|
|
IV Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Глава
6
1 И сказали сыны пророков Елисею: вот, место, где мы живем при тебе,
тесно для нас;
2 пойдем к Иордану и возьмем оттуда каждый по одному бревну и сделаем
себе там место для жительства. Он сказал: пойдите.
3 И сказал один: сделай милость, пойди и ты с рабами твоими. И сказал
он: пойду.
4 И пошел с ними, и пришли к Иордану и стали рубить деревья.
5 И когда один валил бревно, топор его упал в воду. И закричал он и
сказал: ах, господин мой! а он взят был на подержание!
6 И сказал человек Божий: где он упал? Он указал ему место. И отрубил он
кусок дерева и бросил туда, и всплыл топор.
7 И сказал он: возьми себе. Он протянул руку свою и взял его.
8 Царь Сирийский пошел войною на Израильтян, и советовался со слугами
своими, говоря: в таком-то и в таком-то месте я расположу свой стан.
9 И посылал человек Божий к царю Израильскому сказать: берегись
проходить сим местом, ибо там Сирияне залегли.
10 И посылал царь Израильский на то место, о котором говорил ему человек
Божий и предостерегал его; и сберег себя там не раз и не два.
11 И встревожилось сердце царя Сирийского по сему случаю, и призвал он
рабов своих и сказал им: скажите мне, кто из наших в сношении с царем
Израильским?
12 И сказал один из слуг его: никто, господин мой царь; а Елисей пророк,
который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые
ты говоришь в спальной комнате твоей.
13 И сказал он: пойдите, узнайте, где он; я пошлю и возьму его. И
донесли ему и сказали: вот, он в Дофаиме.
14 И послал туда коней и колесницы и много войска. И пришли ночью и
окружили город.
15 Поутру служитель человека Божия встал и вышел; и вот, войско вокруг
города, и кони и колесницы. И сказал ему слуга его: увы! господин мой,
что нам делать?
16 И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели
тех, которые с ними.
17 И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он
увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора
наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея.
18 Когда пошли к нему Сирияне, Елисей помолился Господу и сказал: порази
их слепотою. И Он поразил их слепотою по слову Елисея.
19 И сказал им Елисей: это не та дорога и не тот город; идите за мною, и
я провожу вас к тому человеку, которого вы ищете. И привел их в Самарию.
20 Когда они пришли в Самарию, Елисей сказал: Господи! открой глаза им,
чтобы они видели. И открыл Господь глаза их, и увидели, что они в
средине Самарии.
21 И сказал царь Израильский Елисею, увидев их: не избить ли их, отец
мой?
22 И сказал он: не убивай. Разве мечом твоим и луком твоим ты пленил их,
чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды; пусть едят и пьют, и пойдут
к государю своему.
23 И приготовил им большой обед, и они ели и пили. И отпустил их, и
пошли к государю своему. И не ходили более те полчища Сирийские в землю
Израилеву.
24 После того собрал Венадад, царь Сирийский, все войско свое и
выступил, и осадил Самарию.
25 И был большой голод в Самарии, когда они осадили ее, так что ослиная
голова продавалась по восьмидесяти сиклей серебра, и четвертая часть
каба голубиного помета - по пяти сиклей серебра.
26 Однажды царь Израильский проходил по стене, и женщина с воплем
говорила ему: помоги, господин мой царь.
27 И сказал он: если не поможет тебе Господь, из чего я помогу тебе? с
гумна ли, с точила ли?
28 И сказал ей царь: что тебе? И сказала она: эта женщина говорила мне:
`отдай своего сына, съедим его сегодня, а сына моего съедим завтра'.
29 И сварили мы моего сына, и съели его. И я сказала ей на другой день:
`отдай же твоего сына, и съедим его'. Но она спрятала своего сына.
30 Царь, выслушав слова женщины, разодрал одежды свои; и проходил он по
стене, и народ видел, что вретище на самом теле его.
31 И сказал: пусть то и то сделает мне Бог, и еще более сделает, если
останется голова Елисея, сына Сафатова, на нем сегодня.
32 Елисей же сидел в своем доме, и старцы сидели у него. И послал [царь]
человека от себя. Прежде нежели пришел посланный к нему, он сказал
старцам: видите ли, что этот сын убийцы послал снять с меня голову?
Смотрите, когда придет посланный, затворите дверь и прижмите его дверью.
А вот и топот ног господина его за ним!
33 Еще говорил он с ними, и вот посланный приходит к нему, и сказал: вот
какое бедствие от Господа! чего мне впредь ждать от Господа?
1-33.
Новые чудеса пророка Елисея: всплытие топора, открытие пророком
сирийских военных планов, явление пророку небесного воинства, поражение
сирийцев слепотой, предвидение опасности со стороны Иорама.
1-7. Связь начала гл. VI с концом предыдущей блаж. Феодорит
устанавливает так: "Гиезий, сей любитель стяжаний, сделался прокаженным,
а сонм пророков возлюбил крайнюю нищету. Они не имели даже дома, жили же
в шалашах. Почему и просили великого пророка идти с ними нарубить дерев
для построения оных. И такова была их нищета, что не на что было
приобрести собственный топор" (вопр. 19). По обстановке и содержанию
данный раздел (ст. 1-7) прямо примыкает к рассказу IV:38-44.
Чудо всплытия топора, по блаж. Феодориту, "прообразовало
домостроительство нашего Спасителя. Ибо как легкое древо потонуло, а
тяжелое железо всплыло, так нисхождением Божия естества совершено
восхождение человеческого естества".
8-23. Xронологическая дата описанных здесь вооруженных нападений
сирийцев на царство Израильское с точностью не может быть определена:
объединяющей идеей является здесь не временная последовательность, а
чудотворение пророка Елисея. По-видимому, данные набеги предшествовали
рассказу о Неемане, где есть упоминание об этих набегах (V:2); вероятно,
события эти имели место при Иораме "сыне убийцы", ст. 32, могло быть
приложено только к нему, а не к последующим царям. Пророк Елисей,
обладая вышечеловеческим ведением, пользуется им для открытия коварных
планов сирийцев и этим возбуждает со стороны последних преследование
(9-12), направленное в местопребывание пророка - Дофаим, евр. Дотан (ст.
13) - город на торговой дороге из Галаада в Египет, здесь некогда был
продан Иосиф (Быт XXXVII:17, 25), к северу от Самарии (ср. Иудифь III:6
и д. ); теперь телл-Дотан к северу от Набулуса (Onomast. 396. Ср.
Толков. Библия, т. I, с. 101). Благодатная охрана небесная над Израилем
в виде огненных коней и колесниц, подобно небесному ополчению, некогда
ободрявшему Иакова (Быт XXXII:1-2), была, по молитве пророка, открыта и
одному из служителей его (15-17). Елисей совершает чудесное ослепление
сирийского отряда, затем опять исцеляет его, приводит его в Самарию к
царю израильскому, но отклоняет последнего от намерения его совершить
над сирийцами опасный в древности херем (19-23; ср. 1 Цар XXVII:11),
повелевая отпустить сирийских воинов, как попавших в плен без боя: а
если они будут убиты, то не познано будет чудо; а если возвратят
здравыми к пославшему, то и он познает силу Бога нашего (блаж. Феодорит,
вопр. 20). Временный мир был достигнут.
24-33. Теперь начинается уже открытая война сирийского царя против
Израильского царства. О Венададе см. прим. к 3 Цар XV:18 и XX:1. При
осаде Самарии произошел большой голод [Тяжкий голод, имевший место при
осаде Самарии и сопровождавшийся ужасным явлением: убийством матерью
ребенка в пищу, о чем предсказывал еще Моисей, Втор XXVIII:53, был лишь
предвестием тех непомерных ужасов голода и смерти, какими сопровождались
после разрушения Иерусалима Навуходоносором и, наконец, Титом. О
последнем говорит И. Флавий, Иуд. Война V, 13, 7 и др. ], заставивший
жителей есть и непозволенные законом роды пищи, даже голубиный помет
(употреблявшийся осаженными вместо соли, блаж. Феодорит) и покупать их
по высокой цене (ст. 25) Каб - 1/16 ефы (ст. 25). Ужасный случай (ст.
26-30), узнанный царем, хотя и поверг его в великую печаль (30), но
затем это чувство сменилось безотчетной злобой царя к пророку Елисею
(ст. 31), и только чудесная сила его предвидения спасла пророка (ст.
31-33; сн. блаж. Феодорит, вопр. 21-22). Окружающим пророка он советует
задержать посланца царского, очевидно, в той мысли, что необдуманное
царское повеление должно скоро быть отменено, что действительно и
случилось.