|
|
IV Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Глава
24
1 Во дни его выступил Навуходоносор, царь Вавилонский, и сделался Иоаким
подвластным ему на три года, но потом отложился от него.
2 И посылал на него Господь полчища Халдеев, и полчища Сириян, и полчища
Моавитян, и полчища Аммонитян, - посылал их на Иуду, чтобы погубить его
по слову Господа, которое Он изрек чрез рабов Своих пророков.
3 По повелению Господа было это с Иудою, чтобы отвергнуть его от лица
Его за грехи Манассии, за все, что он сделал;
4 и за кровь невинную, которую он пролил, наполнив Иерусалим кровью
невинною, Господь не захотел простить.
5 Прочее об Иоакиме и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей
Иудейских.
6 И почил Иоаким с отцами своими, и воцарился Иехония, сын его, вместо
него.
7 Царь Египетский не выходил более из земли своей, потому что взял царь
Вавилонский все, от потока Египетского до реки Евфрата, что принадлежало
царю Египетскому.
8 Восемнадцати лет был Иехония, когда воцарился, и три месяца царствовал
в Иерусалиме; имя матери его Нехушта, дочь Елнафана, из Иерусалима.
9 И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делал отец его.
10 В то время подступили рабы Навуходоносора, царя Вавилонского, к
Иерусалиму, и подвергся город осаде.
11 И пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к городу, когда рабы его
осаждали его.
12 И вышел Иехония, царь Иудейский, к царю Вавилонскому, он и мать его,
и слуги его, и князья его, и евнухи его, - и взял его царь Вавилонский в
восьмой год своего царствования.
13 И вывез он оттуда все сокровища дома Господня и сокровища царского
дома; и изломал, как изрек Господь, все золотые сосуды, которые Соломон,
царь Израилев, сделал в храме Господнем;
14 и выселил весь Иерусалим, и всех князей, и все храброе войско, -
десять тысяч было переселенных, - и всех плотников и кузнецов; никого не
осталось, кроме бедного народа земли.
15 И переселил он Иехонию в Вавилон; и мать царя, и жен царя, и евнухов
его, и сильных земли отвел на поселение из Иерусалима в Вавилон.
16 И все войско числом семь тысяч, и художников и строителей тысячу,
всех храбрых, ходящих на войну, отвел царь Вавилонский на поселение в
Вавилон.
17 И воцарил царь Вавилонский Матфанию, дядю Иехонии, вместо него, и
переменил имя его на Седекию.
18 Двадцати одного года был Седекия, когда воцарился, и одиннадцать лет
царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хамуталь, дочь Иеремии, из Ливны.
19 И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делал Иоаким.
20 Гнев Господень был над Иерусалимом и над Иудою до того, что Он отверг
их от лица Своего. И отложился Седекия от царя Вавилонского.
1-6.
Подчинение Иоакима Навуходоносору, царю вавилонскому, отложение его от
последнего, смерть Иоакима. 7-16. Трехмесячное царствование Иехонии,
нечестие его и пленение. 17-20, 21 и последний царь иудейский -
Матфания-Седекия.
1. В 605 году произошла битва при Кархемише; Нехао Египетский был на
голову разбит Вавилонянами во главе с вождем своим Навуходоносором,
тогда еще полководцем отца своего Набополассара, царя вавилонского.
Вследствие этой битвы Сирия и вообще вся западноевфратская страна была
потеряна для Египта (ст. 7); ему даже грозила гибель от руки
Навуходоносора (ср. Иер XLVI:2-20), но последний в это время вынужден
был приостановить свое завоевательное шествие вследствие смерти отца его
Набополассара (604 г. ), заставившей Навуходоносора поспешить в Вавилон
и там утвердить за собою престол; царствовал Навуходоносор с 604 по 561
гг. Когда и при каких обстоятельствах произошло подчинение Иоакима
Навуходоносору, определить с точностью трудно: по книге пророка Даниила
(I:1-2), Навуходоносор в 3-й год царствования Иоакима осаждал Иерусалим,
взял его и захватил часть сосудов иерусалимского храма, по 2 Пар
XXXVI:6, при этом и там Иоаким был заключен в оковы, "чтобы вести его в
Вавилон". 3-й год царствования Иоакима по принятой хронологии будет
приблизительно соответствовать году воцарения Навуходоносора (604 г. ),
но предположить, что подчинение Иоакима Навуходоносору произошло в этом
году, не представляется возможным, так как тогда срок царствования
Иоакима сократился бы с 11 лет (4 Цар XXIII:36; 2 Пар XXXV:5) до 5-6
лет, так как во всяком случае после подчинения своего вавилонскому царю
Иоаким царствовал не более 3-х лет (ст. 1). В этом смысле устанавливает
хронологические даты данного времени Иосиф Флавий. Отнеся битву при
Кархемише и воцарение Навуходоносора к 4-му году царствования Иоакима,
И. Флавий продолжает: "лишь по истечении четырех лет царствования
своего, когда Иоаким уже восьмой год правил евреями, вавилонянин
Навуходоносор двинулся с большим войском на иудеев, требуя от Иоакима
дани или в противном случае угрожая ему войною. Иоаким испугался этой
угрозы и, предпочтя деньгам мир, стал платить дань" (Древн. X, 6, 1).
Согласно с этим свидетельством, и в библейской науке настоящего времени
годам подчинения Иудеи под управлением Иоакима Навуходоносору считается
600-й год до Р. X. (Stade, Gesch. Isr, s. 678. Kittel, D. Bucher d.
Konige, s. 306). Уже через 3 года, в 597 году, после прекращения
Иоакимом платежа дани Навуходоносору, Иоаким должен был заплатить за
свою неверность вавилонскому царю престолом и жизнью.
2-7. Вероятно, подстрекаемый египетской партией при дворе, Иоаким
отложился от Вавилона. Но если Езекия, совершая отложение свое от
Ассирии (4 Цар XVIII:7), мог опираться на своих азиатских соседей, во
главе коалиции которых он мог стоять, то Иоаким не только не встретил
этой поддержки, но и нашел в сириянах, моавитянах и аммонитянах верных
слуг вавилонского царя, деятельных пособников Навуходоносора: орды этих
народцев, во главе с халдеями, начали опустошение Иудеи. Египет,
конечно, не оказал Иудейскому царству никакой помощи, будучи бессилен и
стеснен в своих владениях (ст. 7). При таких обстоятельствах Иоаким
скончался, не видев, по-видимому, самой осады Иерусалима регулярными
войсками Навуходоносора. Скончался Иоаким (ст. 6) бесславной смертью,
согласно предсказанию пророка Иеремии (Иер XXII:13-23), лишенный
царского погребения с царями иудейскими (Иер XXXVI:30) и погребенный
"ослиным погребением" (Иер XXII:19), ср. И. Флавий Древн. X, 6, 3. В ст.
5 заключается последняя ссылка на летописи царей Иудейских.
8-9. Сын и преемник Иоакима, Иехония, евр. Иегойяхин, за свое
трехмесячное царствование проявил то же не теократическое настроение,
как и отец его Иоаким. Но традиция иудейская, имея ввиду милость Божию к
Иехонии - в сохранении в плену в течение 37 лет и освобождение его из
темницы при преемнике Навуходоносора Евильмеродахе (4 Цар XXV:27; сл.
Иер LII:31 сл. ), сохранила воспоминание и о добрых делах Иехонии (И.
Флав. X, 7, 1, замечание в Талмуде, ср. Варух. I:2 след. ).
10-12. В 8-й год своего царствования (ст. 12) или, по Иер LII:28, в 7-й
год царствования своего, следовательно в 598 или 597 гг., Навуходоносор
- без всякого, по-видимому, повода со стороны Иехонии (по И. Флавию,
Древн. X, 7, 1, "Навуходоносор боялся, как бы Иехония - у И. Флавия
Иоахим - в отместку за погибель отца своего не отложился от него"),
вероятно, довершая начатый ранее поход халдеев в союзе с другими
народами (ст. 2). "Царь (Иехония), будучи человеком порядочным и
справедливым, не хотел допустить, чтобы ради него город подвергался
опасности, но взял свою мать и родственников и отдал их в виде
заложников" (И. Флавий). Такая покорность Иехонии (с матерью и первыми
министрами) и добровольная сдача им Иерусалима Навуходоносору побудила
последнего даровать жизнь Иехонии, но не спасла города от разграбления,
а царство Иудейское от фактического начала пленения.
13-16. Царь вавилонский похитил драгоценные сосуды храма Иерусалимского
(Иер XXVIII:18-20; XXVIII:3) и дворца царского (сосудов храма он не мог
"изломать", как передан еврейский глагол кацац в русском и других
переводах 70-ти: sunekoye, Vulg. : concidit, слав. : сокруши, - иначе
Кир впоследствии не мог бы возвратить иудеям эти сосуды, 1 Езд I:7).
Вместе с тем, желая совершенно обессилить Иудейское царство, лишить его
военной, имущественной и культурной силы, Навуходоносор, вместе с царем
Иехониею (ст. 15), отвел в плен в Вавилон знатнейшее чиновничество,
лучших воинов, членов богатых классов, наконец, представителей искусств,
необходимых в народном хозяйстве (ср. Иер XXIX:1-2). Общее число
переселенных в этот раз определяется двумя цифрами: 10 000 (ст. 14) и 7
000 (ст. 16), следовательно свыше семнадцати тысяч. Впрочем, определить
число переселенных в Вавилон как в это первое пленение, так и в
последующие (ср. Иер LII:28-30), крайне затруднительно ввиду
неодинаковых числовых данных об этом в книгах 4 Цар, 2 Пар и Иер (ср. в
книге Е. Благонравова, Плен вавилонский и значение его в истории иудеев.
Москва, 1902, с. 121 и д. ). В числе плененных вместе с Иехониею были
пророки и священники (Иер XXIX:1), находился и пророк Иезекииль (ср. Иез
I:1-3) [Ср. в диссертации М. И. Скабаллановича. Первая глава книги
пророка Иезекииля. Мариуполь, 1904, с. 68 и д. ], как прямо говорит
Иосиф Флавий ("в числе их - военнопленных - находился и пророк
Иезекииль, который был тогда еще отроком", Древн. X, 6, 3). В стране
было оставлено лишь бедное население ее (ст. 14, ср. Иер XXXIX:10).
17-20. 20-й и последний царь Иудейский - Матфания, Навуходоносором
переименованный в Седекию (евр. Цидкийягу), был дядей Иехонии, младшим
сыном Иосии, рожденным от одной матери с Иоахазом (ср. ст. 18 с
XXIII:31-36; сн. Иер XXXVII:1). Уже факт перемены имени Навуходоносором
новому царю иудейскому (ср. XXIII:24) указывал, что царскую власть
последний получил лишь под условием абсолютной вассальной зависимости от
вавилонского царя; но Навуходоносор, кроме того, взял с Седекии клятву
именем Бога, или присягу на верность себе (2 Пар XXXVI:13; Иез XVII:13);
клятву эту он, однако, впоследствии нарушил (год отложения его от
вавилонского царя в библейском тексте не указан). Общее настроение и
направление деятельности Седекии было небогоугодное (ст. 19, ср. Иер
XXXVII:3); Иудейское царство, вследствие внутреннего разложения своего,
готово было стать предметом и жертвой гнева Божия (ст. 20, сн. ст. 3).
По-видимому, с целью возвратить часть пленников иудейских из Вавилона,
Седекия сначала посылал туда посольство (Иер XXIX:3 сл. ), а затем в 4-м
году царствования своего, вероятно, с тою же целью предпринимал
путешествие туда (Иер LI:59), но то и другое было тщетно. Между тем
соседние племена - идумеяне, моавитяне, аммонитяне и финикияне задумали
соединиться и совокупными силами сбросить иго Вавилона, к этому
располагали и Седекию, приглашая вступить в свою коалицию (Иер XXVII:3).
Решившись на это (Иез XXI:20, 28), вопреки увещаниям пророка Иеремии
(Иер XXVII:4 сл. ) и под влиянием и ободрением ложных пророков (Иер
XXVIII гл. ), Седекия послал за помощью и союзом к египетскому фараону
Офре (26-ой Саисской династии, в 589-570 гг. ) (Иез XVII:15 и д. ).
Затем последовало открытое восстание Седекии против вавилонского царя,
вызвавшее новый и роковой для Иудейского царства поход Навуходоносора на
Иерусалим и Иудею (4 Цар XXV:1). Рассказ 4 Кн. царств XXIV:19; XXV почти
буквально сходен с последней LII главою книги пророка Иеремии, только в
последней нет сообщения 4 Цар XXV:22-26, а в 4 Цар не имеется вычисления
Иер LII:28-30. Взаимное отношение этих параллельных повествований,
священно-исторического и пророческого, вполне аналогично отношению между
4 Цар XVIII:13-XX с одной стороны и Ис XXXVI-XXXIX с другой, т. е.
каждое из параллельных повествований имело в основании своем общий
источник - священную летопись событий, составленную кем-либо из
современных пророков-историографов.