|
|
IV Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Глава
15
1 В двадцать седьмой год Иеровоама, царя Израильского, воцарился Азария,
сын Амасии, царь Иудейский:
2 шестнадцати лет был он, когда воцарился, и пятьдесят два года
царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Иехолия, из Иерусалима.
3 Он делал угодное в очах Господних во всем так, как поступал Амасия,
отец его.
4 Только высоты не были отменены: народ совершал еще жертвы и курения на
высотах.
5 И поразил Господь царя, и был он прокаженным до дня смерти своей и жил
в отдельном доме. И Иофам, сын царя, начальствовал над дворцом и
управлял народом земли.
6 Прочее об Азарии и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей
Иудейских.
7 И почил Азария с отцами своими, и похоронили его с отцами его в городе
Давидовом. И воцарился Иофам, сын его, вместо него.
8 В тридцать восьмой год Азарии, царя Иудейского, воцарился Захария, сын
Иеровоама, над Израилем в Самарии и царствовал шесть месяцев.
9 Он делал неугодное в очах Господних, как делали отцы его: не отставал
от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех.
10 И составил против него заговор Селлум, сын Иависа, и поразил его пред
народом и убил его, и воцарился вместо него.
11 Прочее о Захарии написано в летописи царей Израильских.
12 Таково было слово Господа, которое он изрек Ииую, сказав: сыновья
твои до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом. И сбылось
так.
13 Селлум, сын Иависа, воцарился в тридцать девятый год Азарии, царя
Иудейского, и царствовал один месяц в Самарии.
14 И пошел Менаим, сын Гадия из Фирцы, и пришел в Самарию, и поразил
Селлума, сына Иависова, в Самарии и умертвил его, и воцарился вместо
него.
15 Прочее о Селлуме и о заговоре его, который он составил, написано в
летописи царей Израильских.
16 И поразил Менаим Типсах и всех, которые были в нем и в пределах его,
начиная от Фирцы, за то, что город не отворил ворот, и разбил его, и
всех беременных женщин в нем разрубил.
17 В тридцать девятом году Азарии, царя Иудейского, воцарился Менаим,
сын Гадия, над Израилем и царствовал десять лет в Самарии;
18 и делал он неугодное в очах Господних; не отставал от грехов
Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех, во все дни свои.
19 Тогда пришел Фул, царь Ассирийский, на землю [Израилеву]. И дал
Менаим Фулу тысячу талантов серебра, чтобы руки его были за него и чтобы
утвердить царство в руке своей.
20 И разложил Менаим это серебро на Израильтян, на всех людей богатых,
по пятидесяти сиклей серебра на каждого человека, чтобы отдать царю
Ассирийскому. И пошел назад царь Ассирийский и не остался там в земле.
21 Прочее о Менаиме и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей
Израильских.
22 И почил Менаим с отцами своими. И воцарился Факия, сын его, вместо
него.
23 В пятидесятый год Азарии, царя Иудейского, воцарился Факия, сын
Менаима, над Израилем в Самарии и царствовал два года;
24 и делал он неугодное в очах Господних; не отставал от грехов
Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех.
25 И составил против него заговор Факей, сын Ремалии, сановник его, и
поразил его в Самарии в палате царского дома, с Арговом и Арием, имея с
собою пятьдесят человек Галаадитян, и умертвил его, и воцарился вместо
него.
26 Прочее о Факии и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей
Израильских.
27 В пятьдесят второй год Азарии, царя Иудейского, воцарился Факей, сын
Ремалии, над Израилем в Самарии и царствовал двадцать лет;
28 и делал он неугодное в очах Господних: не отставал от грехов
Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех.
29 Во дни Факея, царя Израильского, пришел Феглаффелласар, царь
Ассирийский, и взял Ион, Авел-Беф-Мааху, и Ианох, и Кедес, и Асор, и
Галаад, и Галилею, всю землю Неффалимову, и переселил их в Ассирию.
30 И составил заговор Осия, сын Илы, против Факея, сына Ремалиина, и
поразил его, и умертвил его, и воцарился вместо него в двадцатый год
Иоафама, сына Озиина.
31 Прочее о Факее и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей
Израильских.
32 Во второй год Факея, сына Ремалиина, царя Израильского, воцарился
Иоафам, сын Озии, царя Иудейского.
33 Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и шестнадцать лет
царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Иеруша, дочь Садока.
34 Он делал угодное в очах Господних: во всем, как поступал Озия, отец
его, так поступал и он.
35 Только высоты не были отменены: народ совершал еще жертвы и курения
на высотах. Он построил верхние ворота при доме Господнем.
36 Прочее об Иоафаме и обо всем, что он сделал, написано в летописи
царей Иудейских.
37 В те дни начал Господь посылать на Иудею Рецина, царя Сирийского, и
Факея, сына Ремалиина.
38 И почил Иоафам с отцами своими, и погребен с отцами своими в городе
Давида, отца его. И воцарился Ахаз, сын его, вместо него.
1-7.
Царствование 10-го иудейского царя Азарии-Озии. 8-12. Захария, 15-й царь
израильский. 13-16. Селлум, 16-й израильский царь. 17-22. 17-й Менаим.
23-26. 18-й Факия. 27-31. 19-й Факей. 32-38. 11-й царь иудейский Иоафам.
1-7. Продолжительному (52 года) [Дата воцарения Озии в 4 Цар XV:1 не
согласуется с показанием XIV:17, 23, по которому Иоровоам II царствовал
одновременно с Амасией иудейским только 15 лет, а не 26-27;
следовательно, сын Амасии Озия мог воцариться не в 27-й год царствования
Иеровоама II, как стоит в XV:1, а ранее: в 15-16 году царствования
Иеровоама] и цветущему царствованию Азарии-Озии, которому 4 Цар уделяет
лишь несколько стихов, 2 Пар посвящает целую главу (XXVI). Там
сообщается, что благочестие Азарии-Озии было особенно твердо, и успехи
его царствования были особенно заметны во время руководительства им со
стороны богопросвещенного первосвященника Захарии (2 Пар XXVI:5). Из
деяний этого царя, способствовавших благоустроению и процветанию
Иудейского царства и доставивших Озии широкую известность даже у других
народов, там названы: военные удачи в столкновениях с филистимлянами,
аравитянами и аммонитянами; укрепление Иерусалимских стен башнями и
особо изобретенными машинами для метания стрел и камней; возведение
сторожевых башен в пустыне, иссечение там водоемов для скота, обширное
скотоводство и разведение винограда и наилучшее вооружение войска в
307500 чел., с 2600 военачальниками (ст. 6-15). Но эти редкие успехи
подали повод Азарии-Озии к самопревозношению и святотатству, которое и
было наказано проказой, поразившей его в самом храме, где он дерзнул
было присвоить себе первосвященнические функции (2 Пар XXVI:16-21; ср.
блаж. Феодорит, вопр. 46). Пораженный проказой и, как такой, обязанный
по закону жить вне города (Лев XIII:46; 4 Цар VII:3), Озия поселился "в
отдельном доме" (ст. 5; 2 Пар XXVI:21), евр. бе-бет га хофшиm, LXX
оставляют евр. термин без перевода: 'en oikw 'affsuswq (так и блаж.
Феодорит, вопр. 46, слав. : "в дому апфусоф"); евр. хофшит заключает в
себе понятие отдаленности и свободы, почему в Vulg: in domo libera
Seorsum. Вероятно, Озия жил теперь в отдельном загородном доме, может
быть, им нарочито для себя воздвигнутом (не "в больнице", как Гезениус,
проф. Гуляев и пр. ). Делами управления до смерти Озии заведовал сын его
Иоафам (ст. 5, 2 Пар XXVI:21). Погребен был, как прокаженный, отдельно
от др. царей, хотя и близко к ним (2 Пар XXVI:23).
8-12. О дате ст. 8 ср. замечание к XIV:23. В ст. 10 в евр. т. неясное и
едва ли не поврежденное выражение кебал-ам (иначе каблаим, код. 174 у
кенник); LXX передают как собственное имя лица: Keblaam, слав. Кевлаам,
но лучше - как в русск. синод. и у проф. Гуляева: "пред народом" (Vulg.
palam). Co смертью Захарии, этого четвертого преемника Ииуя,
прекратилась династия последнего на Израильском престоле согласно
данному самому Ииую пророчеству (ст. 12, сн. X:30).
13. Царствование 19-го израильского царя Селлума, который, по И. Флавию,
был другом Захарии и вероломно умертвил его, длилось лишь 1 месяц. Если
Захария, царствовавший 6 месяцев, воцарился в 38-м году царствования
Азарии иудейского (ст. 8), а Селлум - в 39-м, то, очевидно, 1-й начал
царствовать во второй половине 38-го года.
14-22. Новый узурпатор Израильского престола, 17-й царь Менаим,
утвердился на царстве не без протеста со стороны населения, чем и
вызвано было произведенное Менаимом кровопролитие в Типсахе (ст. 16),
неизвестном торговом городе на Ефрате, (3 Цар IV:24; евр. V:4): поход
туда в данное время для Менаима был не мыслим ввиду тревожных
обстоятельств, - (см. противоположное в книге Бродовича, книга пророка
Осии, с. 214 прим. ), может быть, Таппуах (Нав XVI:8; XVII:8), на
северной границе Ефремова колена и на южной - Манассиина (теперь
предположительно Ясуф к югу от Набулуса, Onomast. 511) округ которого,
начиная от Фирцы (см. 3 Цар XVI:17 и прим. ), Менаим подверг жестокому
разгрому и кровопролитию. В религиозном отношении царствование Менаима
не выделялось из ряда других (ст. 18). Но оно замечательно как момент
первого появления на территории Палестины мировых завоевателей того
времени ассириян, с царем (Пулом (LXX: Foua, Vulg. : Phul) во главе (ст.
19). Этот Фул, как согласно теперь признают ассириологи, тождествен с
Феглаффелласаром (евр. Тиглат-Пилесер) Библии, Тиллат-Пилезером
Ассирийских клинописей, в которых под 738 этот царь называет Менаима в
числе своих данников (Tiele, Babyl. -asbyr. Gesch., s. 110 ff. 226.
Gommel. Gesch. Babyl. s. 648 ff. ), хотя в Библии иногда различаются эти
два имени как имена двух различных царей (ср. ст. 29 и 1 Пар V:26). Но
это объясняется тем, что Фул было вавилонским (в каноне Птолемея: ufoV)
названием Ассирийского Тиглат-Пилезера. Вторжение ассирийского царя в
Палестину (некоторые предполагают, что Менаим сам призвал Фула для
умиротворения страны; при этом указывают на отмеченные у пророка Осии и
им порицаемые усиленные попытки Израильского царства искать помощи у
ассирийского царя. Ос V:3; VII:11; VIII:9; X:6; XII:1) предполагает, что
Сирия, через которую должен был проходить ассирийский царь, идя в
Израильское царство, была уже покорена ассирийским царем (действительно,
в ассирийских надписях вместе с Менаимом израильским упомянут и царь
Дамаска и Тира, как данники Тиглат-Пилезера), который таким образом был
в данное время, по выражению пророка (Ос VIII:10) "Царем князей". От
могущественного царя ассирийского Менаим откупился богатой данью в 1000
талантов серебра (около полумиллиона рублей), разложив эту сумму на
более зажиточных (евр. гибборе-хайл, как называется в кн. Руфь богатый
Вооз, Руфь II:1) жителей: таких, судя по раскладке на каждого по 50
сиклей (ок. 40 рублей), оказалось в Израильском царстве только 60 000
человек, между тем как при Давиде взрослых насчитывалось 800 000 (2 Цар
XXIV:9). (В таланте 3000 сиклей, общая сумма дани 3 000 000 сиклей),
Менаим царствовал 10 лет (ст. 17).
23-26. Двухлетнее царствование 18-го царя израильского сына Менаима
Факии (евр. Пекахиа, LXX: FakesiaV, Vulg. : Phaceia), не уступавшего, по
свидетельству Иосифа Флавия (Древн. LX, 11, 1) отцу своему, не
ознаменовалось ничем ни во внутренней жизни (отличалось обычным у
израильских царей служением тельцам, ст. 24), ни во внешней, и
прекратилось с насильственной смертью его от руки адъютанта его Факея (евр.
Пеках, LXX: Fakee, Vulg. : Phacee) в покоях царского дворца (ст. 25; ср.
3 Цар XVI:18). Факей и стал царем (19-й царь).
27-31. Царствование Факея, отличавшегося, по И. Флавию, крайним
безбожием и противозаконными наклонностями, по ст. 27, продолжалось 20
лет, но в действительности, кажется, 30 лет (при буквенном обозначении
цифр евр. каф - 20 и ламед - 30 могут быть смешаны): по ст. 32-33, Факей
до Иоама иудейского царствовал 2 года, одновременно с ним 16 лет (18
лет), а по XVII:1, убийца и преемник Факея Осия воцарился лишь в 12-й
год Ахала иудейского: таким образом Факей царствовал 30 лет. В
царствование Факея совершилось вторжение в пределы Израильского царства
ассирийского царя Феглаффелласара (ст. 29), Тиглат-Пилезера III
клинообразных надписей. Как видно из следующей главы, этот царь явился с
завоевательными в отношении Израильского царства целями, по приглашению
иудейского царя Ахаза, вынужденного к тому угрозой союзных сил Факея
израильского и Рецина сирийского (XVI:5-9; ср. Ис VII:1 и сл. ),
заключивших союз, вероятно, не против Иудеи только (как успешны были
военные действия Факея против Иудейского царства, видно из 2 Пар
XXVIII:5-15), а и против самой Ассирии. Но это была последняя неудачная
попытка двух ослабленных царств свергнуть Ассирийское иго; для обеих
царств она кончилась одинаково печально. У сирийцев царь ассирийский
отнял Дамаск, переселил жителей его в Кир и умертвил Рецина (XVI:9). В
Израильском царстве равным образом отнял северные города и провинции
(ст. 29; некогда временно занятые сирийским царем Венададом I, пришедшим
по приглашению Асы, 3 Цар XV:19-20), а частью и Заиорданье "Галаад".
Кедес - в колене Неффалимовом (Нав XX:7; Onomast. 583), что было уже
предвестием и началом всенародного пленения Израильского. Тиглет-Пилезер
в надписи рассказывает о себе, что в поход свой 733 года он умертвил
Факея и поставил царем Самарии Осию: это, по-видимому согласуется со
свидетельством ст. 30, который как бы в связи с упомянутым в ст. 29
нашествием ассирийского царя говорит об убийстве Факея Осией, который и
сделался царем израильским; можно думать, сторонники Ассирии поспешили в
угоду ассирийскому царю поставить подчиненного ему Осию (ср., впрочем,
XVII:3). Год воцарения его не мог быть 20-м годом царствования Иоафама
иудейского (ст. 30), так как последний царствовал только 16 лет. (ст.
33, сн. 2 Пар XXVII:3).
32-38. О царствовали Иоафама (ср. ст. 5) 11-го иудейского рассказывает
также 2 Пар XXVII. О религиозной деятельности Иоафама, кроме сказанного
в ст. 34-35, рассматриваемой главы 4 Цар, в 2 Пар XXVII:2 замечено:
"только он не входил в храм Иеговы", т. е. не повторил святотатственные
попытки отца своего Озии (2 Пар XXVI:16). Иоафам построил верхние, т. е.
северные ворота храма (ст. 35; ср. Иез IX:2) называвшиеся также
Вениаминовыми (Иер XX:2); произвел много построек на юго-восточной стене
города, при так наз. Офеле; построил города и крепости; победил и
заставил платить дань аммонитян (2 Пар XXVII:3-5). Счастливое его
царствование, однако, способствовало развитию роскоши и др. пороков в
Иудее, против чего направлены были пророческие речи Исаии (I:23; II:6-7;
III:12).