|
|
IV Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Глава
21
1 Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился, и пятьдесят лет
царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хефциба.
2 И делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов,
которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых.
3 И снова устроил высоты, которые уничтожил отец его Езекия, и поставил
жертвенники Ваалу, и сделал дубраву, как сделал Ахав, царь Израильский;
и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему.
4 И соорудил жертвенники в доме Господнем, о котором сказал Господь: `в
Иерусалиме положу имя Мое'.
5 И соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома
Господня,
6 и провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел
вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах
Господа, чтобы прогневать Его.
7 И поставил истукан Астарты, который сделал в доме, о котором говорил
Господь Давиду и Соломону, сыну его: `в доме сем и в Иерусалиме, который
Я избрал из всех колен Израилевых, Я полагаю имя Мое на век;
8 и не дам впредь выступить ноге Израильтянина из земли, которую Я дал
отцам их, если только они будут стараться поступать согласно со всем
тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой
Моисей'.
9 Но они не послушались; и совратил их Манассия до того, что они
поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов
Израилевых.
10 И говорил Господь чрез рабов Своих пророков и сказал:
11 за то, что сделал Манассия, царь Иудейский, такие мерзости, хуже
всего того, что делали Аморреи, которые были прежде его, и ввел Иуду в
грех идолами своими,
12 за то, так говорит Господь, Бог Израилев, вот, Я наведу такое зло на
Иерусалим и на Иуду, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах у
того;
13 и протяну на Иерусалим мерную вервь Самарии и отвес дома Ахавова, и
вытру Иерусалим так, как вытирают чашу, - вытрут и опрокинут ее;
14 и отвергну остаток удела Моего, и отдам их в руку врагов их, и будут
на расхищение и разграбление всем неприятелям своим,
15 за то, что они делали неугодное в очах Моих и прогневляли Меня с того
дня, как вышли отцы их из Египта, и до сего дня.
16 Еще же пролил Манассия и весьма много невинной крови, так что
наполнил ею Иерусалим от края до края, сверх своего греха, что он завлек
Иуду в грех - делать неугодное в очах Господних.
17 Прочее о Манассии и обо всем, что он сделал, и о грехах его, в чем он
согрешил, написано в летописи царей Иудейских.
18 И почил Манассия с отцами своими, и погребен в саду при доме его, в
саду Уззы. И воцарился Аммон, сын его, вместо него.
19 Двадцати двух лет был Аммон, когда воцарился, и два года царствовал в
Иерусалиме; имя матери его Мешуллемеф, дочь Харуца, из Ятбы.
20 И делал он неугодное в очах Господних так, как делал Манассия, отец
его;
21 и ходил тою же точно дорогою, которою ходил отец его, и служил
идолам, которым служил отец его, и поклонялся им,
22 и оставил Господа Бога отцов своих, не ходил путем Господним.
23 И составили заговор слуги Аммоновы против него, и умертвили царя в
доме его.
24 Но народ земли перебил всех, бывших в заговоре против царя Аммона; и
воцарил народ земли Иосию, сына его, вместо него.
25 Прочее об Аммоне, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских.
26 И похоронили его в гробнице его, в саду Уззы. И воцарился Иосия, сын
его, вместо него.
Языческая реакция и религиозный синкретизм при преемниках Езекии:
Манассии, ст. 1-18, и Амоне, ст. 19-26.
1-9. По смерти Езекии на Иерусалимский престол вступил 12-летний сын его
Манассия (о том, что он мог быть не старшим сыном Езекии, см. прим. к
XX:2-3) и царствовал 55 лет - по принятой в библейской науке хронологии,
с 698 г. по 643, и теперь из Библии "мы почти за целое столетие ничего
не знаем из внешней истории Иудеи. Манассия был послушным ленником
великого царя, и это было предусмотрительно, так как во время его
пятидесятилетнего правления Ассирия достигла вершины своего
политического могущества. Асаргаддон, сын Сеннахирима, и Ассурбанипал,
сын Ассаргаддона, безраздельно господствовали над всем пространством от
глубины Тигра до глубины Египта, и ни в Иерусалиме, ни где-нибудь в
другом месте не могло и мысли возникнуть о восстании. Но эта верность
ассириянам сопровождалась роковыми последствиями для внутренней жизни
Иудеи и особенно для богослужения. За благоприятным подъемом
религиозного чувства при Езекии наступили времена ослабления этого
чувства..." (История израильского народа. Москва, 1903. с. 101-102). При
недостатке ясных библейских свидетельств о внешних отношениях Иудеи при
Манассии (исключая свидетельства 2 Пар XXXIII:11-13, о котором скажем
ниже) одинаковую гипотетичную ценность с сейчас приведенным мнением о
полной лояльности Манассии в отношении ассирийского царя, и даже
преимущество пред этим мнением, имеет другое предположение, что Манассия
примкнул к организованному египетским фараоном Тиргакою союзу
западноазиатских государств против Ассирии (проф. И. С. Якимов,
Толкование на книгу пророка Исаии. Xрист. Чтен. 1984, 7 кн., с. 303-304,
еп. Платон, цит. соч., с. 259), последствием чего и могло быть временное
пленение его (2 Пар XXXIII:11 сл. ). Не касаясь политической стороны
более чем полувекового царствования Манассии, священный писатель 4 Цар
останавливается исключительно на глубоком религиозно-нравственном
падении иудейской жизни при Манассии: по этому изображению (ст. 2-16)
царствование Манассии является самой мрачной эпохой в истории южного
Иудейского царства. Манассия не только восстановил все отмененные
Езекией (XVIII:4) высоты; не только, подобно Ахаву (ср. 3 Цар XVI:32 сл.
), допустил и поощрял отправление хананейских культов в стране (ср. 3
Цар XIV:24; 4 Цар XVII:8), но и насаждал в Иерусалиме и Иудее
ассиро-вавилонские культы светил небесных (ст. 2-3), как очень
распространивший теперь культ "царице неба" (см. Иер VII:18, XLIV:15,
Соф I:5 и др. ). Чистое язычество вторглось даже в самый храм Иеговы,
где поставлены были жертвенники "всему воинству небесному", т. е.
светилам (см. Втор IV:19; XVII:3; 4 Цар XVII:16. "Силой небесной
писатель называет солнце, луну и звезды" (блаж. Феодорит вопр. 53).
Кроме жертвенников ассирийским божествам (светилам), к культу последних
принадлежали также поставленные теперь у входа в храм кони в честь
солнца (XXIII:10-11). Подобно Ахазу (XVI:3), Манассия совершал также
омерзительный и ужасный культ Молоха (ст. 6), а равно не уступал Ахазу и
в склонности к волшебству, прорицаниям (ст. 6, сн. Ис VIII:19, XXIX:4).
Всем этим, особенно водворением отправлений языческих культов в самом
храме Иеговы (ст. 7, сн. 3 Цар VIII:15, IX:3), фактически уничтожалось
самое избрание народа иудейского в народ Божий, терялось и его право на
защиту и покровительство Божие (ст. 8, сн. 2 Цар VII:10). Иудеи при
Манассии поступали даже хуже истребленных некогда Иеговой ради народа
своего народов хананейских (ст. 9): глубокий религиозный синкретизм,
заявивший себя теперь с большей силой, чем при Ахазе (ср. прим. к
XVI:10), по суду священного писателя, оказывается худшим чистого
язычества (ср. 2 Пар XXXIII:2-9).
Как понять, чем объяснить тот факт, что у благочестивого, истинно
теократического царя оказался столь резко противоположного направления
сын и преемник, что все благодетельные реформы первого были уничтожены и
низложены реакцией последнего? Прежние толкователи в объяснение этого
считали достаточным указать на злую волю самого Манассии и на
развращающее влияние на него придворной партии, сохранившейся еще от
времени Ахаза. Блаж. Феодорит говорит: "что в существах одушевленных
преобладает не природа, но воля, свидетель тому Манассия, оставивший
благочестивый образ отца и пошедший противоположным путем" (вопр. 53).
Другие толкователи полагают, что, вступив на престол, Манассия (как
некогда Иоас по смерти Иодая, 2 Пар XXIV:17-18) поддался влиянию
нечестивой придворной партии, даже при Езекии противодействовавшей
авторитету пророков (Ис XXVIII:7; XXX:9-10), а после его смерти
решившейся находить в Иерусалиме и Иудее чистое язычество. (Кeil. Die
Bucher der Konige. 1865, s. 348. Kleinert. Richm Handworterb. d. bibl.
Alterth. Bd. II, s. 962). В новое время библеисты - теоретики развития
объясняют введенный Манассией религиозный синкретизм политическим
положением Иудеи, а его время - всецело вассальной зависимостью,
совершенно изгладившей у Манассии и его народа впечатление силы Иеговы и
победы его над ассирийскими богами (в неудачном походе Сеннахирима) и
повлекшей за собой культурное, духовное и религиозное влияние Ассирии на
Иудею; при этом Манассия не только старательно обеляется от пятен, будто
бы незаслуженно лежащих на его памяти, но ему приписываются и
положительные заслуги пред историей израильского народа, напр., по части
заимствований евреями космогонических и иных представлений из религии,
мифологии, законодательства Ассиро-Вавилонии (Stade, Gesch. Jsr. I, s.
625-640. Ср. у проф. А. П. Смирнова. Новое построение истории
израильского народа и новые суждения об исторических лицах его.
Прибавлен. к твор. св. Отцов. 1887, ч. 40, с. 198 и д. ). Крайность
этого взгляда и противоречие его Библии очевидны сами собой.
10-16. Манассия заявил себя не только ревностным язычником, но и
жестоким тираном, царствование которого впервые в библейско-еврейской
истории ознаменовалось мученичеством за религию Иеговы. Стражи дома
Израиля - пророки не молчали и в это мрачное время упадка религии
просвещения, развития народа Божия: несмотря на противодействие ложных
пророков (Ис XXX:10; LVI:10; LVII:1-4; Мих III:3-4): они возвещали
грозные определения суда Божия на царство Иудейское, в которых судьба
последнего совершенно приравнивалась (ср. блаж. Феодорит, вопр. 54)
постигшей уже царство Израильское, ст. 12-13, (ср. 1 Цар III:11; Иep
XIX:3; Ам VII:7, 17): "веревка и отвес орудия, употребляемые для
правильности размера. Угрожая измерять Иерусалим тою же веревкою и
отвесом, каким измерен Шомерон, Иегова открывает, что Иерусалим
подвергнется таким же бедствиям, как и Шомерон" (проф. Гуляев, с. 369)
"Остаток удела Иеговы" (ст. 14), т. е. Иудейское царство, состоящее
только из двух колен, будет оставлен Иеговой, и, как такой, подвергнется
расхищению и разграблению со стороны других народов (сн. Иc XLII:22).
Ответом на пророческие обличения со стороны Манассии явился кровавый
террор: Иерусалим от края до края залит был потоками невинной,
мученической крови (ст. 16, сн. И. Флав. Древн. X, 3, 1). По иудейской
традиции (Gemara, Jebamoth 4, 13; Sanhedr. f. 103), усвоенной некоторыми
церковными учителями (Tertullian. de patiente 14. Augustin. de civitate
Dei 18, 24), при Манассии, умер мученической смертью и великий пророк
Исаия, будучи перепилен деревянной пилой (ср. Евр XI:37; блаж. Феодорит,
вопр. 54), из Библии, правда, неизвестно, проходил ли Исаия пророческое
служение и при Манассии (ср. Ис I:1, где последним царем иудейским
назван Езекия, а Манассия не упомянут); но древность традиции
несомненна, ей принадлежит и внутренняя идеальная достоверность.
17-18. 2 Пар XXXIII:11-20 дает сведения, существенно восполняющие
повествование 4 Цар о Манассии, именно сообщает, что Иегова наказал
Манассию за грехи его нашествием военачальников царя ассирийского,
которые пленили Манассию и в цепях (вероятно, с продетым через губу
кольцом, см. 4 Цар XIX:28: таковы изображения пленных царей на
ассирийских памятниках) отвели его в Вавилон; в плену Манассия раскаялся
и спросил прощение у Бога и был возвращен в Иудею, где старался
загладить последствия тяжких заблуждений своих: отменил разные виды
идолослужения, а равно реставрировал Иерусалим и другие укрепленные
города. Сообщение это, долго подвергавшееся в науке сомнению и
оспариванию (со стороны, напр., Винера, Гитцига и др. ), ныне признается
(Эвальдом и др. ) вполне историческим, как оправдываемое данными
ассириологами (Schracler, Kalinschr. и Александр. сп. Т., s. 366 if.
Vigouroux, Bibel und die neueren Entdeckunogen B. IV, s. 232 ff. ). По
этим данным, Манассия, бывший исправным данником Ассирии при Асаргаддоне
(681-669), при преемнике его Асурбанипале вместе с другими мелкими
царьками соединился с братом Асурбанипала Салиугом, который захватил
подчиненный в то время ассирийцам Вавилон и восстал там против брата.
Событие это обыкновенно относится на 647 год до Р. X., след. за 4 года
до смерти Манассии. При этом вероятно, что Асурбанипал велел привести
пленного Манассию не в Ниневию, а в Вавилон (ср. Ис XXXIX:6; 4 Цар
XX:18), где он сам находился в то время после покорения города и победы
над братом (ср. у еп. Платона, цит. соч., стр. 260-262). Памятником
покаяния и обращения Манассии служит неканоническая молитва этого царя
(не имеющаяся в еврейской Библии, а лишь в греческой и переводах более
поздних, в славяно-русской Библии имеющая место в конце книги 2 Пар, в
греческом тексте Библии помещаемая после псалтыря в числе 14 песней,
извлеченных из разных мест Священного писания (ср. проф. Гуляева, с.
578). С царем покаялся, как видно, и народ (2 Пар XXXIII:17), хотя
покаяние это было кратковременное. В политической деятельности Манассии
по возвращении его из плена свящ. писатель 2 Пар XXXIII:14 отмечает
постройку внешней стены города Давидова на западной стороне Геона, по
лощине и до входа в Рыбные ворота и проведением ее вокруг Офела. Это так
называемая вторая стена Иерусалима, традиционно связываемая с именами
Езекии (ср. 2 Пар XXXII:5) и Манассии. Как видно из упомянутых в сейчас
приведенном месте 2 Пар пунктов - Геон (ср. 3 Цар I:39; 2 Пар XXXII:30),
Рыбные ворота (Неем III:3; XII:39; Соф I:10) и Офел (2 Пар XXVII:3; Неем
III:26) видно, что стена эта начиналась у западной (Геон) или
северо-западной части Иерусалима, огибала затем весь север города до
Рыбных ворот на северо-востоке и, поворачивая затем к югу, захватывала
юго-восточный отрог горы Мориа - т. наз. Офел, (ср. у И. Флав. Древн. X,
3, 2).
Кроме летописей царей Израильских (в 4 Цар XX:17 - "ц. иудейских") свящ.
писатель 2 Пар, цитирует в качестве источника для истории Малахии записи
некоего Xозая (дибре-Xозай), вероятно, одного из современных этому царю
пророков. Погребен был при доме своем, в саду некоего Уззы (ст. 18; 2
Пар XXXIII:20. И. Флав. цит. м. ), которого некоторые (Бенцингер,
Киттель) отождествляют с известным царем Озиею-Азариею (4 Цар XV:1 сл.
), другие (Кейль, Бер) видят здесь имя неизвестного лица, прежнего
владельца сада, в котором после был построен дворец; предположительно
помещается в долине Тиропеон (Onomast. 700) у подошвы Офела.
19-26. (2 Пар XXXIII:21-25). 15-й царь иудейский Амон, сын и преемник
Манассии, был во все короткое свое царствование, 643-641 гг., ревнителем
нечестия отца в первую и большую его часть, но не подражал его покаянию.
Указание на его языческий образ мыслей и настроение некоторые видели в
самом имени Амона (у И. Флавия "Амос"), сближая его (Евальд и др. ) с
именем известного египетского божества Амона; вероятнее, впрочем, что
это еврейское имя (сн. 3 Цар XXII:26; Неем VII:59) Ятба (ст. 19 у 70-ти:
Ieteba, Vulg. : Jeteba, у И. Флавия: Иовата, слав. Иетева, Оnomast. 547)
- неизвестное селение, вероятно, в Иудином колене. Нечестие царя,
несомненно, находило отклик и сочувствие в народе. Заговор придворных
("слуги", ст. 23, против Амона и убийство его произошло, конечно, не из
борьбы на почве религиозных верований, так как эти придворные были,
вероятно, столь же чужды религии Иеговы, как и сам царь (против И.
Флавия, Древн. X, 4, 1). - "Народ земли" (евр. ам - гаарец", ср. 4 Цар
XI:14; XVI:15, впоследствии у раввинов и талмудистов - "простой народ",
ср. Ин VII:49) не сочувственно отнесся к этому преступлению (как и к
убийству Амасии 3 Цар XIV:19), и взвел на царство малолетнего сына его
Иосию (ст. 24). Погребен был Амон, как и Манассия, в саду Уззы (26).