|
|
IV Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Глава
4
1 Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой
муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел
заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе.
2 И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? скажи мне, что есть у тебя в
доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем.
3 И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей
твоих, сосудов порожних; набери немало,
4 и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все
эти сосуды; полные отставляй.
5 И пошла от него и заперла дверь за собой и за сыновьями своими. Они
подавали ей, а она наливала.
6 Когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: подай мне еще
сосуд. Он сказал ей: нет более сосудов. И остановилось масло.
7 И пришла она, и пересказала человеку Божию. Он сказал: пойди, продай
масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями
твоими.
8 В один день пришел Елисей в Сонам. Там одна богатая женщина упросила
его к себе есть хлеба; и когда он ни проходил, всегда заходил туда есть
хлеба.
9 И сказала она мужу своему: вот, я знаю, что человек Божий, который
проходит мимо нас постоянно, святой;
10 сделаем небольшую горницу над стеною и поставим ему там постель, и
стол, и седалище, и светильник; и когда он будет приходить к нам, пусть
заходит туда.
11 В один день он пришел туда, и зашел в горницу, и лег там,
12 и сказал Гиезию, слуге своему: позови эту Сонамитянку. И позвал ее, и
она стала пред ним.
13 И сказал ему: скажи ей: `вот, ты так заботишься о нас; что сделать бы
тебе? не нужно ли поговорить о тебе с царем, или с военачальником?' Она
сказала: нет, среди своего народа я живу.
14 И сказал он: что же сделать ей? И сказал Гиезий: да вот, сына нет у
нее, а муж ее стар.
15 И сказал он: позови ее. Он позвал ее, и стала она в дверях.
16 И сказал он: через год, в это самое время ты будешь держать на руках
сына. И сказала она: нет, господин мой, человек Божий, не обманывай рабы
твоей.
17 И женщина стала беременною и родила сына на другой год, в то самое
время, как сказал ей Елисей.
18 И подрос ребенок и в один день пошел к отцу своему, к жнецам.
19 И сказал отцу своему: голова моя! голова моя болит! И сказал тот
слуге своему: отнеси его к матери его.
20 И понес его и принес его к матери его. И он сидел на коленях у нее до
полудня, и умер.
21 И пошла она, и положила его на постели человека Божия, и заперла его,
и вышла,
22 и позвала мужа своего и сказала: пришли мне одного из слуг и одну из
ослиц, я поеду к человеку Божию и возвращусь.
23 Он сказал: зачем тебе ехать к нему? сегодня не новомесячие и не
суббота. Но она сказала: хорошо.
24 И оседлала ослицу и сказала слуге своему: веди и иди; не
останавливайся, доколе не скажу тебе.
25 И отправилась и прибыла к человеку Божию, к горе Кармил. И когда
увидел человек Божий ее издали, то сказал слуге своему Гиезию: это та
Сонамитянка.
26 Побеги к ней навстречу и скажи ей: `здорова ли ты? здоров ли муж
твой? здоров ли ребенок?' - Она сказала: здоровы.
27 Когда же пришла к человеку Божию на гору, ухватилась за ноги его. И
подошел Гиезий, чтобы отвести ее; но человек Божий сказал: оставь ее,
душа у нее огорчена, а Господь скрыл от меня и не объявил мне.
28 И сказала она: просила ли я сына у господина моего? не говорила ли я:
`не обманывай меня'?
29 И сказал он Гиезию: опояшь чресла твои и возьми жезл мой в руку твою,
и пойди; если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя
приветствовать, не отвечай ему; и положи посох мой на лице ребенка.
30 И сказала мать ребенка: жив Господь и жива душа твоя! не отстану от
тебя. И он встал и пошел за нею.
31 Гиезий пошел впереди их и положил жезл на лице ребенка. Но не было ни
голоса, ни ответа. И вышел навстречу ему, и донес ему, и сказал: не
пробуждается ребенок.
32 И вошел Елисей в дом, и вот, ребенок умерший лежит на постели его.
33 И вошел, и запер дверь за собою, и помолился Господу.
34 И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и
свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на
нем, и согрелось тело ребенка.
35 И встал и прошел по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и
простерся на нем. И чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза
свои.
36 И позвал он Гиезия и сказал: позови эту Сонамитянку. И тот позвал ее.
Она пришла к нему, и он сказал: возьми сына твоего.
37 И подошла, и упала ему в ноги, и поклонилась до земли; и взяла сына
своего и пошла.
38 Елисей же возвратился в Галгал. И был голод в земле той, и сыны
пророков сидели пред ним. И сказал он слуге своему: поставь большой
котел и свари похлебку для сынов пророческих.
39 И вышел один из них в поле собирать овощи, и нашел дикое вьющееся
растение, и набрал с него диких плодов полную одежду свою; и пришел и
накрошил их в котел с похлебкою, так как они не знали их.
40 И налили им есть. Но как скоро они стали есть похлебку, то подняли
крик и говорили: смерть в котле, человек Божий! И не могли есть.
41 И сказал он: подайте муки. И всыпал ее в котел и сказал [Гиезию]:
наливай людям, пусть едят. И не стало ничего вредного в котле.
42 Пришел некто из Ваал-Шалиши, и принес человеку Божию хлебный начаток
- двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе. И сказал Елисей:
отдай людям, пусть едят.
43 И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай
людям, пусть едят, ибо так говорит Господь: `насытятся, и останется'.
44 Он подал им, и они насытились, и еще осталось, по слову Господню.
Чудеса пророка Елисея 1-7. Чудесное умножение елея у одной пророческой
вдовы. 8-37. Рождение у благочестивой Сонамитянки сына по слову пророка
и воскрешение его последним. 38-41. Пророк обезвреживает ядовитую пищу.
42-44. Чудесно насыщает малым количеством хлеба большое число людей.
1-7. Из данного рассказа видно, что к "сынам пророческим" принадлежали
не только молодые холостые люди, но и женатые, отцы семейств; след.
институт этот не напоминал монашеских орденов. Не живя вместе с другими
членами обществ "сынов пророческих", такие семейные люди объединялись с
другими личностью пророка руководителя. В умершем "сыне пророческом",
"муже богобоязненном" традиция (раввины, И. Флавий, ср. блаж. Феодорит,
вопр. 14) указывала известного из истории пророка Илии "богобоязненного"
Авдия (3 Цар XVIII:3 сл. ), домоправителя Ахавова, который прилагал
великое попечение о пропитании пророков и после впал в долги. Намерение
кредитора продать в рабство детей вдовы оправдывалось буквою закона (Лев
XXV:39; Исх XXI:2) и жестокой практикой жизни (Мф XVIII:25). Чудо
умножения Елисеем елея, конечно, имеет сходство с чудесным пропитанием
пророка Илией сарептской вдовы (3 Цар XVII:8-16), но отнюдь не вынуждает
видеть в рассказе о чуде Елисея неудачный дубль рассказа об Илии, тем
более, что каждый рассказ, кроме общих черт, имеет и самостоятельные,
отличные черты.
8-37. И рассказ о рождении сына у жены сонамитянки, его смерти и
воскресении имеет очевидное сходство с параллельным рассказом 3 Цар
XVII:17 и д. о воскрешении пророком Илией сына вдовы сарептской, и опять
каждый рассказ имеет своеобразные черты, и один не может считаться
повторением другого. Пророк Елисей из Галгал отправился на гору Кармил
(II:25), любимое местопребывание пророка Илии (ср. ст. 25), а оттуда
приходит в близлежавший Сонам (ст. 8; о положении Сонама см. замечание к
3 Цар I:3).
Рассказ о сонамитянке, независимо от прочего, интересен сообщением
бытовых, общественно-гражданских и религиозных особенностей
древнееврейского быта из данной эпохи. В бытовом отношении характерно
описание утвари или мебели даже зажиточного древнееврейского дома: в
комнате, устроенной благочестивой сонамитянкой для пророка Елисея (ст.
10) - "небольшой горнице над стеной" (род мезонина, нередко устрояемого
на плоских крышах Востока, ср. 1 Цар IX:25; 2 Цар XVI:22), имели быть
принадлежности, очевидно, обычная в древнееврейском доме: постель, (евр.
люта), стол (евр. шулхан нередко в Библии означает, как и у теперешних
бедуинов, простое полотно или кожу, расстилаемые на полу для обеда), но
равным образом и стол в нашем смысле, (ср. 3 Цар XIII:20 сл. ; Чис IV:7.
См. Gesemi. Thesaurus linguae lebr, p. 1417), стул (евр. кисев),
светильник (шпора).
В гражданско-правовом смысле типичен ответ, данный сонамитянкой на
предложение пророка Елисея походатайствовать за нее у царя или
военачальника (какую силу имел пророк Елисей у обоих еврейских царей,
видно из III:12 и д. ), что она не имеет в этом нужды, так как "живет
среди своего народа" (ст. 13; Ср. блаж. Феодорит, вопр. 15), т. е.
принадлежит к довольно сильному и знатному роду. Это бросает некоторый
свет на силу и значение родовых связей и отношений в древнем Израиле.
"Если бы мы более знали об этих родах, то, вероятно, многие события в
истории Израиля выступили бы пред нами в ином и более ясном свете. Так,
напр., в высшей степени вероятно, что непрерывные революции и переменная
политика в Израильском царстве - дружественная то Ассирии, то египтянам,
стоит в связи с этими родами, имевшими своих представителей в городах"
(Buhl. Die Sociale Verhaltnisse des Israel, 1899, s. 39). Наконец в
религиозно-богослужебном отношении данный рассказ поучителен тем, что
свидетельствует (ст. 25), что субботы и новолуния праздновались в
Израильском царстве не одними жертвами, как предписано в законе (Чис
XXVIII:9, 11), а и нарочитыми собраниями (ср. блаж. Феодорит, вопр. 16),
и что центром этих религиозно-назидательных собраний в десятиколенном
царстве, за неимением законного храма, служили дома пророков. Все
отношения сонамитянки к пророку в рассказе проникнуты глубоким
благоговением (ст. 9, 15, 22, 27, 37); она прямо называет (ст. 9)
пророка "святым" (евр. кадош, греч. agioV, лат. Sanctus: это впервые в
Библии живой человек именуется святым не по идее только, как в Лев XI:44
и мн. др, но и в действительности). О том, почему и когда избрал пророк
Елисей в служители при себе Гиезия (ст. 12 и д. ), не отличавшегося
нравственными качествами (V:20 и д. ), неизвестно ничего. Предсказание
пророка о рождении сына у сонамитянки (ст. 16) совершенно сходно с
обетованием Аврааму о рождении Исаака (Быт XVIII:10, 14. ; сн. блаж.
Феодорит, вопр. 16). Болезнью сына благочестивой женщины (19 ст. ),
видимо, был солнечный удар (Иудифь VIII:2-3; Пс СXX:6). Из слов пророка
(ст. 27): "Господь скрыл от меня и не объявил мне", "видно, что не все
провидели пророки, а только то, что открывала им благодать Божия" (блаж.
Феодорит, вопр. 17); то же обнаруживается и в посольстве пророком
Елисеем Гиезия вместо себя (29), оказавшемся бесплодным (31). Как
удрученная горем женщина в поспешности избегала долгих разговоров (ст.
23, 26), так и Гиезию пророк приказывает дорожить временем (подозревая,
может быть, лишь мнимую смерть ребенка) и избегать, обычно длинных на
Востоке, приветствий при встречах (29, сн. Лк X:4); притом "пророк
знал", что Гиезий честолюбив и тщеславен и что встречающимся на пути
расскажет причину своего путешествия, а тщеславие препятствует
чудотворению (блаж. Феодорит, вопр. 17); по талмудистам (Pirke Elieser,
33), Гиезий не выполнил приказания пророка, и потому не мог оживить сына
сонамитянки (ст. 31). Действия самого пророка при воскрешении умершего
ребенка (ст. 35-36) близко сходно по существу с действиями пророка Илии
при воскрешении сына вдовы сарептской (3 Цар XVII:19-23), частное же
отличие: а) более рельефное в данном случае изображение жестов пророка
Елисея (ст. 34-35): "собственные свои орудия чувств пророк приложил к
орудиям чувств умершего; глаза к глазам, уста к устам, руки к рукам,
чтобы умерший стал причастен жизни живого, очевидно, по действию
духовной благодати, дарующей жизнь" (блаж. Феодорит, вопр. 18); б) не
упоминается слов призывания Бога, как у пророка Илии (3 Цар XVII:21);
но, без сомнения, и пророк Елисей равным образом молился при совершении
чуда наряду с другим, прообразовавшего воскресение Господа Иисуса Xриста
(4 Цар IV:8-37 читается в качестве паремии 12-й на богослужении Великой
субботы).
38-41. Галгал, местопребывание "сынов пророческих" (ср. II:1 сл. ), было
одним из обычных местопребываний пророка Елисея, руководителя общества
сынов пророческих; последние (ст. 38) "сидели пред ним" - в качестве
учеников, у ног его, (ср. Деян XXII:3): они сходились к пророку Елисею
слушать его (ср. Иез VIII:1; Зах III:3), но не необходимо жили в одном
доме (ср. VI:1). Голод, о котором здесь говорится, вероятно, тождествен
с семилетним голодом при пророке Елисее, VIII:1. Заботясь о пропитании
учеников, пророк приказывает слуге приготовить им кушанье из овощей
(евр. орот, LXX: ariwq, Vulg. : herbas agrestes, слав. : зелия дивия).
"К ним собиравшие по неведению примешали ядовитых плодов. Но пророк,
велев всыпать в коноб муки, уничтожил тем действие яда. Произведено же
сие не свойством муки, но благодатью пророка" (блаж. Феодорит, вопр.
19). Ядовитые плоды в евр. тексте названы паккуот - дикие огурцы (ср.
орнаменты 3 Цар VI:18; VII:24), cucumeres agresti, asiuini, по виду
смешанные с любимыми у евреев огурцами (Чис XI:5).
42-44. Ваал-Шалиша (ср. 1 Цар IX:4) - город, по предположению, в колене
Ефремовом, у Евсевия - Baiqsarisaq, у Иеронима - Betsarisa - в 15 милях,
от Диосполиса (Onomast. 206), теперь сближают с Кафр-Сильс. По закону
Моисееву все хлебные начатки евреи должны были доставлять к святилищу,
откуда их получали священники и левиты (Чис XVIII:13; Втор XVIII:4). За
отсутствием в Израильском царстве законных священников и левитов (3 Цар
XII:31), некоторый благочестивый человек приносил хлебный начаток
пророку Божию. Последний с призыванием имени Божия (43 ст. ) чудесно
умножает пищу для 100 человек (ср. блаж. Феодорит, вопр. 19): чудо это
было вызвано, вероятно, упомянутым выше голодом в Израиле.