|
|
IV Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Глава
22
1 Восьми лет был Иосия, когда воцарился, и тридцать один год царствовал
в Иерусалиме; имя матери его Иедида, дочь Адаии, из Боцкафы.
2 И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида,
отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево.
3 В восемнадцатый год царя Иосии, послал царь Шафана, сына Ацалии, сына
Мешулламова, писца, в дом Господень, сказав:
4 пойди к Хелкии первосвященнику, пусть он пересчитает серебро,
принесенное в дом Господень, которое собрали от народа стоящие на страже
у порога,
5 и пусть отдадут его в руки производителям работ, приставленным к дому
Господню, а сии пусть раздают его работающим в доме Господнем, на
исправление повреждений дома,
6 плотникам и каменщикам, и делателям стен, и на покупку дерев и тесаных
камней для исправления дома;
7 впрочем не требовать у них отчета в серебре, переданном в руки их,
потому что они поступают честно.
8 И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашел в
доме Господнем. И подал Хелкия книгу Шафану, и он читал ее.
9 И пришел Шафан писец к царю, и принес царю ответ, и сказал: взяли рабы
твои серебро, найденное в доме, и передали его в руки производителям
работ, приставленным к дому Господню.
10 И донес Шафан писец царю, говоря: книгу дал мне Хелкия священник. И
читал ее Шафан пред царем.
11 Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои.
12 И повелел царь Хелкии священнику, и Ахикаму, сыну Шафанову, и Ахбору,
сыну Михеину, и Шафану писцу, и Асаии, слуге царскому, говоря:
13 пойдите, вопросите Господа за меня и за народ и за всю Иудею о словах
сей найденной книги, потому что велик гнев Господень, который воспылал
на нас за то, что не слушали отцы наши слов книги сей, чтобы поступать
согласно с предписанным нам.
14 И пошел Хелкия священник, и Ахикам, и Ахбор, и Шафан, и Асаия к
Олдаме пророчице, жене Шаллума, сына Тиквы, сына Хархаса, хранителя
одежд, - жила же она в Иерусалиме, во второй части, - и говорили с нею.
15 И она сказала им: так говорит Господь, Бог Израилев: скажите
человеку, который послал вас ко мне:
16 так говорит Господь: наведу зло на место сие и на жителей его, - все
слова книги, которую читал царь Иудейский.
17 За то, что оставили Меня, и кадят другим богам, чтобы раздражать Меня
всеми делами рук своих, воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет.
18 А царю Иудейскому, пославшему вас вопросить Господа, скажите: так
говорит Господь Бог Израилев, о словах, которые ты слышал:
19 так как смягчилось сердце твое, и ты смирился пред Господом, услышав
то, что Я изрек на место сие и на жителей его, что они будут предметом
ужаса и проклятия, и ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и
Я услышал тебя, говорит Господь.
20 За это, вот, Я приложу тебя к отцам твоим, и ты положен будешь в
гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия,
которое Я наведу на место сие. И принесли царю ответ.
1-7.
Воцарение 16-го иудейского царя Иосии, благочестивый характер
царствования и начало восстановления религиозно-церковного
благоустройства 8-11. Найденная в храме "книга закона" и впечатление
чтения ее на царя. 12-20. Посольство к пророчице Олдаме и ответ ее о
грядущих судьбах Иудеи и ее царя.
1-2. Последний благочестивый царь иудейский (по счету 16-й), Иосия,
"направивший к Господу сердце свое и во дни беззаконных утвердивший
благочестие" и прославляемый наряду с Давидом и Езекиею за праведность и
ревность по законе (Сир XLIX:3-5), вступил на царство восьмилетним
отроком (LXX: uioV oktw etwn, слав. : сын осьмилет - буквальная передача
евр. бен, имеющего в соединении с числительным лет значение возраста) в
641 или 640 году. Отец его Амон, умерший в 24-летнем возрасте, имел сына
16 лет, равно и Иосия, умерший после 31 - летнего царствования - 39-ти
лет, оставил старшего сына Иоакима 25-ти лет (XXIII:36), следовательно,
имел сына на 15-м году жизни: при ранней половой зрелости на востоке эти
цифры не должны удивлять нас. Мать его происходила из Боцкафы, LXX:
Babhdwq, Vulg. : Baschath, слав. : Васуроф, (Onomast. 199, 225) - города
в Иудином колене близ Лахиша (Нав XV:39). Общая характеристика
царствования Иосии (ст. 2), в которой поставляется на вид идеальная
верность этого царя закону (сн. XXIII:25), превосходит отзывы о всех
других царях: только Иосии усвояется "неуклонение ни направо ни налево"
(сн. Bтор V:32; XVII:11, 20; XXVIII:14) от пути Давида. Эта
характеристика служит вместе и переходом к изображению теократической
деятельности Иосии. Для сравнения повествования 4 Цар, XXII-XXIII - о
царствовании Иосии с параллельным повествованием о том же книги 2 Пар,
XXXIV-XXXV, открывается то различие между ними, что 4 Цар рассматривает
деятельность Иосии с теократически прагматической точки зрения и
соответственно с тем отводит более всего места, XXIII:4-20, изображению
искоренения Иосиею идолопоклоннических культов и незаконного служения
Иегове и вообще представляет Иосию единственным по религиозной ревности
и строгому проведению теократических принципов царем (XXIII:24-25),
между тем священный писатель 2 Пар смотрит на царствование и
деятельность Иосии преимущественно с ритуальной точки зрения и потому
преимущественное внимание обращает на совершение при Иосии (в 18-й год
его царствования) праздника Пасхи при исключительно точном соблюдении
всех обрядовых предписаний закона, при исключительной торжественности, 2
Пар XXXV:1-19. В связи с этим стоит неодинаковый хронологический порядок
событий и той и другой редакции священного повествования, причем 4 Цар
берет исходным пунктом факт открытия книги закона в храме в 18-й год
царствования Иосии и затем последовательно переходит к вызванным этим
фактом мероприятиям Иосии, каковы: возобновление всенародного завета с
Богом, искоренение противозаконных культов, совершение Пасхи и д., а 2
Пар излагает эти же события, по-видимому, не в столь естественной
последовательности. В целом оба повествования не только подтверждают, но
и восполняют одно другое.
3-7. "В восемнадцати год царя Иосии..." LXX точнее определяют время
важного события открытия книги закона, добавляя: en tw mhni tw ogdow,
или по кодд. 52, 64, 72, 92, 106, 119, 121, 123, 134, 144, 236, 242,
245, 247 и др. - en mhni tw ebbomf, слав. : в седмый месяц. Книга закона
найдена была при реставрации храма, последовавшей теперь, спустя около
230 лет, после бывшей при царе Иоасе (XII:5 сл. ), необходимо вызванной
теперь нуждой очистить храм от языческих нечистот, введенных в него при
Манассии и Амоне. Упоминание об этой новой реставрации храма близко
напоминает рассказ XII гл. о прежней и в XXII главе более кратко, только
предполагая то, что в XII гл. прямо высказывается; притом речь о
реставрации храма здесь является лишь поводом к рассказу о найденной при
этом книге закона. Реставрация храма началась, вероятно, не в 18-м
только году царствования Иосии, а гораздо прежде, так как по 2 Пар
XXXIV:3 Иосия уже на 8-м, а еще более на 12-м году царствования своего
начал проявлять особенную ревность по Боге. О должности писца, евр.
софер, LXX: grammateuV, Vulg. : Scriba, cм. прим. к 3 Цар IV:3. По 2 Пар
XXXIV:8, кроме Шафана, царь посылает в храм еще градоначальника Маасею и
дееписателя Иоаха. Xелкия - первосвященник (ср. ст. 8. XXIII:4) из рода
Садока (1 Пар V:39). По почину Климента Александрийского, некоторые
толкователи отождествляли его со священником Xелкиею, Иер I:1, отцом
Иеремии (Ейхгорн, Боген и др. ), но против этого говорит как полное
неупоминание книги пророка Иеремии о первосвященническом достоинстве
отца пророка, так и то, что в Акафофе, родном городе пророка, жили
священники не из линии Елеазара и Садока, а из линии Ифамара и Авиафара
(сн. 3 Цар II:26).
8-11. Что за "книга закона" ([гас] сефер [гат] тора, у 70-ти: biblion
тоu nomou, Vulg. : liber legis), найдена была Xелкией в храме, и каким
образом она могла быть здесь скрытой или потерянной? чем объяснить
потрясающее впечатление ее на Иосию (ст. 11).
"Это место в высшей степени замечательно. Если бы была возможность
совершенно удовлетворительно объяснить, что значит эта находка, то
многое бы объяснилось в истории евреев. Новейшие неправославные ученые
любят утверждать, что книги из глубокой древности, известные под именем
Моше, явились в свет и сделались известны евреям гораздо позже Моше; по
мнению некоторых. Именно после того, как Xелкия нашел древний список в
храме" (проф. Гуляев, с. 371). Последнему предположению так называемых
теоретиков развития о происхождении некоторой части Пятикнижия, именно
Второзакония, в данное время (см. напр. Stade, Geschirhe Isr. I, s. 650
ff. ) противостоит уже то, что найденная книга закона в библейском
тексте представляется не вновь появившеюся книгою, а издавна вполне
известной (отсюда - определенный член: [гас] сефер - [гат] тора), а в
параллельном месте 2 Пар XXXIV:14 она прямо называется "книгой закона
Господня (данную) рукою Моисея" (сефер - торат - Иегова бейяд Моше).
Выражение же "книга закона" было, бесспорно, техническим термином для
всей совокупности писаний Моисея, которые все под общим именем "книги
закона" Моисей повелел левитам (священству во главе с первосвященником)
хранить в самом ковчеге завета (Втор XXXI:24-26). Если найденная Xелкией
книга далее называется "книгою завета" сефер - габберим XXIII:2-3, 21; 2
Пар XXXIV:30-31, то и это название, как и предыдущее, гораздо более
приложимо ко всему Пятикнижию, чем к какой-либо отдельной части его,
напр., к Второзаконию. Если против признания найденной книги целым
Пятикнижием указывают, между прочим, на краткость времени, в какое Шафан
(XXII:8, 10) и после Иосия (XXIII:2) могли прочитать ее, то в 2 Пар
XXXIV:18 сказано, что Шафан читал "в ней (бо), т. е., нет надобности
думать, что прочитана была вся книга; если же, далее, говорят, что
прещения Божии, очевидна, содержащиеся в книге и столь поразившие царя
(ст. 11, 16) и народ (XXIII:2-3), более всего напоминают о прещениях
Втор XXVIII и д., то прещения этого рода находятся и в других частях
Пятикнижия, напр., Лев XXVI; важнее же всего то, что как завет народа с
Иеговою был заключен и мог быть заключен только на основании целого
закона (XXIII:2-3), а не отдельной его части, так и последующая реформа
культа (XXIII:4-20) и заключительное к ней законное совершение Пасхи
(ст. 21-24) могли быть осуществлены только на основании законов всего
Пятикнижия (XXIII:24-25), в частности праздник Пасхи - на основании Исх
XII гл. (XXIII:15; XXXIV:18), Лев XXIII:5-8; Чис XXVIII:18-24.
Действительная причина, побуждающая многих новых библеистов видеть в
найденной при Иосии книге закона не все Пятикнижие, а лишь некоторую
часть его (преимущественно - произведение, напоминавшее теперешнее
Второзаконие, но не тождественное с ним [В упомянутой уже "Истории
израильского народа" (Москва, 1902), вообще популяризирующей новейшие
воззрения библейской критики на Библию Ветхого Завета и на историю
библейского Израиля, говорится о найденной при Иосии книге: "Эта книга
Закона составляла главную часть теперешней пятой книги Моисеевой (Втор
21-26, 28). Вот все, что можно сказать по этому поводу на основании
изысканий о Ветхом Завете" (с. 105)], одна: предположение о
несуществовании Пятикнижия и нынешней его редакции до времен Иосии и
даже до плена вавилонского (по предположению этих ученых Пятикнижие
получило тот вид и состав, какой теперь имеет, не ранее времен Ездры,
ок. 444 г. до Р. X., см. у проф. А. П. Смирнова, Новое построение
истории еврейского народа, с. 197, ср. проф. Ф. Я. Покровского, По
поводу возражений современной критики против существования Моисеева
закона ранее древнейших пророков-писателей, Киев, 1890). Конечно, точный
объем найденной книги закона с непререкаемой точностью установить нельзя
(Св. Златоуст и блаж. Феодорит почитали ее Второзаконием). Но
несомненно, что ни о каком обнародовании вновь составленной "книги
закона" усилиями будто бы объединившихся теперь священнической и
пророческой партии (в доказательство участия, напр., пророка Иеремии в
этом деле, указывают на гл. XI и XXXIV его книги) Библия не знает, и
самое предположение о разновременном происхождении отдельных частей
Пятикнижия, и в частности, Второзакония при Иосии - чистая гипотеза, а
отнюдь не постулат научной истины.
Допуская, что Xелкией найдено было все Пятикнижие, мы не видим, однако,
необходимости считать найденную книгу, опираясь на узком буквальном
понимании 2 Пар XXXIV:14 ("рукою Моисея", бейяд - Моше, может обозначать
и простое посредническое участие Моисея в даровании закона Божия, ср.
Иер XXXVII:2), автографом самого Моисея. Клерик правильно замечает:
"Satis est exemplar quoddam Legis antiquum fuisse irique anthenticum".
Найденный в храме экземпляр был, очевидно, официальным храмовым (может
быть, отличавшимся от употребительных у частных евреев качеством,
письмом, материалом и под. ), который по предписанию Моисея должен был
храниться в ковчеге Завета и в каждый субботний год прочитываться, в
праздник Кущей, народу (Втор и XXXI:10-12; 24-26), но, очевидно, по
небрежности священников и под влиянием тяжелых условий для религии
Иеговы при нечестивых царях Манассии и Амоне утерянный или намеренно
скрытый от Манассии, который, по иудейской традиции, повелел отбирать и
сжигать все экземпляры Торы. "Впрочем, хотя царь, (Иосия), рожденный от
отца нечистого, и не знал предсказаний, содержавшихся в Св. Книгах,
однако посему нельзя думать, что списков с них не было в руках иных
благочестивых Иудеев" (Филарет, с. 270-271 прим. ). Богослужебная же
практика совершалась священниками в это время, очевидно, по исписанному
и по всегда верному закону преданию. Тем сильнее должно было быть
впечатление от книги, поражавшей, быть может, самым архаическим видом.
Впечатление чтения ее, в частости, на царя был потрясающим: подобно
Езекии, XIX:1-2, в ужасе за судьбы своего народа Иосия разодрал одежды
свои. Явное и постоянное нарушение народом предписанных в книге законов
само собою наводило на мысль о близости тех кар и бедствий, которыми
угрожал Бог народу за нарушение тех законов. Современные же политические
обстоятельства и международные отношения внушали Иосии еще больший страх
за будущность Иудеи. Страшная некогда Ассирия падала теперь под ударами
вновь образовавшихся самостоятельных государств: Новохалдейского
царства, имевшего решить судьбы Иудейского царства, Мидийского царства,
Египта и особенно со стороны диких бродячих орд скифов, опустошительным
ураганом пронесшихся (ок. 630 г. ) от севера Месопотамии и Каспийского
моря до самого Египта и на возвратном пути разграбившим страну
Филистимскую (Иер V:15-17; Соф II:4-5. Herodot I, 105. Dunker.
Geschichte des Alterthums Bd. I. 863, 5, 750 ff. Stade, Gesdt. I, 643
ff. Еп. Платон, цит. соч. 266 и д. "История Израильского народа". М.,
1902, 104-105). Все эти симптомы новых политических катастроф в связи с
покаянным чувством Иосии могли глубоко потрясти его благочестивое
чувство, хотя слабость Ассирии могла и благоприятствовать свободному
осуществлению религиозной реформы не только собственно в Иудее, но и в
пределах бывшего Израильского царства (ср. XXIII:15).
12-14. Потрясенный всем выслушанным из закона, Иосия (подобно Езекии,
XIX:2-4) желает "вопросить Господа", т. е. слышать пророческое слово о
том, можно ли и каким путем отвратить грядущие на Иудею кары и бедствия
суда Божия за нарушение закона Божия. Депутация, во главе с
первосвященником обращается за этим не к современным пророкам - Иеремии
(Иер I:1) и Софонии (Соф I:1), может быть, в то время не бывшим в
Иерусалиме, а к некой, очевидно достаточно известной и уважаемой в
народе пророчице Олдаме, евр. Гулда, у 70-ти: Oldan, Vulg. : Holda (одна
из четырех женщин пророчиц в Ветхом Завете, по суждению иудейской
традиции - вместе с Мариам, Исх XV:20, Деворою, Суд IV:4 и Анною, 1 Цар
II:1сл. ), жене хранителя одежд царских или храмовых (ср. X:22); "жила
же она в Иерусалиме во второй части", евр. : бемишне, Vulg. : in
secunda. у 70-ти оставляют последнее слово без перевода: en th Masena,
слав. : в масене; вероятно, как и в Соф I:10, разумеется северная часть
Иерусалима со включением так называемой Акры, между первою (Давида -
Соломона) и второю (Езекии - Манассии) стенами города (allh poliV И.
Флавия).
15-20. "Первоначальный ответ, данный царю, говорят, до нас не
сохранился; тот ответ, какой изложен в 4 Цар XXII:15-20, ученые относят
к более позднему времени" ("История Израильского Народа", с. 105, ср.
Benzinger, s. 191, Kittel, s. 300). на том основании, что если Олдама
возвестила гибель Иудее и жителям ее во исполнение проклятий закона (ст.
16-17), а благочестивому, случившемуся пред Богом и покаявшемуся царю
обещается мирная кончина до наступления ожидающих страну его бедствий
(19-20), то предпринятая Иосией религиозная реформа (гл. XXIII) не имела
смысла: "после такого ответа (XXII:15-20) можно было ожидать все, что
угодно, только не решительной реформы государства: стоило ли трудиться,
если погибель ее была неотвратима? Скорее можно было бы ожидать, что
Иосия лишь возблагодарит Бога за милость к себе, как Езекия, XX:19".
(Stade, Gesch. Isr. I, 651-652). Сам собою очевиден здесь крайний
субъективизм новых библейских критиков. С точки же зрения нормальной
религиозной психологии вполне понятно, что благочестивый царь, и узнав о
неотвратимом жребии своего царства, однако, считает своим долгом и
решается сделать все возможное для того, чтобы поставить жизнь своего
народа в соответствие с требованиями закона и для того, первее всего,
восстановит истинно заветные отношения народа Божия с Иеговою
(XXIII:1-3). "Царь благочестивый столько же благодетельствует подданным,
сколько злочестивые делают им вреда" (блаж. Феодорит вопр. 54).