|
|
Книга пророка Исайи
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Глава
35
1 Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и
расцветет как нарцисс;
2 великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать;
слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу
Господа, величие Бога нашего.
3 Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие;
4 скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет
отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас.
5 Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся.
6 Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо
пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки.
7 И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля - в источники вод;
в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша.
8 И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым:
нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим
путем, даже и неопытные, не заблудятся.
9 Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется
там, а будут ходить искупленные.
10 И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным
восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость
и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.
1-10.
Искупление Израиля и возвращение его в отечество
1-10. Заканчивая первую часть своих пророчеств, Исаия рисует
величественную картину превращения сухой пустыни в великолепную цветущую
долину и прекращение всех бедствий человеческих, происходящих от
болезней и уродств. По этой пустыне будет проложена дорога для
избранников Божиих в родную землю и они возвратятся в мире и радости на
Сион.
Что разумеет пророк под пустыней и сухой степью? Последующие стихи (3-6)
представляют ответ на этот вопрос. Отсюда мы можем заключить, что пророк
имел в виду свой народ иудейский, который во время плена вавилонского
представлял собою как бы сухую пустыню, лишенную всякой растительности.
Да, в народе иудейском на время как бы совсем прекратилась жизнь, а
страна его, лишенная населения, уже и подавно заслуживала названия
степи. Но такое время, говорит пророк, окончится. Вся эта сухая степь
покроется красивыми нарциссами (евр. слово, здесь стоящее - bezil -
означает луковичные растения разных колеров) и сравняется по своему
плодородию с самыми плодородными и красивыми местностями Палестины (ср.
33:9; 29:17; 32:15).
Они увидят. Это выражение не подходит к словам пустыня и степь. Лучше
понимать его так, что здесь указывает пророк на иудеев, которые увидят,
т. е. убедятся своими глазами в величии и всемогуществе Господа.
3-6 Ввиду этого славного будущего, ослабевшие духом иудеи должны
воспрянуть душой - ведь к ним на помощь идет Сам Всевышний, Который
вернет слепым - зрение, глухим - слух и т. д. и в сухой пустыне
пробьются потоки.
Очень вероятно, что пророк, сначала (4-й ст.), указав на скорое
освобождение евреев из плена Самим Господом, Который уже идет для
спасения Своего народа, говорит далее о временах Мессианских - о
временах восстановления человечества, которое теперь страдает от разных
телесных аномалий. Конечно, под глухими, слепыми и т. д. можно разуметь
и слепых, глухих в переносном смысле этого слова, но нет сомнения, что
сами иудеи, до времен Христа Спасителя, понимали это место как
пророчество о спасающей людей от всякого зла деятельности Мессии. Если
бы слова пророка следовало понимать иначе, то Христос Спаситель не
привел бы их как пророчество о тех чудесах, какие Он совершал на земле,
когда Иоанн Креститель спрашивал у Него: Мессия ли Он? (Мф 11:5).
Ибо пробьются воды в пустыне, т. е. "не бойтесь же вы, малодушные! Все
переменится к лучшему и в сухой пустыне найдется много воды". Эти слова
представляют собою переход к следующему далее описание пути, которым
пойдут освобожденные из плена евреи.
7 Призрак вод - это световое явление, известное в физике под именем
фата-моргана, или миража. Истомленному жаждою путнику, идущему в
пустыне, нередко вдруг представляется вдали озеро или пруд и он спешит
вперед, чтобы утолить свою жажду. Но, горе! это видение исчезнет и на
его месте оказывается та же самая песчаная степь, какая была и раньше.
Шакалы или гиены любят места сухие.
Тростник и камыш - напротив растения, которые могут существовать только
у воды.
8-9 Путь святой, т. е. недоступный для обыкновенных, грешных людей. Это,
очевидно, пути, идущие по Мессианскому царству, а не в царство Мессии,
потому что этими последними путями идут только еще жаждущие очищения, а
не святые.
Неопытные - это, вероятнее всего, язычники, призванные в Царство
Христово и первое время чувствовавшие себя здесь довольно несведущими,
неопытными в отношении духовной жизни.
Лев и хищный зверь - символы злых людей и демонских сил. Речь опять идет
уже, очевидно, о прославленном Царстве Христовом, потому что здесь, на
земле, члены Церкви Христовой еще продолжают подвергаться искушениям и
нападениям со стороны диавола и слуг его.
Искупленные. Здесь, по-видимому, речь идет не столько об избавлении от
плена вавилонского, сколько об избавлении от рабства греху и смерти.
10 Здесь также пророк, вероятнее всего, имеет в виду ту радость, какою
будут радоваться праведники в славном царстве Христовом, потому что
только по отношению к этой фазе жизни людей может быть употреблено
выражение: вечная радость (святой Иоанн Златоуст). Последняя фраза
указывает на обычай древних в знак веселья и радости украшать свои
головы венками (над головою их).
35-я глава может быть разделена на следующие строфы:
1 строфа_1-6а) стих_(3, 2, 2, 2)
2 строфа_6б)-10 стих_(3, 2, 2, 2)
35-ю главу положено читать как паремию на праздник Крещения Господня,
потому что в ней речь идет об оживлении или возрождении человечества,
которое совершилось благодаря тому, что Христос Спаситель принял на Себя
в крещении грехи всех людей. От этого человечество, представлявшее собою
дотоле сухую и бесплодную пустыню, ожило к новой жизни. Быть может,
Церковь имела в виду при этом и упоминание об Иордане, в котором
крестился Господь Иисус Христос.