|
|
Книга пророка Исайи
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Глава
56
1 Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко
спасение Мое и откровение правды Моей.
2 Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко
держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку
свою, чтобы не сделать никакого зла.
3 Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: `Господь
совсем отделил меня от Своего народа', и да не говорит евнух: `вот я
сухое дерево'.
4 Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и
избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, -
5 тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели
сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится.
6 И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить
Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от
осквернения ее и твердо держащихся завета Моего,
7 Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы;
всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо
дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.
8 Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у
него Я буду еще собирать других.
9 Все звери полевые, все звери лесные! идите есть.
10 Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять,
бредящие лежа, любящие спать.
11 И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри
бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою
корысть;
12 приходите, говорят, я достану вина, и мы напьемся сикеры; и завтра то
же будет, что сегодня, да еще и больше.
Содержанием настоящей главы служит дальнейшее развитие и усиление мысли
предыдущей об откровении новозаветной церкви и условиях вступления в
нее.
1-2. Необходимость твердого сохранения идеала теократии. 3-7.
Раздвигаются рамки ветхозаветной церкви, включением в царство Мессии и
тех, кто прежде не имел входа в него, по чисто здешним признакам
("соотечественники и иноплеменники"). 8-12. О судьбе верного и неверного
Израиля.
1 Сохраняйте суть и делайте правду; Термины "суд и правда" (???? и
????), на языке Библии, имеют техническое значение - выражают собой
сущность теократического идеала. Творить "суд и правду" - значит в
точности исполнять Богодарованный закон, который, как откровение благой
и несовершенной воли Божией, есть сама абсолютная "правда". Поэтому и
исполнение такого закона, по нелицеприятному "суду" Господа, дает
"оправдание" человеку. Отсюда - "суд" Всевышнего и "правда" Всевышнего
рассматриваются, как понятия синонимичные. Но так, как вынести на своих
плечах все иго закона было непосильной задачей для ветхозаветного
человечества (Рим 3:19), то и оправдания через этот закон фактически
никем не достигалось. Лишь в лице Мессии ветхозаветный закон нашел свое
идеальное воплощение (Мф 3:15 и 5:17). Вот почему "явление Мессии"
обыкновенно называется также и "откровением правды Божией".
2 Блажен муж... который хранит субботу от осквернения... Мысль очень
близкая к известным словам Псалмопевца: "Блажен муж, который не ходит на
совет нечестивых... но в законе Господа воля его" (Пс 1:1-2). Почему
здесь из всего ветхозаветного ритуала особенно подчеркнуто лишь одно
хранение субботы? Исторически - это можно объяснить тем, что здесь мысль
пророка переносится в ту послепленную эпоху, когда многие другие
ритуальные действия по необходимости были прекращены (за отсутствием
святилища и храма); а по существу дела, должно заметить, что "суббота",
вообще, является важнейшим и древнейшим теократическим установлением,
ведущим свое начало еще со времени мироздания и первого райского завета,
почему она и служит у многих пророков предпочтительным знамением завета
Господа с Израилем (Иер 17:19; Иез 20:12; 22:8, 26). Нельзя не обратить
должного внимания и на самый характер празднования субботы, как он
отпечатлелся у пророка Исаии.
Хранит субботу от осквернения - это значит, как видно из последующего
контекста - "сберегать свою руку, чтобы не сделать никакого зла".
Следовательно, "субботний покой", по мысли пророка Исаии, носит не
столько физический, сколько этический характер. Последнее станет еще
очевиднее и яснее, если мы сопоставим это место с другим параллельным
местом из того же пророка, где он в самых определенных выражениях
раскрывает морально характер поста (58:3-6).
3-4 Доступ в ветхозаветную церковь был закрыт для лиц, не принадлежащих
к еврейской нации, или даже только имевшим физическое уродство, лишавшее
их возможности иметь потомство (евнухам или скопцам Втор 23:1). Для
входа в обновленную Мессией церковь все эти препятствия утратили свою
силу: и сын иноплеменника (прозелит) и евнух могут, наравне со всеми,
быть полноправными членами этой церкви, если только они удовлетворяют
основному внутреннему условию - "крепко держатся завета Божия", т. е.
закона Моисеева, как его внешнего символического выражения.
5 Тем дам Я в доме Моем... место и имя лучшее, нежели сыновьям и
дочерям... Идею бессмертия в потомстве евреи понимали слишком чувственно
и прямо, лишь в смысле физического продолжения рода. Пророк исправляет
этот ложный взгляд: он говорит о нравственной самоценности каждой
личности, определяемой ее личными достоинствами и заслугами; вот почему
нередко, что человек, лишенный даже самой надежды на потомство, может
быть гораздо именитее и славнее другого, нравственно негодного человека,
хотя бы этот последний и имел многочисленное потомство.
6-7 Я приведу на святую гору Мою... дом Мой назовется домом молитвы для
всех народов. Упоминание здесь о "горе святой" естественно ведет нашу
мысль к раннейшей специальной речи того же пророка об этой святой горе,
под которой он, вообще, разумеет судьбы новозаветной, Христовой церкви
(2 гл.). Под "домом молитвы", о котором здесь неоднократно говорится,
хотя многие и склонны разуметь ветхозаветный иерусалимский храм, но это
едва ли справедливо, особенно, ввиду ясных слон Господа, что "наступает
время, когда и не в Иерусалиме будут поклоняться Отцу в Духе и истине"
(Ин 4:21, 23-24).
"Поэтому пророчество Исаии, как справедливо говорит Властов, должно было
иметь обширнейшее значение и обнимать собою весь мир христианский, т. е.
Церковь Христову, как вечный храм вечному Богу, в котором каждая душа
христианская, поклоняющаяся Господу Богу "в духе и истине", будет
услышана милосердным Отцом" (Властов, Священ. Летоп. V гл. 332 с.).
8-9 Снова, для ее большего усиления, повторяется та же самая мысль -о
всеобщем призвании всех народов в церковь Христову: в нее войдут и все
желающие того израильтяне, как бы ни были они далеко рассеяны, и все
языческие народы, как бы не казались они, с ветхозаветной точки зрения,
дики и грубы, наподобие полевых и лесных зверей. Все эти мысли и даже
самые образы прекрасно знакомы нам и по многим другим местам кн. пророка
Исаии. Так о собрании рассеянного Израиля и его провиденциальном
назначении в 11 гл., между прочим, говорится: "и будет в тот день: к
корню Иессеееу, который станет, как знамя для народов, обратятся
язычники... и поднимет знамя язычникам и соберет изгнанников Израиля, и
рассеянных Иудеев созовет от четырех ветров" (11:10 и 12; ср. 27:12;
43:5-6 и др.). Сравнение же языческих народов, пребывавших в религиозном
неведении и материальном огрубении, с дикими зверями, дано, напр., в
43:20: "Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в
пустынях дам воду, реки в сухой степи". Здесь, общеизвестные образы
"пустыни жаждущей" и благодатной ее оросившей "воды", не оставляют
сомнения и относительно надлежащего понимания обитателей этой пустыни,
т. е. языческих народов.
10-12 Конец 56-й главы является не столько ее заключением, сколько
вступлением к следующей, пророческо-обличительной речи (57-59 гл.).
Связь этих двух стихов с предыдущими, очевидно, покоится на антитезе:
если лучший корень Израиля, чрез прививку к нему дикой маслины
язычества, даст сильные и богатые побеги в новозаветной церкви, то
большинство сынов Израиля, во главе с его слепыми вождями, останется за
порогом этой церкви. И главную ответственность за такую печальную судьбу
духовно омраченного Израиля должны нести, конечно, его духовные вожди,
на которых прежде всего и обрушивается пророк со всей силой своего
святого негодования, бичуя их в самых ярких образах, небезызвестных нам
и по многим др. местам его книги (1 гл. 21-23; 5:8, 13, 18-23; 9:14-16;
10:1-2; 30:9-18; 52:5 и др.). Здесь в особенности сильны образы
"стража", который сам ничего не видит, так как любит спать и дремать, и
сторожевого "пса", который нем, т. е. не может лаять. Это - пастыри
бессмысленные - так как они преследуют лишь свое личное удовольствие и
корысть, а не охрану общественных интересов, тем более - не заботу об
общем благе вверенного им народа.