значит еще того, что
настоящая глава не имеет никакого исторического значения, или отношения
к судьбам еврейского народа. Наоборот, отношение это - самое тесное и
внутреннее, поскольку христианская церковь является воплощением идеала
ветхозаветной церкви, с одной стороны, и поскольку лучшие сыны Израиля
были и первыми гражданами новозаветной церкви (апостолы), (ср. 49:14;
52:21; 54 гл. и др.). Ближайшая же непосредственная связь этой главы с
предыдущей покоится, отчасти, на контрасте (полное разложение
современного пророку Израиля и духовная мощь возрожденного Сиона),
отчасти - на прямой связи с речью об Искупителе, в заключение предыдущей
главы. Большинство западных комментаторов этой главы обращают также
внимание и на особый характер ее внешней структуры: это - говорят они -
пророческая поэма, написанная в форме вдохновенной песни, которую можно
разделить на пять, приблизительно равных частей, или стансов (Ewald,
Cheyne, The pulp. Commentary etc.).
1-4. Духовный свет Сиона и его количественный рост. 5-9. Сион, как
средоточие благ и богатств всего мира. 10-14. Торжественное
восстановление и всемирное прославление Сиона. 15-17. Слава, богатство и
мощь Сиона, по контрасту с его прежним бедственным состоянием. 18-22.
обетование вечного продолжения этой славы.
1 С 1 по 4 ст. включительно - первый станс, или отдел поэмы. В нем, по
обычаю, дано обращение к адресату речи и указан ее главный предмет.
Восстань, светись... У LXX и в славянском здесь добавлено "Иерусалиме" -
слово, которого нет в подлинном еврейском тексте. В последнем здесь
разумеется несколько иное слово, именно "Сион", как это видно из
предыдущего (59:20) и последующего (60:14) контекста речи. Но суть дела
от этого нисколько не меняется, так как очевидно, что оба этих термина -
и Сион и Иерусалим - являются синонимическими определениями одного и
того же предмета - новозаветной церкви. В этом смысле нельзя не
приветствовать положительной глоссы святого Иоанна Дамаскина, который в
9-м ирмосе своего знаменитого пасхального канона к слову "Иерусалиме"
сделал прекрасное добавление "новый": "светися, светися, новый
Иерусалиме!. ".
2 Ибо вот, тьма покроет землю и мрак - народы; а над тобой воссияет
Господь, и слава Его явится над тобой. Это - один из самых излюбленных
пророческих образов - сравнение всего ветхозаветного человечества с
людьми, покрытыми мраком, блуждающими во тьме, "садящими во тьме и сени
смертней". И вот, как первое творческое слово: "да будет Свет" некогда
прорезало тьму первозданного Хаоса, так и пришествие в мир Обетованного
Мессии было актом преображения мира, как бы, своего рода, его
новотворения (ср. 2 Кор 4:6). Правда, "свет" этот первоначально будет
возжен только в определенном пункте, именно - в Сионе и Иерусалиме; но
отсюда, как из центра, лучи его будут постепенно проникать по всему миру
и всех привлекут к себе, о чем пророк и говорит непосредственно дальше.
3-4 И придут народы к свету твоему, и цари... сыновья твои из далека
идут... Свойство животворящего света таково, что он притягивает к себе
все живущее. Неудивительно, что и лучшие представители как язычества
("народы и цари"), так и народа израильского ("сыновья твои и дочери"),
поспешат пойти на тот Свет, который явится в Сионе. Эту мысль, почти в
тех же Самых выражениях, мы встречали у пророка Исаии и раньше (см.
коммент. на 49:13, 17-18, 22-23).
5 С 5-9 ст. идет второй отдел пророческо-поэтической речи. Здесь Сион
выставляется, как сборный пункт, в который стекаются, вместе с народами,
и богатства всего мира. По основному ветхозаветному воззрению,
"праведность" получает свою награду еще здесь, на земле, в форме
"долголетия" и "материального благополучия и довольства". Вот почему и
пророчески - картина нового, праведного Сиона не могла обойтись и без
этих реалистических черт. Но ничто, разумеется, не мешает нам, вслед за
святыми отцами, придавать тем благам, о которых говорит здесь пророк, и
иной, высший, духовно-нравственный смысл. При таком понимании, все эти
материальные блага, которые перечислятся в 6-7 ст. могут вообще, служить
символами того культурного вклада, какой принесло с собой
христианизированное язычество, сокровищницу человеческого звания
(философия, поэзия, искусство). Все эта богатства, как говорится в 5
ст., "обратятся к тебе", т. е. при правильном их употреблении обратятся
на утверждение и распространение того света истины, который имеет
явиться в Сионе. С другой стороны, следует особенно подчеркнуть и конец
7-го стиха, где говорится об этих богатствах, что они "взойдут на алтарь
Мой жертвою благоугодною", откуда с ясностью вытекает, что все
материальные и духовные блага и богатства человека, сами по себе, отнюдь
не представляют чего-либо запретного и принципиально враждебного Богу:
наоборот, при правильном их употреблении, они даже угодны Ему.
В этом отделе имеется еще ряд интересных этнографических показаний:
Мадиам, Эфа, Сава, Кидар, Неваиоф (6-7 ст.). Все это обитатели "Савы",
"счастливой Аравии", завязавшей с евреями более деятельные сношения с
эпохи Соломона и известной своими богатствами. В частности, "Мадиам и
его сын - Ефа", по свидетельству кн. Бытия (25:2-4), - потомки Авраама
от Хеттуры. А "Кидар и Неваиоф", по тем же данным (13 ст.), - потомки
Измаила, сына Авраама от Агари. Следовательно, все это были кочевые
арабские племена, находившиеся в довольно близкой, родственной связи с
евреями. И они именно названы здесь пророком не без особенного умысла:
"плотские потомки Богом избранного отца верующих Авраама здесь избраны,
как типы чад духовных по вере Авраама, которые и благословляются с
верным Авраамом" (Гал 3:9; Властов, 369 с.). Классическая древность и
новейшие раскопки из всех названных народностей в особенности выделяют
"Невайот", или "набатеев", живших в скверной Аравии. Известно, что
набатейский царь - Натан - около 645 г. до Р. Х. осмелился даже на войну
с ассирийским царем - Ассурбанипалом. От этой народности дошли до нас
недавно открытые, интересные "набатейские надписи".
9 Под "кораблями Фарсисскими" разумеется, вообще, оживленная морская
торговля, которую вели жители древнего Востока с жителями отдаленного
западного пункта - г. Фарсиса, лежавшего в современной Испании (3 Цар
10:22; Иез 27:12; Иона 1:3 и др.). Пророку Исаии здесь важно было
отметить, главным образом, внушительную отдаленность этого пункта, что
однако же не помешает и его обитателям прийти под ограду
восстановленного Сиона.
10 С 10-14 ст. - третий отдел пророчественной поэмы, содержащий в себе
подробное развитие мысли о славе и чести восстановленного Сиона.
Тогда сыновья иноземцев будут строить смены твои, и цари - их служить
тебе... Слова эти исполнились и буквально, в отношении к историческому
Израилю, когда персидские цари - Кир и Артаксеркс Лонгиман оказывали
послепленным иудеям деятельную помощь по постройке второго храма и
восстановлению стен Иерусалима (Езд 3:7; Неем 2:5-8). Но согласнее с
общим характером данной главы видеть здесь указание на роль языческих
народов в создании новозаветной церкви, в особенности, на выдающиеся
заслуги их правителей, каковы, напр., равноапостольные Константин и
Елена. Последняя, как известно, в особенности прославилась своими
заботами о сохранении и восстановлении священных памятников Палестины и
Иерусалима (Обретение Животворящего Креста Господня, основание храма
Гроба Господня и пр.).
Ибо в гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к
тебе (10 ст.). Черты исторического и духовного Израиля здесь
рассматриваются без строгого их разграничения, и нередко одни заменяются
другими, как прообраз и его исполнение, что встречалось нам у пророка
Исаии уже и раньше (54:7-8).
11 И будут всегда отверсты врата твои и не будут затворяться ни днем ни
ночью... С одной стороны, это, как видно из дальнейшего, указывает на
постоянный рост новозаветной церкви и широкий приток в нее новых членов
и их богатств; с другой - говорит о полной свободе доступа в
новозаветную церковь для всякого, искренно к тому стремящегося, доступа,
не стесняемого никакими внешними преградами, существовавшими в церкви
ветхозаветной (56:4-7).
12 Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, - погибнут...
совершенно истребятся. Вот одно из самых сильных выражений особого
Божественного покровительства и благоволения новому, духовному Израилю,
встречающееся и еще не раз, как у пророка Исаии, так и у других пророков
(Ис 45:29; Иер 12:17; Мих 5:14; и др.). Исторический плотской Израиль
ошибочно относил это пророчество к себе и основывал на нем свою ложную
мечту о земном всемирном царстве Мессии.
13 Под "славой Ливана" разумеются, как видно из дальнейшего, лучшие и
благороднейшие породы покрывающих его горы деревьев: кипарис, певг Деян
10:37-38). Цель этого помазания, или задачи служения Мессии состоит в
том, чтобы "благовествовать нищим" - по-греч. euaggelizein ptwcoiV -
чисто новозаветные термины, имеющие глубокий материальный и
духовно-нравственный смысл (Мф 5:3-4; Лк 6:20-21 и др.).
14 Повторяет, с некоторым распространением, мысль 10-го стиха. В обоих
этих стихах останавливает на себе внимание одна мелкая, но характерная
деталь: везде, где говорится о пришествии народов в Сион и поклонении
ему, называется не первое их поколение, а второе — «сыновья», или
потомки. Очевидно, что молодое, юное поколение, как менее своих отцов
закосневшее в старых заблуждениях, легче шло навстречу новой,
христианской проповеди и лучше ей внимало. Недаром и Сам Господь укорял
современных Ему иудеев, между прочим, и тем, что «сыновья ваши будут вам
судьями» (Мф 12:27).
15 С 15 по 17 ст. четвертый отдел пророчественной поэмы, рисующей
картины внешнего благополучия и внутреннего благоустройства Сиона.
Картины эти построены на антитезе, т. е. противопоставлении прежнего
тяжелого и бедственного, во всех отношениях, положения — новому,
славному, радостному и счастливому. Если, в материальном отношении,
прежде Израиль страдал от всеобщего презрения народов, то теперь,
наоборот, он станет предметом общего почитания не только у народов, но
даже и у их царей («груди царские сосать будешь» — 16 ст.). Если прежде
предметами торговли Сиона были простые и грубые произведения природы:
железо, дерево и камни, то их место займут теперь более дорогие и ценные
предметы: медь, серебро и золото. Подобная же коренная перемена к
лучшему произойдет и в сфере нравственно-общественных отношений. Если
прежде у народа Божия царили насилие и ложь (59:8, 14–15), то теперь у
него водворится «мир и правда» (17 ст.). Если раньше он постоянно
страдал от внешних и внутренних врагов, то теперь не будет у него ни
тех, ни других (18 ст.). Одним словом. Сион, по изображению пророка,
будет столицей этого идеального царства Божия, в котором гармонически
объединятся «праведность и мир и радость во Святом Духе», как говорит
апостол (Рим 14:17). Очевидно, полное и окончательное осуществление
этого пророчества относится уже к послехристианской эпохе, т. е. к
царству славы, имеющему открыться после второго пришествия Господа и Его
страшного суда.
18 С 18 по 22 — последний, заключительный отдел поэмы, пророчественно
венчающий Сион вечной, непрестающей славой.
Все содержание этого отдела, в котором идет речь о вечном, незаходящем
свете, имеющем сменить наши теперешние светила (солнце и луну 19–20
ст.), о праведности всего народа Божия, о вечном наследии им обетованной
земли (21 ст.) и о происхождении от него многочисленного и сильного
потомства (22 ст.) — говорит, по-видимому, зато, что он, подобно концу
предшествующего отдела, относится не столько к христианской, сколько к
апокалипсической эпохе, т. е. к откровению царства славы. Веским
подтверждением этого является близкое совпадение этих отделов, не только
в мыслях, но даже и в словах, с параллельным местом из Апокалипсиса
Иоанна Богослова: «и город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для
освещения своего, ибо слава Божия осветит его, и светильник его — Агнец.
Спасенные народы будут ходить в сеете его, и цари земные принесут в него
славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не
будет… И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и
лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр
21:23–27; ср. также 22:5).
В заключение комментария данной главы находим нелишним отметить, что
широкая перспектива пророчественного кругозора данной главы и некоторая
неясность разграничения в ней трех исторических эпох (конца
ветхозаветной, новозаветной и апокалипсической), вместе с другими,
подобными же местами Священного Писания послужили поводом к образованию
двух ложных взглядов: одного — раввинистического: «о скорби» и о
«радости» дней Мессии, другого — древне-христианского: о тысячелетнем
земном царстве, известном под именем ереси «хилиазма». Но ни то, ни
другое из этих заблуждений не имеет, как мы видели, никакой
действительной опоры в самом тексте главы, и следовательно, должно быть
отнесено лишь на счет неправильного понимания внешнего смысла Священного
Писания и недостаточного усвоения внутреннего духа.