|
|
IV Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Глава
13
1 В двадцать третий год Иоаса, сына Охозиина, царя Иудейского, воцарился
Иоахаз, сын Ииуя, над Израилем в Самарии, и царствовал семнадцать лет,
2 и делал неугодное в очах Господних, и ходил в грехах Иеровоама, сына
Наватова, который ввел Израиля в грех, и не отставал от них.
3 И возгорелся гнев Господа на Израиля, и Он предавал их в руку Азаила,
царя Сирийского, и в руку Венадада, сына Азаилова, во все дни.
4 И помолился Иоахаз лицу Господню, и услышал его Господь, потому что
видел стеснение Израильтян, как теснил их царь Сирийский.
5 И дал Господь Израильтянам избавителя, и вышли они из-под руки Сириян,
и жили сыны Израилевы в шатрах своих, как вчера и третьего дня.
6 Однакож не отступали от грехов дома Иеровоама, который ввел Израиля в
грех; ходили в них, и дубрава стояла в Самарии.
7 У Иоахаза оставалось войска только пятьдесят всадников, десять
колесниц и десять тысяч пеших, оттого, что истребил их царь Сирийский и
обратил их в прах на попрание.
8 Прочее об Иоахазе и обо всем, что он сделал, и о мужественных подвигах
его, написано в летописи царей Израильских.
9 И почил Иоахаз с отцами своими, и похоронили его в Самарии. И
воцарился Иоас, сын его, вместо него.
10 В тридцать седьмой год Иоаса, царя Иудейского, воцарился Иоас, сын
Иоахазов, над Израилем в Самарии, и царствовал шестнадцать лет,
11 и делал неугодное в очах Господних; не отставал от всех грехов
Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех, но ходил в них.
12 Прочее об Иоасе и обо всем, что он сделал, и о мужественных подвигах
его, как он воевал с Амасиею, царем Иудейским, написано в летописи царей
Израильских.
13 И почил Иоас с отцами своими, а Иеровоам сел на престоле его. И
погребен Иоас в Самарии с царями Израильскими.
14 Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер. И пришел к нему
Иоас, царь Израильский, и плакал над ним, и говорил: отец мой! отец мой!
колесница Израиля и конница его!
15 И сказал ему Елисей: возьми лук и стрелы. И взял он лук и стрелы.
16 И сказал царю Израильскому: положи руку твою на лук. И положил он
руку свою. И наложил Елисей руки свои на руки царя,
17 и сказал: отвори окно на восток. И он отворил. И сказал Елисей:
выстрели. И он выстрелил. И сказал: эта стрела избавления от Господа и
стрела избавления против Сирии, и ты поразишь Сириян в Афеке вконец.
18 И сказал [Елисей]: возьми стрелы. И он взял. И сказал царю
Израильскому: бей по земле. И ударил он три раза, и остановился.
19 И разгневался на него человек Божий, и сказал: надобно было бы бить
пять или шесть раз, тогда ты побил бы Сириян совершенно, а теперь только
три раза поразишь Сириян.
20 И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в
следующем году.
21 И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище,
погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем
коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.
22 Азаил, царь Сирийский, теснил Израильтян во все дни Иоахаза.
23 Но Господь умилосердился над ними, и помиловал их, и обратился к ним
ради завета Своего с Авраамом, Исааком и Иаковом, и не хотел истребить
их, и не отверг их от лица Своего доныне.
24 И умер Азаил, царь Сирийский, и воцарился Венадад, сын его, вместо
него.
25 И взял назад Иоас, сын Иоахаза, из руки Венадада, сына Азаила,
города, которые он взял войною из руки отца его Иоахаза. Три раза разбил
его Иоас и возвратил города Израилевы.
1-25.
Царствование Иоахаза (1-9) и Иоаса (10-25) Израильских.
1-9. Борьба с Сирией, начатая еще династией Амврия (Ахавом, 3 Цар XX и
XXII и Иорамом VIII:28-29; IX:14-15), продолжалась и при династии Ииуя:
как при самом Ииуе (X:32-33), так и при сыне его Иоахазе (ст. 3, 22
данной главы), и во все это время неудачно для Израильского царства;
только ради покаянной молитвы Иоахаза Иегова впоследствии дал
израильтянам избавителя (мошиа, ст. 5) из той же династии Ииуя - в лице
Иеровоама II (XIV:26-27): время этого царя было периодом цветущего и
мирного состояния Израильского царства. Но полного благосостояния
Израильское царство не могло иметь, раз все цари его держались
богопротивного культа тельцов, а по временам появлялось здесь и
язычество; несмотря на реформу Ииуя (X:26), следы язычества оставались в
Самарии, напр., насажденная здесь Ахавом дубрава Ашеры Астарты (ст. 6,
ср. 3 Цар XVI:32). Это более и более вело силу Израильского царства к
упадку (ст. 7), под непрестанными ударами Азаила сирийского (ст. 22).
Определение лет царствования Иоахаза в ст. 1: воцарился в 23-й год Иоаса
иудейского и царствовал 17 лет, (следовательно, по 40-й год Иоаса
иудейского), не согласуется с датой ст. 10, по которому уже в 37-й год
Иоаса иудейского воцарился в Израиле соименный ему Иоас, сын Иохайа
(следовательно, Иоахаз мог царствовать лишь 14 лет); по-видимому, из
двух цифр 23 и 37 первая ошибочна и, может быть, должна быть исправлена
на 21 (см. К. Bahr. Die Bucher der Konige, s. 358).
10-13. Здесь соединены в одно: а) обычное введение (10-11) и б)
заключение (12-13), которому надлежало бы быть в конце главы (за 25 ст.
). О войне Иоаса израильского с Амасиею иудейским рассказывается.
14-21. При Иоасе израильском скончался великий пророк Божий Елисей.
Здесь содержатся два рассказа: о кончине пророка и предсказании его пред
смертью победы Иоасу над сирийцами (14-19) и о посмертном чуде пророка
Елисея - воскрешении мертвого от прикосновения к мощам пророка (20-21).
Обращение Иоаса к Елисею (ст. 14) тождественно по букве и смыслу с
обращением самого пророка Елисея к пророку Илии при его вознесении (4
Цар II:12). На вопрос: "почему пророк возвестил будущую победу
посредством лука и стрелы?" (ст. 15), блаж. Феодорит (вопр. 42;
отвечает: "Не столько верили словам, сколько предречениям посредством
дел"); в данном случае символическое действие непосредственно выражало
означаемую им действительность войны и победы. Положение рук Елисея на
руки царя (ст. 16) могло указывать на молитвенную помощь пророка,
следовательно, и Иеговы царю израильскому в предстоящей борьбе с
сирийцами; направление выстрела к востоку (ст. 17) относилось к
сирийцам, занявшим восточно-иорданские города и области Израильского
царства (4 Цар X:33). О положении Афека см. замеч. к 3 Цар XX:26;
упоминание об Афеке здесь было тем уместнее, что оно приводило на память
победу Ахава над сирийцами при Афеке (3 Цар XX:26-29). Дальнейшее
символическое же действие, повелеваемое царю пророком, тут же
изъясняется (ст. 18-19); вместо "разгневался" (евр. икцост ст. 19), LXX:
elupiqh, слав. оскорбе .
20-21. Пророк Елисей умер в глубокой старости, ок. 100 лет: он выступил
на пророческое служение при Ахаве (3 Цар XIX:19) - около 900 года до Р.
X., а скончался при Иоасе, в тридцатых годах IX в. (ок. 835 г. ). Пo
блаж. Иерониму (Epit Pauiae), могилу пророка указывали близ Самарии (ср.
4 Цар V:9; VI:32). Посмертное чудо пророка, по блаж. Феодориту, имело
такой смысл: "Пророк и по смерти воскресил поднесенного к нему мертвеца,
чтобы и сие чудо свидетельствовало о приятой им сугубой против учителя
благодати". Кроме того, временной целью чуда могло быть воодушевление
Израиля на борьбу с врагами, а вечной и существенной -
засвидетельствование истины всеобщего будущего воскресения мертвых (в
частности, здесь можно усматривать оправдание церковного почитания мощей
святых).
22-25. Несмотря на непрерывный напор завоевательных стремлений сирийцев,
Иегова, ради завета с Израилем, явил ему милость: при Венададе III
(Венадад I - в 3 Цар XV:18; Венадад II - 3 Цар XX:1 и д. ), сыне Азаила,
Иоасу удалось отвоевать у сирийцев некоторые из захваченных ими при
Иоахазе (по клинообразным надписям, сирийский царь этого времени Marl,
вероятно, тождественный с Венададом III Библии, был разбит ассирийским
царем Рамман-нирори III, и это могло облегчить победу Иоаса над
сирийцами). Но полное, хотя и кратковременное восстановление древних
пределов Израильского царства произошло только при сыне Иоаса, Иеровоаме
II (XIV:25).