|
|
IV Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Глава
25
1 В девятый год царствования своего, в десятый месяц, в десятый день
месяца, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском своим к
Иерусалиму, и осадил его, и устроил вокруг него вал.
2 И находился город в осаде до одиннадцатого года царя Седекии.
3 В девятый день месяца усилился голод в городе, и не было хлеба у
народа земли.
4 И взят был город, и побежали все военные ночью по дороге к воротам,
между двумя стенами, что подле царского сада; Халдеи же стояли вокруг
города, и царь ушел дорогою к равнине.
5 И погналось войско Халдейское за царем, и настигли его на равнинах
Иерихонских, и все войско его разбежалось от него.
6 И взяли царя, и отвели его к царю Вавилонскому в Ривлу, и произвели
над ним суд:
7 и сыновей Седекии закололи пред глазами его, а самому Седекии ослепили
глаза и сковали его оковами, и отвели его в Вавилон.
8 В пятый месяц, в седьмой день месяца, то есть в девятнадцатый год
Навуходоносора, царя Вавилонского, пришел Навузардан, начальник
телохранителей, слуга царя Вавилонского, в Иерусалим
9 и сжег дом Господень и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы
большие сожег огнем;
10 и стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское, бывшее у
начальника телохранителей.
11 И прочий народ, остававшийся в городе, и переметчиков, которые
передались царю Вавилонскому, и прочий простой народ выселил Навузардан,
начальник телохранителей.
12 Только несколько из бедного народа земли оставил начальник
телохранителей работниками в виноградниках и землепашцами.
13 И столбы медные, которые были у дома Господня, и подставы, и море
медное, которое в доме Господнем, изломали Халдеи, и отнесли медь их в
Вавилон;
14 и тазы, и лопатки, и ножи, и ложки, и все сосуды медные, которые
употреблялись при служении, взяли;
15 и кадильницы, и чаши, что было золотое и что было серебряное, взял
начальник телохранителей:
16 столбы числом два, море одно, и подставы, которые сделал Соломон в
дом Господень, - меди во всех сих вещах не было весу.
17 Восемнадцать локтей вышины в одном столбе; венец на нем медный, а
вышина венца три локтя, и сетка и гранатовые яблоки вокруг венца - все
из меди. То же и на другом столбе с сеткою.
18 И взял начальник телохранителей Сераию первосвященника и Цефанию,
священника второго, и трех, стоявших на страже у порога.
19 И из города взял одного евнуха, который был начальствующим над людьми
военными, и пять человек, предстоявших лицу царя, которые находились в
городе, и писца главного в войске, записывавшего в войско народ земли, и
шестьдесят человек из народа земли, находившихся в городе.
20 И взял их Навузардан, начальник телохранителей, и отвел их к царю
Вавилонскому в Ривлу.
21 И поразил их царь Вавилонский, и умертвил их в Ривле, в земле Емаф. И
выселены Иудеи из земли своей.
22 Над народом же, остававшимся в земле Иудейской, который оставил
Навуходоносор, царь Вавилонский, - над ними поставил начальником Годолию,
сына Ахикама, сына Шафанова.
23 Когда услышали все военачальники, они и люди их, что царь Вавилонский
поставил начальником Годолию, то пришли к Годолии в Массифу, и именно:
Исмаил, сын Нефании, и Иоханан, сын Карея, и Сераия, сын Танхумефа из
Нетофафа, и Иезания, сын Маахитянина, они и люди их.
24 И поклялся Годолия им и людям их, и сказал им: не бойтесь быть
подвластными Халдеям, селитесь на земле и служите царю Вавилонскому, и
будет хорошо вам.
25 Но в седьмой месяц пришел Исмаил, сын Нефании, сына Елишамы, из
племени царского, с десятью человеками, и поразил Годолию, и он умер, и
Иудеев и Халдеев, которые были с ним в Массифе.
26 И встал весь народ, от малого до большого, и военачальники, и пошли в
Египет, потому что боялись Халдеев.
27 В тридцать седьмой год переселения Иехонии, царя Иудейского, в
двенадцатый месяц, в двадцать седьмой день месяца, Евилмеродах, царь
Вавилонский, в год своего воцарения, вывел Иехонию, царя Иудейского, из
дома темничного
28 и говорил с ним дружелюбно, и поставил престол его выше престола
царей, которые были у него в Вавилоне;
29 и переменил темничные одежды его, и он всегда имел пищу у него, во
все дни жизни его.
30 И содержание его, содержание постоянное, выдаваемо было ему от царя,
изо дня в день, во все дни жизни его.
Падение царства Иудейского. 1-3. Осада Иерусалима и голод в городе 4-7.
Взятие города, бегство Седекии, умерщвление его сыновей и пленение его в
Вавилон. 8-17. Нашествие Навузардана, сожжение Иерусалима, ограбление
храма и пленение народной массы в Вавилон. 18-21. Казнь иудейских
сановников в Ривле. 22-26. Оставшееся в Иудее население; убийство
Годолии и массовое бегство иудеев в Египет. 27-30. Замечание об
освобождении Иехонии в 37-й год его переселения, при Евильмеродахе
1-3. Возмущенный клятвопреступлением Седекии, как и восстанием других
народов, Навуходоносор (по Иез XXI:18 сл., бросив предварительно жребий,
который и пал на Иерусалим) вторично вторгся в пределы Иудеи и осадил
Иерусалим ("по всем правилам искусства", по замечанию И. Флавия) в 9-й
год царствования (не Навуходоносора, как по русскому синодальному
переводу "своего", а Седекии, у 70-ти: autou, слав. : его) в 10-й месяц,
в 10-й день месяца. Такая точность даты начала осады Иерусалима, как и
других выдающихся моментов этого печального для национально-иудейского
чувства события (ср. ст. 3, 8) объясняется из того, что иудеи в плену в
воспоминание об этом и других печальной памяти днях установили и
совершали нарочитые посты (Зах VIII:19; ср. VII:3). 10-й месяц,
соответственно получившей в плену начало вавилонской таблице названий
месяцев у евреев, назывался Тебет (Есф II:16). Из ст. 6 видно, что осаду
Иерусалима Навуходоносор вел не самолично, так как главную квартиру свою
и местопребывание он имел в г. Ривле, а через посредство кого-либо из
своих военачальников. Из XXXIV:7 видно, что вавилоняне осаждали и другие
иудейские города, как Лахис и Азека. Осада в целом продолжалась около
полутора лет (за исключением короткого перерыва, когда, услышав о
приближении египтян на помощь иудеям, халдеи на малое время снимали
осаду с Иерусалима, Иер XXXVII:5-8; XXXIV:21-22), именно 1 год, 5
месяцев, 27 дней; крайнее усиление голода в городе и первый пролом
городской стены произошли в 9-й день четвертого (как прямо оказано в Иер
XXXIX:2; LII:6) месяца ("Таммуза", соответствующего большей части нашего
июля) 11-го года царствования Седекии (ст. 2-3). Как велики были
бедствия голода и иные, которые претерпевали осажденные, видно из Иер
II:11-12, 19; IV:3-10; ср. Иез IV и др.
4-7. Пролом стены и вторжение халдеев в Иерусалим произошли с северной
стороны, у "средних ворот" (Иер XXXIX:3), обыкновенно отождествляемых с
Ефремовыми воротами на севере Иерусалима (Неем VIII:16; XII:39; 4 Цар
XIV:13). Узнав об этом, Седекия и войско его ночью обратились в бегство
в направлении к востоку - через так называемые ворота "между двумя
стенами, что подле царского сада" - по предположению, тождественные с
"воротами Источника" (Неем II:14; III:15; XII:37) (царские сады
находились на юго-восточной стороне за стенами города у силоамского
пруда) на восточной стороне города, и направлялись к Иерихону и за
Иордан, но по дороге Седекия был схвачен халдеями, после чего войско его
разбежалось, а он был отведен в Ривлу к Навуходоносору, который и
произвел над ним жестокий военный суд. Последнее, что он увидел глазами
своими, была казнь его сыновей (может быть, они представлялись
вавилонянам возмутителями народа, и убиение их могло иметь целью
истребление всей царствующей династии Иудеи; по Иер XXXIX:6; II:10, с
сыновьями Седекии были убиты и некоторые иудейские вельможи); затем
Седекия был ослеплен - как древняя халдейская и персидская казнь (Герод.
VII, 18), доселе принимаемая в Персии и Турции к претендентам на
престол. Затем Седекия в оковах был отведен на Вавилон.
8-12. В Иер LII:12 день прибытия Навузардана (по должности назван
рабтаббахим, глава палачей, ср. Быт XXXVII:36, т. е. телохранителей:
"исполнители казни всегда составляли ближайшею стражу" проф. Гуляев, с.
384) назван не седьмым, как здесь, а 10-м; последний указан и у Иосифа
Флавия, Иуд. война VI, 4, 8 (в Древн. X, 8, 5 он, впрочем, днем сожжения
храма считает 1-е число 5-го месяца). Пятый месяц - Аб - соответствует
большей части нашего августа. По Иосифу Флавию, Иуд. война, цит. м.,
храм Соломонов был сожжен вавилонянами в тот самый день пятого месяца
(Аба, у И. Флав. Лооса [По И. Флав. Древн. X, 8, 5, храм Соломонов
сожжен был спустя 470 лет 6 месяцев 10 дней после его сооружения. По
принятой хронологам, цифра эта должна быть уменьшена: построение храма
полагается в 1012 г., а разрушение в 586 г., следовательно храм
существовал 426-425 лет (ср. И. Спасский Исследование библейской
хронологии, с. 131)]), в какой впоследствии (70 г. по Р. X. ) сожжен был
римлянами храм иродов. Талмудическое предание относит разрушение обоих
храмов к девятому Аба (таанит, 29а), и в этот день был установлен пост.
Кроме храма и дворца царского Навузардан сжег также все сколько-нибудь
значительные дворцы города, разрушены были и стены города, составлявшие
его твердыню (см. 2 Пар XXXII:5; XXXIII:14). Навузардан, выселив из
Иудеи последние остатки сколько-нибудь зажиточного люда, в Иудее он
оставил лишь совершенно бедных жителей - земледельцев и садоводов.
13-17. Перечисляются принадлежности храмовой утвари, взятой Навузарданом
в Вавилон, начиная с крупных и важнейших "столбов медных", т. е.
известных колонн Иахин и Воаз пред фронтоном храма, "медное море" с
"подставами" и проч., ср. 3 Цар VII:15-39.
18-21. По разорении Иерусалима, Навузардан берет отсюда высших
сановников церковных и гражданских и, как Седекию, отправляет их в
Ривлу, где, доставленные к Навуходоносору, все они были казнены. С тем
вместе закончились выселения иудеев в Вавилон. Страна, конечно, не
осталась вполне безлюдной (ср. у Е. Благонравова, Плен вавилонский, с.
128 и д. ), но оставшееся в ней редкое и беднейшее население не мешало
ужасному запустению Иудеи (2 Пар XXXVI:21), в полном соответствии с
предсказанием пророка Иеремии (Иер XXV:11). Самому пророку Xалдеи, по
предписанию царя своего предоставили свободу идти в Вавилон или остаться
на родине. Пророк избрал последнее (Иер XXXIX:11, 14). За ст. 21 в
параллельном рассказе пророка Иеремии (Иер LII:28-30) заключается
перечень переселенных в Вавилон.
22-26. Сокращенная передача того рассказа, который подробно содержится в
книге пророка Иеремии: XXXIX:11-XLIII:7, Годолия, сын Ахикама, был
наиболее видным из числа благоразумных граждан Иудейского царства,
которые верили и готовы были следовать совету пророка Иеремии Седекии -
добровольно предаться вавилонскому царю (Иер XXXVIII:17). Как человек
благородного духа (Иер XL:16), Годолия получил поручение освободить
Иеремию (XXXIX:14) и облечен был званием вавилонского наместника над
оставшимся населением Иудеи (Иер XL:7, 10). Избрав местопребыванием
своим Массифу (город в Вениаминовом колене (Нав XIII:26) к северо-западу
от Иерусалима), Годолия образовал вокруг себя стражу из иудеев и
халдеев, и при поддержке пророка Иеремии и Варуха пытался организовать
бедное население Иудеи в оседлую общину (Иер XL:6, 8; XLI:3, 5;
XLIII:6), но был злодейски умерщвлен спустя 2 месяца (ст. 26. Иер XLI:2
и д). Нетофаф - город в уделе колена Иудина, близ Вифлеема (Неем VII:26;
1 Езд II:22; 1 Пар II:54), отождествляют с нынешним Bett-Nitiz (Onomast
747). Область Мааха лежала на севере Заиорданской страны при подошве
Ермона (Втор XIII:14; Нав XIII:13).
27-30. (Иер LII:31-34). Освобождение Иехонии падает на 561-й год.
Царствование Евильмеродаха - на 561-559 гг. И. Флавий (против Апиона I,
20), на основании Бероза, дает дурной отзыв об этом царе.
Событие освобождения Иехонии - последнее занесенное в 4 Цар, и самое
написание 3 и 4 Цар произошло, вероятно, вскоре после этого события.
Профессор Киевской Духовной Академии, магистр богословия, священник А.
А. Глаголев.