|
|
IV Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Глава
5
1 Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина
своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам; и
человек сей был отличный воин, но прокаженный.
2 Сирияне однажды пошли отрядами и взяли в плен из земли Израильской
маленькую девочку, и она служила жене Неемановой.
3 И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у
пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!
4 И пошел Нееман и передал это господину своему, говоря: так и так
говорит девочка, которая из земли Израильской.
5 И сказал царь Сирийский [Нееману]: пойди, сходи, а я пошлю письмо к
царю Израильскому. Он пошел и взял с собою десять талантов серебра и
шесть тысяч сиклей золота, и десять перемен одежд;
6 и принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с
письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с
него проказу его.
7 Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал:
разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы
я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он
ищет предлога враждовать против меня.
8 Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал
одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои?
пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле.
9 И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у
входа в дом Елисеев.
10 И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в
Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист.
11 И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет,
станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то
место и снимет проказу;
12 разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских?
разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в
гневе.
13 И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы
что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем
более, когда он сказал тебе только: `омойся, и будешь чист'.
14 И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и
обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился.
15 И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел,
и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как
только у Израиля; итак прими дар от раба твоего.
16 И сказал он: жив Господь, пред лицем Которого стою! не приму. И тот
принуждал его взять, но он не согласился.
17 И сказал Нееман: если уже не так, то пусть рабу твоему дадут земли,
сколько снесут два лошака, потому что не будет впредь раб твой приносить
всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа;
18 только вот в чем да простит Господь раба твоего: когда пойдет
господин мой в дом Риммона для поклонения там и опрется на руку мою, и
поклонюсь я в доме Риммона, то, за мое поклонение в доме Риммона, да
простит Господь раба твоего в случае сем.
19 И сказал ему: иди с миром. И он отъехал от него на небольшое
пространство земли.
20 И сказал Гиезий, слуга Елисея, человека Божия: вот, господин мой
отказался взять из руки Неемана, этого Сириянина, то, что он приносил.
Жив Господь! Побегу я за ним, и возьму у него что-нибудь.
21 И погнался Гиезий за Нееманом. И увидел Нееман бегущего за собою, и
сошел с колесницы навстречу ему, и сказал: с миром ли?
22 Он отвечал: с миром; господин мой послал меня сказать: `вот, теперь
пришли ко мне с горы Ефремовой два молодых человека из сынов
пророческих; дай им талант серебра и две перемены одежд'.
23 И сказал Нееман: возьми, пожалуй, два таланта. И упрашивал его. И
завязал он два таланта серебра в два мешка и две перемены одежд и отдал
двум слугам своим, и понесли перед ним.
24 Когда он пришел к холму, то взял из рук их и спрятал дома. И отпустил
людей, и они ушли.
25 Когда он пришел и явился к господину своему, Елисей сказал ему:
откуда, Гиезий? И сказал он: никуда не ходил раб твой.
26 И сказал он ему: разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда
обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей? время ли брать
серебро и брать одежды, или масличные деревья и виноградники, и мелкий
или крупный скот, и рабов или рабынь?
27 Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему
навек. И вышел он от него белый от проказы, как снег.
1-14.
Исцеление военачальника сирийского Неемана по слову пророка Елисея.
15-19. Благодарность Неемана и обращение его к истинному Богу;
бескорыстие пророка. 20-27. Корыстолюбие Гиезия и наказание его.
1-4. К какому времени относится чудесное исцеление Неемана, ко времени
ли Иорама или уже правления династии Ииуя, из текста не видно; ясно
лишь, что оно падает на время мирных отношений между Сирийским и
Израильским царствами. Раввины отождествляли Неемана с воином сирийским,
смертельно ранившим некогда Ахава (3 Цар XXII:34) и называемым у И.
Флавия (Древн. VIII, 15, 5) Аманом (paiV de tiV basilikoV tou 'AdwnoV 'AmanoV
'onoma). В противоположность строгому исключению прокаженных у евреев
(Лев XIII:45-46. См. Толков. Библия, т. 1), Нееман, прославивший себя
победой, какую он доставил отечеству, по-видимому, и после постигшей его
болезни продолжал служить. Но судьба или, точнее, промысл Божий,
заставил человека, доставившего некогда сирийцам победу над
израильтянами, теперь обратиться за исцелением в землю израильтян, к
пророку Божию. О последнем Нееман узнает от еврейки-пленницы,
захваченной сирийскими отрядами во время одного из набегов на
пограничные израильские земли. По совету пленницы Нееман обращается с
просьбой к царю сирийскому о разрешении ему отправиться в Самарию (по
ст. 8 и д., пророк в данное время жил действительно не в Галгале и не на
Кармиле, а в Самарии).
5-7. Из того, что сирийский царь без колебания посылает Неемана к
израильскому царю с решительным требованием в письме (содержание письма
передается, ст. 6, кратко), можно заключать, что сирийские цари после
поражения Ахава продолжали считать израильских своими вассалами; в самом
требовании царя снять проказу с Неемана видно воззрение на чудо, как на
дело магии. По обычаю Востока, этикет которого требует приношения
богатых подарков важным лицам, Нееман берет с собой (ст. 5) много
серебра и золота и, кроме того, также по восточному обычаю (Быт XLI:14;
1 Цар XXVllI:8; 2 Цар XII:20), 10 перемен одежд. Несмотря на это, царь
израильский, понявши письмо сирийского царя в смысле пребывания к нему
самому и, видимо, совершенно не думавши о великом пророке Елисее,
приходит в отчаяние (ст. 7): от печали раздирает одежды свои (ср.
II:12), признает, что лишь Богу свойственно умерщвлять и оживлять (ср.
Втор XXXII:39) - проказа почиталась бедствием почти равным смерти (Чис
XII:12), и подозревает в требовании сирийского царя искание повода к
войне.
8-10. Теперь сам пророк напоминает царю о себе, о том, что Бог,
умерщвляющий и оживляющий, невзирая на отступления народа и царя, готов
явить им милость через своего пророка. Однако, когда Нееман прибыл к
дому пророка Елисея, "он, храня закон, как живущий под законом не
согласился видеть Неемана, как прокаженного (по закону Лев XIII-XIV), а
приказал ему 7 раз измыться в реке Иордане" (блаж. Феодорит, вопр. 19),
обещая ему "обновление тела" и "чистоту" (ст. 10, ср. Лк XVII:11), как
говорилось обычно об исцелении от проказы.
11-14. Разгневанный мнимым невниманием к себе пророка Нееман высказывает
распространенный на древнем и новом востоке взгляд народный, что для
излечения от болезни необходимо, кроме призывания Бога, еще возложение
руки целителя на больное место (ст. 11). Сирийские реки Авана (по др.
чтению в Кеri, Амана) и Фарфар (евр. Парпар), по общему мнению, вытекали
из Анталивана и орошали Дамаск. Первую отождествляют с нынешней
Нахр-Барада, древним Chrysorrhoas (Onomast. 7); вторую - с нахр-ел-Авадж
к югу от Дамаска (Onomast. 923). См. Badecker. Palastina u. Syrien. A.
7; s. 334. Послушание пророку со стороны Неемана (ст. 14) было
вознаграждено точным исполнением слова пророка (ст. 10), исцелением и
как бы полным обновлением Неемана.
15-16. Чудесным исцелением Неемана было достигнуто и духовное врачевание
его - обращение к Истинному Богу, которого он исповедует Единым на всей
земле, вместе с тем он предлагает пророку дары (евр бераха,
благословение, как в Быт XXXIII:11; 1 Цар XXV:27). Но пророк, желая
показать новообращенному иностранцу, что Иегова дарует исцеление без
всякого вознаграждения служителей Его, решительно отказывается принять
какой-либо дар от него. "Пророк всему богатству предпочел
многовожделенную нищету и исполнил евангельское законоположение еще
прежде законоположения. Ибо сказано: туне приясте, туне дадите (Мф X:8)"
(блаж. Феодорит, вопр. 19).
17. В просьбе Неемана пророку дать ему известное количество земли из
страны Израильской для сооружения жертвенника Иегове у себя в Сирии
многие видели резкое противоречие собственному исповеданию Нееманом
всеединства Иеговы (ст. 15); здесь же Иегова как бы признается им лишь
Богом Xанаана. Но поступок Неемана выражает просто глубокое благоговение
к Иегове - самую землю страны Его почитания он считает священной и берет
часть земли, освященной благословением пророка Иеговы. С этим чувством
вполне согласуется его намерение совершать частное (не общественное, ср.
ст. 18) служение Иегове. (Даже у христиан при безусловной вере в
Единство Божие всегда было стремление, напр., брать земли из Палестины).
18. Чуткий совестью Нееман предвидит неизбежное испытание для его веры:
обязанность, по должности военачальника, сопутствовать царю при
богослужении в честь Риммона; Риммон (евр. риммон - гранатовое яблоко),
вероятно, тождествен с Ассирийским богом грозы Рамманом; еврейское
название (подтверждаемое данными Телкоамарских клинописей) может
обозначать идею солнца, плодородия (гранатовое яблоко - символ того и
другого); дальнейшее значение бога Риммона (видимо, очень чтимого у
сирийцев, как показывает употребление у них имен с этим именем:
Гададриммон, Зах XII:11; Тавриммон, 3 Цар XV:18). Нееман просит, чтобы,
по молитвам пророка, Иегова простил ему предстоящее вынужденное
преклонение пред идолом, говорит как бы так: "мне необходимо входить с
царем, когда захочет он поклоняться лжеименному богу. Но, входя с ним,
буду поклоняться Богу Истинному, умоляя Его о прощении в том, что по
царскому требованию принужден входить в храм лжеименного бога" (блаж.
Феодорит, вопр. 19).
19. Пророк своим прощальными приветом "иди с миром" как бы снисходит
тревогам совести Неемана. О расстоянии кибрат-гаарец см. толкования к
Быт XXXV:16: "Толков. Библия" т. I.
20-27. "В пророке достойны удивления и сила благодати, и правдивость
приговора, потому что, узнав о взятом тайно Гиезием, отдать ему в
наследие и проказу Нееманову" (блаж. Феодорит, вопр. 19).