|
|
IV Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Глава
12
1 В седьмой год Ииуя воцарился Иоас и сорок лет царствовал в Иерусалиме.
Имя матери его Цивья, из Вирсавии.
2 И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни свои, доколе
наставлял его священник Иодай;
3 только высоты не были отменены; народ еще приносил жертвы и курения на
высотах.
4 И сказал Иоас священникам: все серебро посвящаемое, которое приносят в
дом Господень, серебро от приходящих, серебро, вносимое за каждую душу
по оценке, все серебро, сколько кому приходит на сердце принести в дом
Господень,
5 пусть берут священники себе, каждый от своего знакомого, и пусть
исправляют они поврежденное в храме, везде, где найдется повреждение.
6 Но как до двадцать третьего года царя Иоаса священники не исправляли
повреждений в храме,
7 то царь Иоас позвал священника Иодая и священников и сказал им: почему
вы не исправляете повреждений в храме? Не берите же отныне серебра у
знакомых своих, а на починку повреждений в храме отдайте его.
8 И согласились священники не брать серебра у народа на исправление
повреждений в храме.
9 И взял священник Иодай один ящик, и сделал отверстие сверху его, и
поставил его подле жертвенника на правой стороне, где входили в дом
Господень. И полагали туда священники, стоящие на страже у порога, все
серебро, приносимое в дом Господень.
10 И когда видели, что много серебра в ящике, приходили писец царский и
первосвященник, и завязывали в мешки, и пересчитывали серебро, найденное
в доме Господнем;
11 и отдавали сосчитанное серебро в руки производителям работ,
приставленным к дому Господню, а сии издерживали его на плотников и
строителей, работавших в доме Господнем,
12 и на делателей стен и на каменотесов, также на покупку дерев и
тесаных камней, для починки повреждений в доме Господнем, и на все, что
расходовалось для поддержания храма.
13 Но не сделано было для дома Господня серебряных блюд, ножей, чаш для
окропления, труб, всяких сосудов золотых и сосудов серебряных из
серебра, приносимого в дом Господень,
14 а производителям работ отдавали его, и починивали им дом Господень.
15 И не требовали отчета от тех людей, которым поручали серебро для
раздачи производителям работ, ибо они действовали честно.
16 Серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе не
вносилось в дом Господень: священникам оно принадлежало.
17 Тогда выступил в поход Азаил, царь Сирийский, и пошел войною на Геф,
и взял его; и вознамерился Азаил идти на Иерусалим.
18 Но Иоас, царь Иудейский, взял все пожертвованное, что пожертвовали
храму Иосафат, и Иорам и Охозия, отцы его, цари Иудейские, и что он сам
пожертвовал, и все золото, найденное в сокровищницах дома Господня и
дома царского, и послал Азаилу, царю Сирийскому; и он отступил от
Иерусалима.
19 Прочее об Иоасе и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей
Иудейских.
20 И восстали слуги его, и составили заговор, и убили Иоаса в доме Милло,
на дороге к Силле.
21 Его убили слуги его: Иозакар, сын Шимеаты, и Иегозавад, сын Шомеры; и
он умер, и похоронили его с отцами его в городе Давидовом. И воцарился
Амасия, сын его, вместо него.
1-17.
Благочестивое направление первой части 40-летнего царствования Иоаса.
17-18. Нашествие на Иерусалим Азаила сирийского. 19-22. Смерть Иоаса.
1-5. (евр. 1-6). Общие указания о 40-летнем царствовании Иоаса:
относительная верность его Иегове не достигала желаемой высоты и чистоты
культа, так как, подобно, напр., Асе (3 Цар XV:14) Иоас не решался
отменить служение Богу на высотах. Но и это относительное благочестие
его продолжалось лишь, пока жив был и руководил Иоаса первосвященник
Иодай (ст. 2, евр. 3). После же смерти Иодая Иоас всецело поддался
влиянию языческой партии при дворе, допустил введение в Иудейском
царстве прежнего идолослужения и был виновником мученической смерти
Захарии, сына Иодая, в самом дворе храма (2 Пар XXIV:17-22). Но первые
шаги его правления направлены были к благоустроению церковной жизни,
пришедшей в упадок в предшествующие царствования. Так, в видах
поддержания благолепия храма, ограбленного Гофолией (2 Пар XXIV:7), Иоас
узаконил, чтобы священники все поступающие в храм денежные приношения
употребляли на ремонт храма, именно: 1) подушный оклад от всякого еврея,
достигшего 20 лет и поступающего в исчисление (Исх XXX:13); 2) выкупные
деньги от лиц, посвященных святилищу, вместо действительной их службы
при храме (Исх XXVII:2 и сл. ), равно и выкуп за первородных животных,
принадлежащих Иегове; 3) жертвы усердия народа храму (Исх XXV:2; XXXV:5,
21; ср. блаж. Феодорит, вопр. 40). Вместе с тем царь потребовал от
священников и левитов немедленно устроить для указанной цели всенародный
сбор и для этого обойти все города иудейские (2 Пар XXIV:5).
6-16. (евр. 7-17; ср. 2 Пар XXIV:6-14). Но ни священники (ст. 6), ни
левиты (2 Пар XXIV:5) не показали особенного рвения и точности в
исполнении царского приказания, и царь должен был, совместно с
первосвященником Иодаем, решиться ввести иной порядок сборов на
предполагаемый ремонт храма, именно: устроить во дворе храма особую
кружку (евр. apoн, LXX: kinwton, Vulg. : gazophylacium, ст. 9, евр. 10)
для сбора всех пожертвований на реставрацию храма (в ст. 7 евр. бедек,
"повреждения", у LXX: tu bedek, слав. ведек) со строгой отчетностью о
собираемых суммах (ст. 10, евр. 11) и аккуратной передачей собранного на
покупку деревянных и каменных материалов и на уплату работникам (12,
14). Подобная кружка после была поставлена и вне храма (2 Пар XXIV:8;
ср. Лк XXI:1-4). Кроме общих поправок в храме, сделаны были новые
принадлежности храмовой утвари (ст. 13 ср. 2 Пар XXIV:14), сн. 3 Цар
XII:50. Только деньги, поступавшие в храм при жертвах греха и вины (Чис
V:8; Лев V:16), составляли неотъемлемую собственность священников (ст.
16, евр. 17).
17-18. (Евр. 18-19). Нашествие Азаила сирийского (ср. VIII:12) на Иудею
и Геф (ср. 3 Цар II:39), вероятно одновременное с нашествием его на
Израильское царство при Ииуе (X:32) или при Иоахазе (XIII:3), было
наказанием Божиим Иоасу за неверность Иегове после смерти Иодая и за
убийство Захарии (2 Пар XXIV:23-24 сн. 17-22). Только тяжкой
контрибуцией Азаилу, заимствованной Иоасом, по примеру Асы (3 Цар
XV:18), из сокровищниц храма и царского дворца, Иоас спас Иерусалим,
потерпев, однако, ранее несколько поражений и опустошения страны от
сирийских войск (2 Пар XXIV:23-24).
20-21. Иоас после сирийского нашествия, вероятно, раненый, впал в тяжкую
болезнь (2 Пар XXIV:25), а вскоре на жизнь его сделан был заговор
партии, мстившей ему за кровь сынов Иодая, и он убит в Милло (ср. 3 Цар
IX:15) на пути к неизвестной местности Силла (у 70-ти: Sela, Vulg. :
Sella, слав. : Саала, ср. Onomast. 850). Он был лишен чести погребения с
царями, тогда как благочестивый и оказавший много услуг государству
иудейскому первосвященник Иодай был погребен в царских гробницах (2 Пар
XXIV:25, 16).