|
|
Книга пророка Исайи
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Глава
49
1 Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал
Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое;
2 и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и
соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня;
3 и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь.
4 А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою.
Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего.
5 И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы
обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах
Господа, и Бог Мой - сила Моя.
6 И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления
колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя
светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.
7 Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому
всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят, и встанут;
князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святого Израилева,
Который избрал Тебя.
8 Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день
спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом
народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия
опустошенные,
9 сказать узникам: `выходите', и тем, которые во тьме: `покажитесь'. Они
при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их;
10 не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо
Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод.
11 И все горы Мои сделаю путем, и дороги Мои будут подняты.
12 Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из
земли Синим.
13 Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от
радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих.
14 А Сион говорил: `оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!'
15 Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева
своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя.
16 Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною.
17 Сыновья твои поспешат к тебе, а разорители и опустошители твои уйдут
от тебя.
18 Возведи очи твои и посмотри вокруг, - все они собираются, идут к
тебе. Живу Я! говорит Господь, - всеми ими ты облечешься, как
убранством, и нарядишься ими, как невеста.
19 Ибо развалины твои и пустыни твои, и разоренная земля твоя будут
теперь слишком тесны для жителей, и поглощавшие тебя удалятся от тебя.
20 Дети, которые будут у тебя после потери прежних, будут говорить вслух
тебе: `тесно для меня место; уступи мне, чтобы я мог жить'.
21 И ты скажешь в сердце твоем: кто мне родил их? я была бездетна и
бесплодна, отведена в плен и удалена; кто же возрастил их? вот, я
оставалась одинокою; где же они были?
22 Так говорит Господь Бог: вот, Я подниму руку Мою к народам, и
выставлю знамя Мое племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей
твоих на плечах.
23 И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицом
до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих, и узнаешь, что Я
Господь, что надеющиеся на Меня не постыдятся.
24 Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у
победителя взятые в плен?
25 Да! так говорит Господь: и плененные сильным будут отняты, и добыча
тирана будет избавлена; потому что Я буду состязаться с противниками
твоими и сыновей твоих Я спасу;
26 и притеснителей твоих накормлю собственною их плотью, и они будут
упоены кровью своею, как молодым вином; и всякая плоть узнает, что Я
Господь, Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев.
Это -
одна из важнейших мессианских глав пророка Исаии, непосредственно
примыкающая к 42 главе и имеющая теснейшую связь с 50 и 52 главой. Ею
начинается второй отдел второй части кн. пророка Исаии (с 49-57 гл.).
Начиная с этой главы речь пророка, со стороны ее предметного содержания,
заметно меняется: пророк перестает говорит о вавилонском плене и роли
Кира, как о событиях временных и преходящих, и устремляет свой взор,
главным образом, к тому вечному мировому акту, который имел открыть
собой новую эру в истории всего человечества (искупление через Мессию).
Правда, касался этого предмета пророк Исаия не раз и раньше (в особен.
42 гл.), но как-то мимоходом и прикровенно, больше образно, чем прямо.
Теперь же внешняя история избранного народа Божия отходит на задний
план, а на передний выступает внутренняя история домостроительства Божия
о спасении Израиля и всего грешного мира добровольной крестной жертвой
Искупителя. Отсюда начинается самый важный отдел кн. пророка Исаии, за
который он, главным образом, и получил вполне заслуженный им почетный
титул "ветхозаветного евангелиста".
1-5. Призвание Сына Божия на Его специальное, мессианское служение, 6-7.
распространение Его миссии и на язычников, 8-12. чудесно-благодетельный
характер этого служения и его благотворные плоды, 13-21.
торжественно-благодарственный, универсальный гимн Господу от лица всего
возрожденного и обновленного Сиона, 22-26. победное торжество
новозаветного, духовного Израиля над всеми его врагами и высшее
прославление Господа.
1 Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние... Призыв к
особенной внимательности, ввиду чрезвычайной важности последующей речи
(48:16); а также, вероятно, и указание на ее всеобъемлющий,
универсальный характер, поскольку это касается не только тесного круга
избранного народа, но также и всех "дальних народов" (ср. 43:4;
44:15-16; 41:1; 52:4).
Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое...
Слова эти всего менее могут быть относимы к самому пророку Исаии,
который, как известно, призван был к своему пророческому служению в
зрелом возрасте (6:1-6). Лишь с большими натяжками они могут быть
толкуемы относительно коллективной личности (напр., всего Израиля, гл.
44:2, 24). Но всего естественней и лучше прилагать их к единичной
личности (42:4; Иер 1:5) и именно к Личности Возлюбленного Отрока
Господня, о нарочитом призвании Которого "издревле", и о самом наречении
имени Которому у пророка Исаии уже не раз шла речь и выше (7:13-15;
42:6; 48:15; Ср. 109:2). Об исполнении же этих пророчеств говорят нам
евангелисты (Мф 1:21 и Лк 1:31). Некоторые комментаторы останавливают
внимание на том, что здесь, при рождении - упоминается лишь одна мать,
чем будто бы дается прикровенный намек на бессеменное его зачатие.
2 И соделал уста Мои, как острый меч.... стрелою изостренною;
Поэтический образ, нередко встречающийся и в др. местах Ветхого и Нового
завета, характеризующий проникновенную силу слова Божия (Пс 44:6; 119:4;
Евр. 4:12; и др.). Из относящихся сюда параллелей самого пророка Исаии
можно указать на следующую: Я вложу слова Мои в уста твои и тенью руки
Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать
Сиону: "ты Мой народ" (51:16; см. также 11:4; 42:1). Всем этим
красноречиво изображается неотразимое действие мессианской проповеди,
проникающей в самые сокровенные тайники человеческого духа и властно
покоряющей себе (Евр 4:12).
В колчане Своем хранил Меня... Стрела "избранная" - это Сам Господь
Иисус Христос. Много было у Бога и других стрел - вождей и пророков -
которыми он влиял на отупевшее человечество; "но избранная и
превосходнейшая всех стрела, Христос, была скрытой в предведении Отца,
как бы в колчане" (святой Кирилл Александрийский. Ин 1:16).
3 Ты раб Мой Израиль, - в Тебе я прославлюсь... Несомненно, что этого
места нельзя относить к историческому, плотскому Израилю, потому что
тогда получилось бы резкое противоречие данного стиха с одним из
предыдущих (5 ст.). Рискованно прилагать его и к самому пророку Исаии,
потому что это слишком не отвечало бы и личному смирению пророка и
действительному характеру его служения. Остается, таким образом,
единственно возможным и правильным относить это обращение к Мессии,
Отроку Господню.
"Являясь в мир, Отрок Господень изображается здесь, как исполнитель воли
Божией (Пс 39:8-9; Мф 5:17); а так как исполнение таковой воли
составляло историческое призвание израильского народа и служило к
прославлению Господа, то исполнивший всю волю Божию, Отрок Господень,
чрез это являлся представителем Израилем, через которого прославится Бог
(ср. 42:1; Ин 17:4 - СПб. проф.).
В Тебе Я прославлюсь... Лучшим комментарием этих слов является
известное, торжественное начало прощальной беседы Иисуса Христа со
своими учениками: "ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился
в Нем" (Ин 13:31). А святой Иоанн Златоуст в одном из своих толкований
прекрасно поясняет, что "Бог почитает наше спасение Своею славою" (Том
10. Бес. 7, на 1 Кор 2:6-7).
4 А Я сказал: напрасно Я трудился... Данными словами Отрок Господень,
Сын Божий, выражает сомнение в успехе своей миссии - даже больше того -
сознает ее бесполезность и как бы разочаровывается в ней. Историческое
оправдание этих слов должно видеть в том печальном обстоятельстве, что
первая и ближайшая цель пришествия Мессии - собрание заблужденных овец
дома Израилева (Мф 15:24; 23:37) - по жестокосердию последнего не
осуществилась (Ин 1:11). В сознании этой как бы некоторой
недостаточности и неполноты искупительной миссии Богочеловека и следует
видеть главную причину той глубочайшей сердечной муки и того чувства
подавленности и покинутости, которые испытывал по человечеству
Божественный Страдалец, как еще накануне, во время моления о чаше в
Гефсиманской роще, так и вися на кресте, в последний предсмертный момент
(26:37-38 и 27:46).
Но Мое право - у Господа, и награда Моя - у Бога Моего... Вместо слов
"право" и "награда" LXX и славян. перевод имеют: "суд" и "труд". В евр.
тексте первое понятие выражено термином mischpath, что значит "суд", а
также и признанное судом "юридическое право" на что-нибудь (Втор 21:17);
а термин - peulla соответствующий себе синоним имеет в латинском слове
merces - "награда", "плата за труд". Следовательно, смысл этого утешения
будет таков: хотя дело Мессии, т. е. результат Его искупительного
служения, и не будет сопровождаться желанным успехом в отношении к
большей части еврейского народа, однако через это оно не потеряет своей
цены в очах высшей Божественной правды, которая ясно видит, что причина
такого некоторого неуспеха лежит не в деятельности Мессии, а в
жестокосердии людей, противящихся истине. Выражения, аналогичные
данному, встречались нам у пророка Исаии и раньше (35:4; 40:10). О самом
же характере и содержании этой награды речь будет ниже (53:10-12).
5 И ныне говорит Господь... Я почтен в очах Господа и Бог Мой - сила
Моя... Настоящий стих стоит в самой тесной связи с предыдущим и служит
дальнейшим раскрытием и усилением заключающейся в нем мысли. В четвертом
стихе изображается процесс внутренней борьбы в душе Мессии относительно
ценности и пользы его служения, закончившийся победой положительных
настроений. Здесь такое решение как бы санкционируется авторитетом
Самого Бога, Который торжественно удостоверяет, что деятельность Его
посланника не только не потеряет своей награды, но и заслужит особый
почет, потому что, в сущности, она совершается именем и силою Самого
Бога. Весь же опущенный нами период, со слов образовавший Меня от
чрева... и кончая словами чтобы Израиль собрался к Нему - представпяет
собой обычную вставку, только, так сказать, обостряющую главную мысль,
но не вносящую в нее никаких новых данных.
По поводу этой вставки, собственно второй половины ее, можно разве
заметить только то, на что усиленное внимание обратил еще блаженный
Иероним, именно, разночтение в текстах и переводах: еврейский,
мазоретский, Таргум, LXX и Акилла читают в положительном смысле: чтобы
обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; блаженный же
Иероним, а также Симмах и Феодорит переводят в отрицательной форме:
Иаков не обратится и Израиль не соберется.
6 И Он сказал: мало того... Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение
Мое простерлось до концов земли. Божественное ободрение Мессии достигает
своего высшего пункта. Мало того, что труд твой - говорит Господь - не
будет совершенно безрезультатен и в отношении к ближайшей его цели -
спасению Израиля, так как лучшие представители Израиля "его святой
остаток" услышит проповедь Мессии и отзовется на нее; он получит новую и
огромную прибыль чрез привлечение к проповеди Мессии новых членов
царствия Божия, язычников, расселенных по всему лицу земли (Ис 1:9;
11:11; 42:6; Иоил 2:32; Лк 2:30-32; Деян 13:46; Рим 9:27). Здесь, таким
образом, миссия Христа переходит за тесные рамки еврейской
национальности и получает свой надлежащий универсально-христианский
характер.
7 [В Славянском переводе 70-и вместо "Так говорит Господь, Искупитель
Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу
властелинов" - "Так говорит Господь, избавивый тя Бог Израилев: освятите
уничижающего душу свою, гнушаемого от язык рабов княжеских". Получается
совершенно другой, гораздо более подобающий избраннику Божию смысл. Не
раб властелинов - но всего лишь временно поносимый языками рабов
князей!" Прим. ред. ]
Так говорит Господь... презираемому всеми, поносимому народом, рабу
властелинов... Это, собственно говоря, начало уже новой речи Господа,
хотя и тесно связанной с прежней. В ней идет раскрытие
чудесно-благодетельных плодов мессианского служения, которое, конечно,
является вместе с тем и лучшим доказательством его высокого значения и
смысла.
"Седьмой стих является довольно важным моментом в процессе постепенного
сообщения ветхозаветного откровения о страждущем Праведнике. С одной
стороны он воспроизводит известный 21 Пс (отчасти 68), в котором
Страдалец-Христос говорит о Себе: "Я - червь, а не человек, поношение у
людей и презрение в народе" (7 с. Ср. 68:15), а с другой - служит
вступлением к пророчеству 42-43 глав, где с такой подробностью
изображаются страдания праведника" (И. Григорьев "Пророчество Исаии о
Мессии и Его царстве" - 168 с. Казань 1902).
Но за этим кратким моментом временного уничижения Мессии тотчас же
последует момент возвышения, который изображается у пророка в таких
чертах; цари увидят - и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который
верен Себе... Который избрал Тебя. Из состояния добровольного уничижения
Спаситель мира будет вознесен на высоту подобающей ему славы. "Цари
Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары;
и поклонятся Ему все цари; все народы будут служит Ему" (Пс 71:10-11).
Фактическое исполнение этого пророчества дает вся история христианских
народов, где цари и властители нередко шли впереди всех ко Христу и вели
к Нему свои народы. Не без основания также древнехристианская традиция
считает и известных восточных мудрецов, пришедших в пещеру на поклонение
Христу-Младенцу, местными князьями, или царями (The pulp. Comment. 231
р.). Все это совершится "ради Господа, Который верен, ради святого
Израилева", "потому что, Мессия - посланный от Господа - единосущен
Отцу; потому что, несмотря на образ раба, Он - Бог Всемогущий; потому
что Избирающий и Избранный одна суть: "Я и Отец - одно" (Ин 10:30 -
Властов).
"Вторая половина стиха переносит читателя в будущий момент торжества
Мессии, когда Он победит мировой грех и будет окружен блестящим ореолом
неземного величия. Цари, которые прежде презирали смиренного Раба,
теперь с благоговейным почтением станут вокруг Его престола; князья,
которые до сих пор гнушались страждущим Отроком, преклонять пред Ним
колена и подчинятся Ему" (И. Григорьев Op. cit.).
8 Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя и в день
спасения помог Тебе. Содержание 8-го стиха дает прямой ответ и разрешает
сомнение, изложенное в 4-м стихе: напрасно Я трудился, ни на что и вотще
истощал силу Свою... Нет, все это было сделано отнюдь не напрасно, а
дошло до Бога и получило от Него соответствующий повод. Хотя глаголы
"услышал" и "помог" и стоят, по-видимому, в прошедших формах, но в
действительности они относятся к будущему времени, к моменту имеющего
наступить прославления Сына Божия после Его добровольного уничижения.
Это - так называемое - praeteritum propheticum - "прошедшее
пророческое", которое для выражения несомненности будущего говорит о нем
языком прошедшего.
Хотя та помощь Господа Своему Рабу и была, как известно, оказываема Ему
во все продолжение Его мессианского служения (Лк 2:40, 52; Ин 3:2; 8:28;
12:28; 14:10 и др.), но преимущественным и для всех очевидным моментом
ее ниспослания здесь указывается особое время благоприятное
(kairw-dektw), день спасения. Апостол Павел, приводя это место из
пророка Исаии, относит его к своему времени, т. е. к торжеству церкви
христианской, и в частности, видит исполнение данного пророчества в
универсальности христианства и в его всепобеждающей силе (2 Кор 6:2-10).
Все это красноречивее всяких слов говорило, что дело Мессии далеко не
было тщетным.
И сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить
наследникам наследия опустошенные. Раскрывая еще определеннее и яснее
объем и характер мессианского служения Своего Посланника, Господь
говорит, что главной ролью Его будет роль учредителя, или восстановителя
завета между Богом и людьми. До известной степени, она будет аналогична
с ролью посредников Ветхого Завета (Моисея и Иисуса Навина - Втор 3:28;
Нав 1:6, которые восстанавливали завет еврейского народа с Богом и
делили Ханаанскую землю между коленами Израиля), но и бесконечно будет
их превосходить, по своей широте и всеобъемлемости.
Отсюда, под "наследиями опустошенными" в мессианском смысле следует
разуметь всю область языческого мира, опустошенную заблуждениями
идолопоклонства, но некогда знавшую лучшие времена, более близкие к
истинному богопочтению ("древний монотеизм". Потому-то и сказано
"возвратить").
9-10 С 9-12 идет непосредственное продолжение и дальнейшее развитие той
же самой мысли - о благодетельных плодах мессианского служения
Посланника Божия. Из них два первых стиха (9-10) служат даже окончанием
того периода, который начался со второй половины 8-го стиха.
Чтобы... сказать узникам: выходите, и тем, которые во тьме: покажитесь.
Не будут терпеть голода и жажды и не поразит их зной и солнце...
Употребленный здесь образ "узников, выпущенных из темницы" дает
некоторым основание предполагать, что речь идет о выходе евреев из
вавилонского плена. Но сопоставляя этот образ со всеми другими,
имеющимися здесь же (избавление от голода и жажды, от солнца и зноя), а
также снося соответствующие параллели (61:1 и 62:7), мы вполне
убеждаемся, что все это ничто иное, как символы и эмблемы для выражения
идеи высокой духовной радости. Причем образ "темницы или вообще тьмы", в
которой находились языческие народы, получает особенную выразительность
и силу, по контрасту с тем "светом", который принес с Собой Мессия (Ин
1:4-5; Мф 5:14; Флп 2:15). Точно так же замечательно удачным должно
признать и другой, чисто евангельский образ "доброго пастыря",
употребленный здесь, а также не раз и раньше пророком Исаией (30:23;
40:11; 42:15-16; Ср. Ин 10:9-11).
"Весь стих 10-й берет образы из кн. Исхода. Но настоящее значение голода
и жажды и утоления их навечно в смысле духовном раскрыто лишь Господом
(Ин 6:35, 54)... О полном и окончательном исполнении в будущем
пророчества о приводимых "Милующим к источнику вод" ср. Откровение
7:16-17: "они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их
солнце и никакой зной... ибо Агнец будет пасти их и водить на живые
источники вод" (Властов)".
11 И все горы Мои сделаю путем... Вот, одни придут издалека; и вот, одни
от севера и моря, а другие из земли Синим. Заключая Свою речь о
благоплодном и многоплодном служении Мессии, Господь пророчески
раскрывает картину дивного и величественного умножения христианской
церкви, путь куда будет своего рода "большой, торной дорогой" для всех
народов, по которой беспрерывно и потянутся густые толпы народов от всех
концов земли. Имеющиеся в указанных стихах образы "гор" и "дорог" должны
быть сопоставлены с их параллелями: "приготовьте путь Господу... всяк
дол да наполнится и всякая гора и холм да понизятся... (40:1, 4). "И
будет там большая дорога и путь по ней назовется путем святым" (35:8).
Следует привлечь сюда также и известное мессианское пророчество Исаии о
"горе дома Господня", которая явлена будет в последние дни и поставлена
будет в главу гор и возвысится над холмами и потекут к ней все народы
(2:2-3; Ср. 56:7).
12 Вот, одни придут издалека... одни от севера и моря, а другие - из
земли Синим. [По LXX "Персефия" и славянскому переводу "инии же от земли
Персския" - Прим. ред. ]. Блаженный Иероним видит здесь обычные в Библии
указания на четыре страны света. Если "север" и "море" - служат довольно
ясным указанием на Север и Запад, то "издалека" и "земля Синим",
очевидно, определяют Восток и Юг; термин "издалека" (merahoh), по всей
вероятности, дает намек на Восток; тогда земля Синим - будет указывать
на Юг. [Совершенно ясно - придут от севера и моря. Море - Средиземное,
там все острова. А земля Персская -лежащая на востоке Персия. Издалека -
юг. Там обитаемые страны лежат далеко, за Аравийской пустыней. Прим.
ред. ]
Большинство новейших комментаторов склонно под землею "Син" или "Хин"
видеть намек на отдаленную юго-восточную страху - Китай, сведения о
котором пророк будто бы уже мог иметь и в его время (Гезениус - СПб.
проф. 776 с.). Однако "настольный английский комментарий" оспаривает
это, на том веском основании, что этническое наименование Китая не было
известно даже и грекам до эпохи Птолемея (за 120 до Р. Х.). Поэтому, под
землею Синим он видит одну из южно-финикийских областей, о которой под
именем земли "Синеев или Синитов" говорится и в известной библейской
таблице народов (Быт 10:17).
13 Радуйтесь, небеса, веселись земля, и восклицайте, горы, от радости...
Настоящий стих занимает в построении 49 гл. особое, серединное
положение, являясь как бы разделом двух ее половин - одной,
оригинально-мессианской (1-12), другой - служащей повторением и более
подробным раскрытием первой (14-26). Сам же по себе, он представляет
довольно обычный для автора настоящей книги торжественно-хвалебный гимн
Богу Творцу и Искупителю от лица всей вселенной (44:23; 52:9 и др.).
Ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих... Здесь
указываются мотивы той высокой радости, к которой пророк приглашает весь
мир. [В Славянском переводе с 70-и: - и смиренныя люди своя утеши. Прим.
ред. ] Под упомянутыми здесь "помилованием" и "утешением", по ходу
мыслей автора, должно разуметь не столько ближайшее избавление Израиля
от вавилонского плена, сколько его более отдаленный, мессианский образ -
освобождение духовного Израиля из уз греха, проклятия и смерти (2:3). В
интересах единства и подлинности кн. пророка Исаии, следует также
обратить внимание на употребленный здесь, довольно характерный, термин
"страдальцы", встречающийся также и в первой части книги пророка Исаии
(11:4). [В Славянском переводе с 70-и - 11:4 ...но судит правдою
смиренному суд и облечет правостию смиренныя земли... Прим. ред. ]
14-17. Включительно идет особая, ободряющая речь пророка, обращенная им
к Сиону. В сущности, она представляет несколько измененное повторение
раннейшей речи Самого Мессии (4 ст.). Как там Мессия сетовал на
ненужность и как бы бесцельность своей будущей миссии, так и здесь весь
тот народ, представителем которого был Мессия, изливает несправедливые
жалобы на Свою оставленность и покинутость Богом. И подобно тому как
тогда Господь рассеял всякие сомнения и уныние у Своего Раба, так точно
и теперь Он ясно обнаруживает всю неосновательность подобных опасений у
Сиона.
А Сион говорил: оставил меня Господь, и Бог Мой забыл меня! Сопоставляя
это место с одной из ближайших параллелей (40:27), мы имеем полное право
относить его к историческому Израилю и к тому малодушному ропоту на
Бога, который не раз выходил из уст этого жестоковыйного и
неблагодарного народа, всегда готового ответственность за все свои
мнимые и действительные несчастия сложить с себя на кого-либо другого,
главным образом, на Самого Бога.
И в данном случае под Сионом, роптавшим на Бога, должно разуметь,
очевидно, опять тот же народ израильский, в лице его, современного
пророку, поколения... Представители его, переживая целый ряд
исторических невзгод, слушая грозные обличительные речи пророка и не
ведя осуществления своих земных ложно-мессианских планов, приходили в
уныние и, по обыкновению, роптали на Бога за то, что Он их оставил и
забыл. Пророк не оставляет всего этого без ответа; но в самом ответе он
искусно подставляет новый предмет речи: вместо старого Сиона - т. е.
плотского исторического Израиля, он переходит к новому, духовному Сиону,
т. е. к Церкви Христовой и прекрасно выясняет, что этого подлинного и
единственно-достойного Бога Сиона, Господь никогда не оставит и не
забудет Своей милостью, а наоборот - даст ему широкое распространение и
высокое процветание. "В ветхозаветный период Сионом называлась гора
Божия, на которой возвышался храм Всевышнего, освященный Им (3 Цар 8-9
гл.). Духовный центр человечества находился среди общины верных Господу,
которые с верой и надеждой внимали пророкам, говорившим об Эммануиле.
Грехи народа и постоянные осквернения храма (Иез 8-9:7; 10-11:23),
по-видимому, уничтожили Сион на земле... Но в следующих словах
пророчества Исаии мы видим, что Господь исполняет обетования, данные
всему человечеству, и тогда имя Сиона переносится на всех тех, которые
призовут имя Господне (Иоил 2:28-32; Деян 2:21); ибо, как говорит
Апостол Павел всем христианам: "вы приступили к горе Сиону и ко граду
Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему
собору и церкви первенцев, написанных на небесах". (Евр 12:22-24 -
Властов).
15 Забудет ли женщина грудное дитя свое... но если бы и она забыла, то Я
не забуду тебя. Сила любви и заботы Господа о Его верном Сионе
превосходит все, самые крепкие и самые неразрывные естественные,
человеческие узы.
16 Вот Я начертал тебя на дланях... Новый, не менее сильный образ
непрестанного памятования со стороны Бога об Его духовном Сионе. Вместе
с тем, он отмечает и одну характерную, чисто бытовую черту, примитивных
народов Востока - делать себе на лице или руках особые, мнемонические
знаки, о чем свидетельствуют этнографы и историки Палестины (Втор 6:8;
11:18 The pulp. Commentary - 233 ст.).
Стены твои всегда предо Мною. Как Сион служит эмблемой всего народа, так
"стены" Сиона являются символом целого города (Пс 50:20). Святой Кирилл
Александр, под "стенами" христианской церкви аллегорически понимает
апостолов, евангелистов и вообще, пастырей и предстоятелей церкви.
17 В нем пророк возвещает прочный, внутренний мир верному Сиону, через
возращение истинных сынов и удаление всех вредных членов. Вместо слов:
сыновья твоя поспешат к тебе LXX, Таргум, Вульгата [в Славянском
переводе - вскоре возградишася; Прим. ред. ]и др. переводы имеют
"строители твои", - что произошло благодаря смешенью двух сходных
фонетически еврейских слов - banajh ("сыновья твои") и bonajh ("строющие
тебя"), - в соответствии с чем сделано некоторое изменение и последующей
речи. Комментарий СПб. проф. отдает предпочтение еврейско-мазоретскому
тексту. В мессианском смысле под истинными сынами духовного Сиона
разумеются "сыны света", на которых зиждется храм Бога живого (Ин 12:36;
1 Кор 3:16-17; 6:19; 2 Кор 6:16); а под разорителями и опустошителями -
те лжеучители и ересиархи юной христианской церкви, на которых
жаловались еще святой Апостол Иоанн Богослов: "они вышли от нас, но не
были наши" (Ин 2:19) и Павел: "О если бы удалены были возмущающие вас!"
(Гал 5:12).
18 С 18-21 включительно все эти мысли, с еще большей выразительностью и
силой развиваются в новом величавом образе, особенно близком и понятном
народам древнего Востока. Для них, в особенности для евреев, не было
большего несчастия, как бездетность и вдовство, и наоборот - не было
большей радости, как многочисленное потомство. И вот, Сион, который
сначала выводится в скорбной роли бездетной вдовицы, изображается теперь
в положении ликующей невесты, которой уже обеспечено самое
многочисленное потомство, настолько обильное, что ему будет даже тесно
около своей матери, которая и сама будет удивляться, откуда у ней, еще
так недавно бездетной, бесплодной и всеми покинутой, вдруг собралась
такая большая и уже взрослая семья?
Возведи очи твои и посмотри вокруг, - все они собираются, идут к тебе.
Вдохновенный, высоко-поэтический призыв, встречающийся у пророка Исаии и
еще не раз, в связи с призванием в церковь Христову язычников (9:4;
61:10). Недаром он вошел в состав одной из песен известного пасхального
канона.
Всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста.
"Обилие, разнообразие и красота собравшихся отовсюду чад Сиона подобны
обилию, разнообразию и красоте украшенной невесты. Сравнение церкви с
невестой в Священном Писании одно из обычных, ср. Песнь Песней, Еф
5:23-24 " (СПб. проф.).
"Невестой" Христовой в Новом Завете называется вся церковь, а не одна
какая-либо часть ее (2 Кор 11:2; Еф 5:29, 32; Откр 21:2, 9; 22:17 и
др.).
19 19-20 стихи особенно ясно говорят о замене прежних чад плотского
Израиля новыми сынами духовного Израиля, причем самые краски для этой
картины берутся из всей последующей судьбы исторического Израиля.
Ибо развалины твои и пустыни твои и разоренная земля твоя... Разоренная
нашествием вавилонян Иудея служит для пророка также и символом бездушной
и бесплодной религии образа, во что выродилось у позднейших иудеев
полное духа и силы законодательство Моисея. И вот теперь, в церкви
обновленного Израиля на месте этой безлюдной пустыни появятся, по слову
пророка, густые толпы народа, которым становится даже тесно в Иерусалиме
в его окрестностях.
20 Дети, которые будут у тебя после потери прежних... Образ взят от
исторического факта - погибели в добровольной натурализации в Вавилоне
многих иудеев, на место которых Господь обещает воздвигнуть новых чад
Израиля, о которых подробнее говорится в следующем стихе.
21 Кто мне родил их?... кто же возрастил?... где же они были? Этими
возгласами удивления пророк довольно ясно показывает нам необычайность и
сверхъестественность факта, о котором он говорит. Следовательно, здесь
идет речь не о плотском рождении естественных чад, а о чудесном духовном
рождении чад новозаветной церкви. Некоторые комментаторы в этом
изумлении готовы видеть пророчественный намек на те споры об обрезании и
о значении Моисеева закона, которые существовали в первенствующей
(преимущ. иерусалимской) церкви и которые были разрешены на апостольском
соборе (Деян 15:5-29).
22 Как бы в ответ на вопросы предшествующего стиха, Сам Бог говорит, что
это все произошло не само собою, не путем каких-либо естественных
исторических процессов, а единственно по мановению Его всемогущей
Десницы, которой послушны все сильные мира.
Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Мое племенам... Поднятие
руки и водружение знамени - это знак, которым обращается внимание всех
на важное содержание последующей речи. Блаженный Иероним под знаменем
аллегорически разумеет орудие искупления - Крест Христов, символ
победного знамения христиан. "Народы" и "племена" здесь определенно
называются теми областями, которые выделят из своей среды главный
контингент будущих чад духовного Израиля, т. е. Христовой церкви.
23 И будут цари питателями твоими и царицы их кормилицами твоими... Это,
прежде всего, символ того высшего почета, которым пользоваться будут
новообращенные чада новозаветной церкви. Но он не лишен и положительного
исторического смысла, как это мы уже видели раньше (см. ком. на 7 ст.).
В особенности, невольно вспоминается здесь пример святых
равноапостольных царя Константина и матери его Елены.
24-26 Заканчивая Свою речь о силе исключительного Божественного
покровительства новозаветной церкви, пророк от лица Господа говорит, что
в сравнение с ним не могут идти никакие обычные подобия и примеры. Так,
у людей принято думать, что никто не может вырвать добычу из рук
сильного или пленников у победителя (24). У Господа же, наоборот, добыча
тирана будет у него отнята и пленные будут избавлены от рабства
победителя. Сами образы "добычи" и "плена" взяты, по-видимому, из эпохи
вавилонского плена; но получили здесь мессиански аллегорический
характер, который блаженный Иероним толкует приспособительно к речам
Иисуса Христа о власти сатаны над грешным миром, уничтоженной кровью
Искупителя.