|
|
Книга пророка Исайи
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Глава
32
1 Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по
закону;
2 и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как
источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей.
3 И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать.
4 И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные будут
говорить ясно.
5 Невежду уже не будут называть почтенным, и о коварном не скажут, что
он честный.
6 Ибо невежда говорит глупое, и сердце его помышляет о беззаконном,
чтобы действовать лицемерно и произносить хулу на Господа, душу
голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего.
7 У коварного и действования гибельные: он замышляет ковы, чтобы
погубить бедного словами лжи, хотя бы бедный был и прав.
8 А честный и мыслит о честном и твердо стоит во всем, что честно.
9 Женщины беспечные! встаньте, послушайте голоса моего; дочери
беззаботные! приклоните слух к моим словам.
10 Еще несколько дней сверх года, и ужаснетесь, беспечные! ибо не будет
обирания винограда, и время жатвы не настанет.
11 Содрогнитесь, беззаботные! ужаснитесь, беспечные! сбросьте одежды,
обнажитесь и препояшьте чресла.
12 Будут бить себя в грудь о прекрасных полях, о виноградной лозе
плодовитой.
13 На земле народа моего будут расти терны и волчцы, равно и на всех
домах веселья в ликующем городе;
14 ибо чертоги будут оставлены; шумный город будет покинут; Офел и башня
навсегда будут служить, вместо пещер, убежищем диких ослов и пасущихся
стад,
15 доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а
сад не будут считать лесом.
16 Тогда суд водворится в этой пустыне, и правосудие будет пребывать на
плодоносном поле.
17 И делом правды будет мир, и плодом правосудия - спокойствие и
безопасность вовеки.
18 Тогда народ мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и
в покоищах блаженных.
19 И град будет падать на лес, и город спустится в долину.
20 Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла.
1-8.
В Иерусалиме воцарится праведный царь и вследствие этого восторжествует
правда и честность в обществе. 9-20. Наказание, ожидающее иерусалимских
женщин, и будущее прославление народа иудейского.
1-8. Как в 11-й главе, после изображенного в 10-й гл. падения Ассирии,
Исаия тотчас начинает рисовать картину будущего мессианского времени,
так и в 32-й главе он изображает воцарение в Иерусалиме праведного
владыки, совпадающее с поражением Ассура. При новом властителе все
правители иерусалимские будут охранять справедливость и заботиться о
благе народа. Тот, кто теперь не способен внимать божественному
откровению, тогда сможет все в этом откровении понять и разъяснить.
Кончится также в то время преклонение пред людьми недостойными, и
добродетель будет почитаться по достоинству.
Царь. Как видно из других мест книги Исаии (главным образом из 9 и 11-й
гл.), праведным царем - праведным в полном смысле этого слова - пророк
называл Мессию. Следовательно, и здесь он также обозначает Мессию. Но в
противоположность 9 и 11-й главам, пророк не вдается в описание личной
деятельности этого царя, а изображает, главным образом, окружающих его
деятелей - министров. Это объясняется, вероятно, тем, что пророк и народ
признавали в царе Езекии, при котором была составлена эта речь,
правителя хорошего, но не были довольны составом его министерства или
тайным царским советом.
Степь - собственно сухая, безводная пустыня. В евр. тексте здесь
поставлено слово zajon, очень напоминающее название Иерусалима - zijon
(игра слов).
Скала представляет собою прекрасное убежище для путника, идущего в
пустыне, - лучшее, чем дерево.
3-4 Очи видящих - уши слышащих. Некоторые толкователи видят здесь просто
обозначение людей, владеющих всеми чувствами, но не желающих ими
пользоваться, закрывающих свои глаза и уши, чтобы не видеть и не слышать
того, что им не нравится (Na"gelscbach). Но, принимая во внимание то,
что говорил пророк раньше о состоянии пророков и прозорливцев его
времени (29:9, 10), мы и здесь усматриваем указание именно на пророков,
удостаивавшихся видеть видения и слышать откровения от Бога. Тогда эти
пророки будут беспрепятственно совершать свое великое служение.
Легкомысленные и косноязычные. Это ложные пророки или лучше тогдашние
руководители общественного мнения, не способные сами отличать правды от
лжи, не могшие передать другим свои мысли понятным языком.
5-8 От правителей и руководителей иудейских пророк переходит теперь к
изображению просто людей знатных. В настоящее время часто людей величают
не по их действительным достоинствам. Знатными, т. е. благородными,
называют невежд и коварных, т. е. строящих козни своему ближнему. При
Мессии же этого не будет. Каждому будет воздано по его заслугам. Чтобы
показать, как нехорошо люди поступают в настоящее время, неправильно
оценивая благородство и неблагородство, пророк говорит, что невежда или
глупец приносит большой вред обществу. Он не только говорит глупости, но
и питает в себе дурные намерения, отрицает Господа и вредит беззащитным
людям, отнимая у них последние средства к жизни. Точно так же грешно
преклоняться и пред людьми коварными, которые бедняка готовы погубить
всякими нечестными способами. Напротив, честный человек и мыслит и
делает то, что согласно с правилами чести - это не должно быть
подвергаемо ни малейшему сомнению. Итак, значит, во времена Мессии
почетные отличия не будут никому даваться даром. Только человек с
определенным высоким нравственным миросозерцанием и способный проводить
свои мысли в жизнь будет уважаем!
9-20. Обращаясь теперь к беззаботным знатным женщинам иудейским, пророк
рисует опустошение страны Иудейской - в частности, опустошение
Иерусалима. В таком состоянии страна избранного народа останется до того
времени, пока излитый свыше Дух не обновит жизни народа; тогда повсюду в
Иудее водворится правда и мир и вообще всякое благополучие.
Пророк обращается с предсказанием об ожидающем Иудею опустошении к
женщинам потому, что женщинам знатным, каких он здесь имеет в виду,
всего труднее будет переносить лишения, соединенные с наступавшим
опустошением страны.
10 В 29 гл. (ст. 2 и сл.) пророк говорил, что до осады Иерусалима
оставался год. Здесь же он прибавляет к году еще неопределенное число
дней, так как имеет в виду опустошение всей иудейской земли, которое
должно было совершиться несколько позднее осады Иерусалима.
11 Обнажитесь. - В знак печали женщины снимали верхние свои, наиболее
ценные, одежды.
Препояшьте чресла - простым вретищем, чтобы только не ходить совершенно
нагими (ср. 3:24).
12 Изнеженные женщины прежде всего будут жалеть о том, что доставлялось
в Иерусалим с богатых полей иудейских и из роскошных виноградных садов,
которые, конечно, все будут опустошены ассирийскими войсками. Здесь
можно видеть намек на то, что и женщины иудейские были преданы страсти к
вину, как их мужья.
13-14 Пророк здесь, очевидно, говорит не об осаде Иерусалима ассирийцами
при Езекии, когда враги иудеев должны были постыдно бежать от стен
Иерусалима, а об опустошении Иерусалима вавилонянами при Навуходоносоре.
Таким образом, здесь, как и в других случаях, пророк от ближайшего
будущего переносится к более отдаленным временам.
Офел - (холм, богиня) составлял часть Иерусалима и, как кажется,
представлял собою юго-восточный скат храмовой горы. На вершине Офела
стояла башня (ср. Неем 3:26).
Дикий осел. Это животное любит одиночество пустынь (Иов 39:5).
Следовательно, там, где он появляется, - тихо и безлюдно, как в пустыне.
И так будет в прежде кипевшем жизнью Иерусалиме!
Навсегда - выражение, означающее иногда очень долгое время, как видно из
следующего стиха (ср. Ис 43:16).
15 Здесь пророк изображает будущие мессианские времена, когда положение
избранного народа переменится к лучшему во всех отношениях - и в смысле
нравственного, и в смысле материального благополучия.
Дух свыше. Сила, которая совершит эту великую метаморфозу во внутренней
и внешней жизни народа, будет Дух, имеющий излиться на народ и страну
его в чрезмерном изобилии с высоты. Этот Дух - обновляющий жизнь людей
принцип, чудесная сила Божия. Об этом Духе говорил еще ранее Исаии
пророк Иоиль (Иоил 2:28), но у этого последнего увеличение плодородия
земли обетованной предшествует излиянию Духа, тогда как у Исаии оно
является результатом излияния Духа. [В Славянском переводе достаточно
ясно написано - Дондеже найдет на ны Дух от Вышняго - очевидное указание
на действующую составляющую Святой Троицы. Прим. ред. ]
16-18 Пророк только что (13-14 ст.) изобразил Иудею как бесплодную
пустыню, следовательно, как такое место, в котором нельзя рассчитывать
ни на какую безопасность, ни на какое действие обычных законов: бедуины
с путниками управляются по своим собственным обычаям. Но во дни Мессии
Палестина снова будет страною, где уважается справедливость и где
поэтому жить будет вполне безопасно.
19-20 И внешние стихийные бедствия будут в то время проходить мимо
населенных мест Иудеи.
Град - в то блаженное время если и будет падать, то только на лес, а не
на поля и жилища иудеев, так что разве только лесные деревья пострадают
от него. [В Славянском переводе с 70-и насчет града сказано
определеннее: Град же аще снидет, то не на вы придет... Прим. ред. ]
Город спустится в долину, т. е. Иерусалим или, собственно, его население
не будет прятаться за городскими стенами, а смело будет ходить по
долинам, окружающим город. Значит, врагов в окрестностях Иерусалима уже
не будет.
Сеющие при всех водах... В Палестине, обыкновенно, земледельцы бросали
семена свои прямо в разрыхленную весенними наводнениями почву и потом
гоняли по этой засеянной почве волов и ослов, которые таким образом
своими копытами утаптывали семена в землю. В будущее время таких долин у
иудеев будет очень много (при всех водах), что указывает на то время,
когда они одни будут владеть всей Палестиной.
Строфы в поэме 32-й главы разделяются так:
1-я строфа_1-5 ст. _(3, 3)
2-я строфа_6-8 ст. _(3, 3)
3-я строфа_9-11 ст. _(2, 2, 2)
1-я строфа_12-14 ст. _(3, 3)
2-я строфа_15-20 ст. _(3, 3)