|
|
IV Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Глава
8
1 И говорил Елисей женщине, сына которой воскресил он, и сказал: встань,
и пойди, ты и дом твой, и поживи там, где можешь пожить, ибо призвал
Господь голод, и он придет на сию землю на семь лет.
2 И встала та женщина, и сделала по слову человека Божия; и пошла она и
дом ее, и жила в земле Филистимской семь лет.
3 По прошествии семи лет возвратилась эта женщина из земли Филистимской
и пришла просить царя о доме своем и о поле своем.
4 Царь тогда разговаривал с Гиезием, слугою человека Божия, и сказал:
расскажи мне все замечательное, что сделал Елисей.
5 И между тем как он рассказывал царю, что тот воскресил умершего,
женщина, которой сына воскресил он, просила царя о доме своем и о поле
своем. И сказал Гиезий: господин мой царь, это та самая женщина и тот
самый сын ее, которого воскресил Елисей.
6 И спросил царь у женщины, и она рассказала ему. И дал ей царь одного
из придворных, сказав: возвратить ей все принадлежащее ей и все доходы с
поля, с того дня, как она оставила землю, поныне.
7 И пришел Елисей в Дамаск, когда Венадад, царь Сирийский, был болен. И
донесли ему, говоря: пришел человек Божий сюда.
8 И сказал царь Азаилу: возьми в руку твою дар и пойди навстречу
человеку Божию, и вопроси Господа чрез него, говоря: выздоровею ли я от
сей болезни?
9 И пошел Азаил навстречу ему, и взял дар в руку свою и всего лучшего в
Дамаске, сколько могут нести сорок верблюдов, и пришел и стал пред лице
его, и сказал: сын твой Венадад, царь Сирийский, послал меня к тебе
спросить: `выздоровею ли я от сей болезни?'
10 И сказал ему Елисей: пойди, скажи ему: `выздоровеешь'; однакож открыл
мне Господь, что он умрет.
11 И устремил на него Елисей взор свой, и так оставался до того, что
привел его в смущение; и заплакал человек Божий.
12 И сказал Азаил: отчего господин мой плачет? И сказал он: оттого, что
я знаю, какое наделаешь ты сынам Израилевым зло; крепости их предашь
огню, и юношей их мечом умертвишь, и грудных детей их побьешь, и
беременных женщин у них разрубишь.
13 И сказал Азаил: что такое раб твой, пес [мертвый], чтобы мог сделать
такое большое дело? И сказал Елисей: указал мне Господь в тебе царя
Сирии.
14 И пошел он от Елисея, и пришел к государю своему. И сказал ему этот:
что говорил тебе Елисей? И сказал: он говорил мне, что ты выздоровеешь.
15 А на другой день он взял одеяло, намочил его водою, и положил на лице
его, и он умер. И воцарился Азаил вместо него.
16 В пятый год Иорама, сына Ахавова, царя Израильского, за Иосафатом,
царем Иудейским, воцарился Иорам, сын Иосафатов, царь Иудейский.
17 Тридцати двух лет был он, когда воцарился, и восемь лет царствовал в
Иерусалиме,
18 и ходил путем царей Израильских, как поступал дом Ахавов, потому что
дочь Ахава была женою его, и делал неугодное в очах Господних.
19 Однакож не хотел Господь погубить Иуду, ради Давида, раба Своего, так
как Он обещал дать ему светильник в детях его на все времена.
20 Во дни его выступил Едом из-под руки Иуды, и поставили они над собою
царя.
21 И пошел Иорам в Цаир, и все колесницы с ним; и встал он ночью, и
поразил Идумеян, окружавших его, и начальников над колесницами, но народ
убежал в шатры свои.
22 И выступил Едом из-под руки Иуды до сего дня. В то же время выступила
и Ливна.
23 Прочее об Иораме и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей
Иудейских.
24 И почил Иорам с отцами своими, и погребен с отцами своими в городе
Давидовом. И воцарился Охозия, сын его, вместо него.
25 В двенадцатый год Иорама, сына Ахавова, царя Израильского, воцарился
Охозия, сын Иорама, царя Иудейского.
26 Двадцати двух лет был Охозия, когда воцарился, и один год царствовал
в Иерусалиме. Имя же матери его Гофолия, дочь Амврия, царя Израильского.
27 И ходил путем дома Ахавова, и делал неугодное в очах Господних,
подобно дому Ахавову, потому что он был в родстве с домом Ахавовым.
28 И пошел он с Иорамом, сыном Ахавовым, на войну с Азаилом, царем
Сирийским, в Рамоф Галаадский, и ранили Сирияне Иорама.
29 И возвратился Иорам царь, чтобы лечиться в Изрееле от ран, которые
причинили ему Сирияне в Рамофе, когда он воевал с Азаилом, царем
Сирийским. И Охозия, сын Иорама, царь Иудейский, пришел посетить Иорама,
сына Ахавова, в Изреель, так как он был болен.
1-6.
Милость царя израильского к сонамитянке ради Елисея. 7-15. Пророк Елисей
в Дамаске предрекает царствование Азаилу и смерть Венададу. 16-24. 5-й
царь иудейский Иорам. 25-29. 6-й иудейский Царь Охозия.
1-6. Семилетний голод, предсказанный пророком Елисеем, был тождествен с
упомянутым в IV:39. Вскоре, вероятно, после воскрешения пророком сына
сонамитянки (IV:35-37), он предсказывает ей наступление 7-летнего
голода, советуя удалиться с семьей в одну из соседних стран (как некогда
сделало семейство Елимелеха (Руфь I:1 сл. ). "Слово сие даст повод
догадываться, что голодом были наказываемы израильтяне. А если бы общий
был голод на земле, он не послал бы в другое место. Из сего видно, что
сею ниспосланной от Бога казнью вразумляемы были израильтяне, после
такого о них попечения живущие нечестиво" (блаж. Феодорит, вопр. 22).
Сонамитянка избирает сопредельную с Израилем Филистимскую землю,
отличавшуюся плодородием, где и пробыла с семьей время голода.
Возвратившись, она нашла дом и поле свое в чужих руках: или
конфискованным в царские имения (ср. 3 Цар XXI:15) или забранными
частным лицом, - в противность духу закона Моисеева и древней практике
(Руфь I:4; IV:5). Сонамитянка с просьбой о возвращении ей имения
обращается к царю, который в то время беседовал с Гиезием о чудесах
пророка Елисея. (Из того, что в ст. 4 Гиезий называется слугою Елисея и,
как здоровый, беседует с царем, между тем как после известного
преступления по исцелении Неемана он был поражен проказой, V:27 и,
конечно, вследствие преступления и болезни уже не мог оставаться слугой
пророка, многие толкователи относят описываемый здесь разговор царя с
Гиезием ко времени до исцеления Неемана; но и для прокаженных не
исключена была возможность беседовать с людьми, Мф VIII:2; Лк XVII:12,
след. Гиезий мог говорить с царем уже прокаженный; главное же,
перестановка событий, предлагаемая этой догадкою, вносит еще большую
спутанность в историю пророка Елисея, и без того представляющей
хронологическую неопределенность). Гиезий в числе чудес Елисея называет
царю главнейшее воскрешение сына сонамитянки, тем более, что она сама
тогда пришла к царю, который и удовлетворяет ее просьбу - не без влияния
обаяния личности пророка под свежим впечатлением воспоминаний о чудесах
его.
7-15. Пророк Елисей, ввиду, без сомнения, известного ему повелении Божия
пророка Илии на Xориве - помазать на Сирийское царство некоего Азаила (3
Цар XIX:15), повеления, не выполненного самим пророком Илией и,
вероятно, переданного им Елисею, отправляется в Дамаск в то время, когда
Венадад был болен (вследствие неудачного исхода осады Самарии, гл. VII,
как замечает И. Флавий. Древн. IX, 4, 6). Узнав о прибытии уважаемого
пророка, Венадад посылает ему навстречу некоего Азаила (по И. Флав. : o
pistoeatoV twn oiketwn) навстречу пророку с вопросом об исходе болезни
и, конечно, с просьбою о молитве за благоприятный ее исход; по
восточному обычаю такое посольство неизбежно должно было нести дары
пророку (ср. 1 Цар IX:7; 3 Цар XIV:3), по восточной пышности и тщеславно
разложенные на 40 верблюдов. "Пророк пришедшему Азаилу предсказал и
воцарение его и смерть пославшего, велел же не извещать о смерти
Варадада (Венадада), чтобы в унынии не окончил он жизнь" (блаж. Феодорит,
вопр. 23). Евр. текст ст. 10 в написании ("Кетиб") имеет отрицание: ло,
так что смысл получается такой: и скажи (Венададу): не выздоровеешь, но
в чтении ("Кери") и во мн. кодексах ло считается местоимением: ему
(скажи ему: выздоровеет). Причина непрямого ответа пророка
удовлетворительно указана блаж. Феодоритом, а равно, согласно с ним, И.
Флавием, Царствование Азаила имело принести в будущем (ср. X:32 сл.
XIII:3-4, 7, 22) великие бедствия Израильскому царству, какие были
обычны в древности во время опустошительных войн (ст. 12, ср. Ис XIII:15
сл. ; Ос X:14; Ам I:13; Наум III:10 сл. ; Пс CXXXVI:9), и пророк глубоко
скорбит и плачет об ожидающих отечество его бедствиях от руки Азаила.
Как вестник воли Божией, пророк Елисей не скрывает от Азаила этой
гибельной для Израиля деятельности Азаила в будущем, равно как и не
скрывает близкой смерти Венадада и последующего воцарения Азаила, (ст.
13) хотя и знал, что Азаил достигнет престола через труп своего
повелителя (15 ст. ): пророк (как и ранее III:19), лишь предсказывает
будущие факты, нимало не обязывая Азаила действовать преступно. Ложное
смирение Азаила (ст. 13; ср. 1 Цар XXIV:15; 2 Цар XVI:9) не помешало ему
умертвить больного Венадада (ст. 15, по И. Флавию, он удавил его, что не
вполне согласно с библ. текстом), после чего он сделался царем Дамаска
(ср. блаж. Феодорит, вопр. 24).
16-24. О царствовании Иорама, 5-го царя иудейского, параллельное
повествование 2 Пар XXI содержит, кроме указанного в данном разделе 4
Цар VIII:16-24; 3 новых подробности: a) oбличительное письмо пророка
Илии к Иораму (ст. 12-15); б) нашествие на Иудею при Иораме филистимлян
и аравитян, захвативших в плен имущество и детей Иорама (16-17); и в)
тяжкая болезнь Иорама в течение двух лет, и погребение вне царских
гробниц (ст. 18-21).
О годе воцарения Иорама (ст. 16-17) ср. прим. к I:17. Нечестие его (ст.
18) было делом влияния родственного ему Израильского царствующего дома:
он был зятем Ахава и Иезавели (2 Пар XVIII:1), был женат на дочери их
Гофолии. Только верность Иеговы завету своему с Давидом (2 Цар VII:12;
ср. 3 Цар XI:36) хранила этот недостойный отпрыск его рода. Из внешних
дел сообщается здесь о неудачном походе Иорама в Идумею (ст. 20-22; 2
Пар XXI:8-10), где при нем явился царь, видимо, самодеятельный, а не
наместник иудейского царя, как было прежде (3 Цар XXII:48; 4 Цар III:9 и
след. ); по И. Флавию (Древн. IX, 5, 1, "идумеяне убили прежнего царя,
который был вассалом отца Иорама, и выбрали себе царя по своему
усмотрению"; предпринятое Иорамом нападение на Цаир - вероятно на
идумейский город (у 70-ти и слав. Сиор, ср. Onomast. 625, 626) и
поражение идумеян не принесло пользы, вместе с отложением Едома (ср. Пс
CXXXVI:7), отложился и город Ливна - древнехананейский город (Нав X:22;
XII:15), доставшийся Иудину колену (Нав XV:42) после настоящего
нападения еще раз возвратившийся к Иудейскому царству (4 Цар XIX:8; Ис
XXXVII:8; ср. Onomast. 634). В отложении Едома от Иудеи блаж. Феодорит
усматривает (вопр. 25) исполнение пророчества Иакова Исаву: будет же
время, егда ... отрешиши ярем ... от выи твоея (Быт XXVII:40).
25-29. Однолетнее царствование 6-го иудейского царя, сына Иорама, Охозии
(ср. 2 Пар XXII:1-9), было столь же нечестиво, как и царствование отца,
и под тем же влиянием: матери Охозии, Гофолии, названной здесь (ст. 29)
дочерью Амврия (а не Ахава): Амврий был родоначальником династии,
причинявшей столько бед не Израилю только, но и Иуде. По примеру деда
своего Иосафата (3 Цар XXII), участвовавшего в роковом для Ахава походе
на Рамоф Галаадский, захваченный сирийцами, и Охозия принял участие в
подобном же походе Иорама израильского на тот же город. Рамоф был
отвоеван израильтянами (IX:2), но Иорам израильский был ранен и лечился
в Изрееле, куда и отправился Охозия иудейский навестить родственника
(ст. 29; IX:15), но там вместе с Иорамом (IX:24) он нашел смерть от руки
Ииуя (IX:27).