|
|
IV Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Глава
9
1 Елисей пророк призвал одного из сынов пророческих и сказал ему: опояшь
чресла твои, и возьми сей сосуд с елеем в руку твою, и пойди в Рамоф
Галаадский.
2 Придя туда, отыщи там Ииуя, сына Иосафата, сына Намессиева, и подойди,
и вели выступить ему из среды братьев своих, и введи его во внутреннюю
комнату;
3 и возьми сосуд с елеем, и вылей на голову его, и скажи: `так говорит
Господь: помазую тебя в царя над Израилем'. Потом отвори дверь, и беги,
и не жди.
4 И пошел отрок, слуга пророка, в Рамоф Галаадский,
5 и пришел, и вот сидят военачальники. И сказал: у меня слово до тебя,
военачальник. И сказал Ииуй: до кого из всех нас? И сказал он: до тебя,
военачальник.
6 И встал он, и вошел в дом. И отрок вылил елей на голову его, и сказал
ему: так говорит Господь Бог Израилев: `помазую тебя в царя над народом
Господним, над Израилем,
7 и ты истребишь дом Ахава, господина твоего, чтобы Мне отмстить за
кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господних, павших от
руки Иезавели;
8 и погибнет весь дом Ахава, и истреблю у Ахава мочащегося к стене, и
заключенного и оставшегося в Израиле,
9 и сделаю дом Ахава, как дом Иеровоама, сына Наватова, и как дом Ваасы,
сына Ахиина;
10 Иезавель же съедят псы на поле Изреельском, и никто не похоронит ее'.
И отворил дверь, и убежал.
11 И вышел Ииуй к слугам господина своего, и сказали ему: с миром ли?
Зачем приходил этот неистовый к тебе? И сказал им: вы знаете этого
человека и что он говорит.
12 И сказали: неправда, скажи нам. И сказал он: то и то он сказал мне,
говоря: `так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем'.
13 И поспешили они, и взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на
самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали: воцарился Ииуй!
14 И восстал Ииуй, сын Иосафата, сына Намессиева, против Иорама; Иорам
же находился со всеми Израильтянами в Рамофе Галаадском на страже против
Азаила, царя Сирийского.
15 Впрочем сам царь Иорам возвратился, чтобы лечиться в Изрееле от ран,
которые причинили ему Сирияне, когда он воевал с Азаилом, царем
Сирийским. И сказал Ииуй: если вы согласны [со мною], то пусть никто не
уходит из города, чтобы идти подать весть в Изрееле.
16 И сел Ииуй на коня, и поехал в Изреель, где лежал Иорам [царь
Израильский, для лечения ран, которые причинили ему Сирияне в Рамофе,
когда он воевал с Азаилом, царем Сирийским, сильным и могущественным], и
куда Охозия, царь Иудейский, пришел посетить Иорама.
17 На башне в Изрееле стоял сторож, и увидел он полчище Ииуево, когда
оно шло, и сказал: полчище вижу я. И сказал Иорам: возьми всадника, и
пошли навстречу им, и пусть скажет: с миром ли?
18 И выехал всадник на коне навстречу ему, и сказал: так говорит царь: с
миром ли? И сказал Ииуй: что тебе до мира? Поезжай за мною. И донес
сторож, и сказал: доехал до них, но не возвращается.
19 И послали другого всадника, и он приехал к ним, и сказал: так говорит
царь: с миром ли? И сказал Ииуй: что тебе до мира? Поезжай за мною.
20 И донес сторож, сказав: доехал до них, и не возвращается, а походка,
как будто Ииуя, сына Намессиева, потому что он идет стремительно.
21 И сказал Иорам: запрягай. И запрягли колесницу его. И выступил Иорам,
царь Израильский, и Охозия, царь Иудейский, каждый на колеснице своей. И
выступили навстречу Ииую, и встретились с ним на поле Навуфея
Изреелитянина.
22 И когда увидел Иорам Ииуя, то сказал: с миром ли Ииуй? И сказал он:
какой мир при любодействе Иезавели, матери твоей, и при многих
волхвованиях ее?
23 И поворотил Иорам руки свои, и побежал, и сказал Охозии: измена,
Охозия!
24 А Ииуй натянул лук рукою своею, и поразил Иорама между плечами его, и
прошла стрела чрез сердце его, и пал он на колеснице своей.
25 И сказал Ииуй Бидекару, сановнику своему: возьми, брось его на
участок поля Навуфея Изреелитянина, ибо вспомни, как мы с тобою ехали
вдвоем сзади Ахава, отца его, и как Господь изрек на него такое
пророчество:
26 истинно, кровь Навуфея и кровь сыновей его видел Я вчера, говорит
Господь, и отмщу тебе на сем поле. Итак возьми, брось его на поле, по
слову Господню.
27 Охозия, царь Иудейский, увидев сие, побежал по дороге к дому, что в
саду. И погнался за ним Ииуй, и сказал: и его бейте на колеснице. Это
было на возвышенности Гур, что при Ивлеаме. И побежал он в Мегиддон, и
умер там.
28 И отвезли его рабы его в Иерусалим, и похоронили его в гробнице его,
с отцами его, в городе Давидовом.
29 В одиннадцатый год Иорама, сына Ахавова, воцарился Охозия в Иудее.
30 И прибыл Ииуй в Изреель. Иезавель же, получив весть, нарумянила лице
свое и украсила голову свою, и глядела в окно.
31 Когда Ииуй вошел в ворота, она сказала: мир ли Замврию, убийце
государя своего?
32 И поднял он лице свое к окну и сказал: кто со мною, кто? И выглянули
к нему два, три евнуха.
33 И сказал он: выбросьте ее. И выбросили ее. И брызнула кровь ее на
стену и на коней, и растоптали ее.
34 И пришел Ииуй, и ел, и пил, и сказал: отыщите эту проклятую и
похороните ее, так как царская дочь она.
35 И пошли хоронить ее, и не нашли от нее ничего, кроме черепа, и ног, и
кистей рук.
36 И возвратились, и донесли ему. И сказал он: таково было слово
Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Илию Фесвитянина, сказав: на
поле Изреельском съедят псы тело Иезавели,
37 и будет труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, так
что никто не скажет: это Иезавель.
Суд
Божий над домом Ахава. 1-10. Помазание Ииуя на царство Израильское.
11-29. Заговор Иуия против Иорама и убиение им последнего и Охозии
иудейского. 30-37. Ужасная смерть Иезавели.
1-10. Исполняя последнюю часть данного Иеговой повеления пророку Илии (3
Цар XIX:16) пророк Елисей повелевает одному из сынов пророческих (по
раввинам, пророку Ионе) помазать на царство Израильское одного из
военачальников израильского царя Иорама - Ииуя, в то время защищавшего с
войском Рамоф Галаадаский от сирийцев (1-2, ср. VIII:28). Все дело
помазания Ииуя, мстителя дому Ахава, должно было произойти экстренно и
втайне. "Надлежало совершиться сему тайно, чтобы Иорам был умерщвлен как
можно скорее. А если бы он узнал это прежде, то вступил бы в сражение, и
на сражении необходимо было пасть многим с обеих сторон" (блаж. Феодорит,
вопр. 26). Совершивши помазание, пророк, согласно повелению пророка
Елисея (ст. 3), немедленно удаляется, "чтобы не быть схваченным и не
подвергнуться опасности" (блаж. Феодорит, вопр. 27). При совершении
помазания Ииуя на царство (ср. 3 Цар I:34, 39), пророк указывает, что
новый помазанник явится орудием казни Божией (ст. 7) над домом Ахава (во
исполнение предсказания пророка Илии, 3 Цар XXI:21-22), который будет
истреблен столь же всецело, как и нечестивые династии Иеровоама и Ваалы
(3 Цар XV:29; XVI:3). Кроме пролитой домом Ахава, особенно Иезавелью,
крови пророков и других невинных (ст. 7), тяжким грехом всей той
династии был введенный ею официально культ Ваала и Астарты (3 Цар
XVI:31-33): искоренение его было также задачей Ииуя, точно им
выполненной (4 Цар X:18-30). Без сомнения, в упоминании прежних
нечестивых династий заключалось предостережение самому Ииую. Самое имя
Ииуя (евр. Негу, "Иегова есть Бог") может указывать на служение его
теократической идее, хотя это и не исключало его собственной
преступности и повинности суду Божьему (Ос I:4). Имя Ииуя в форме Ia'ua
встречается и в клинообразных ассирийских документах Салманассара II
(860-825), как данника этого царя.
11-13. Появление и быстрое исчезновение пророка, возбужденный вид его
побуждают других военачальников спросить о цели прихода "неистового" (евр.
: мешугга, греч. : epilhptoV, Vulg. : insanus), как в бранном или
неодобрительном смысле называли пророков (Ос IX:7; Иер XXIX:26; ср.
блаж. Феодорит, вопр. 28). После неудавшейся попытки Ииуя уклониться от
ответа, он открывает товарищам факт и помазания, и те немедленно
провозгласили Ииуя царем, возвестив о воцарении его трубными звуками
(ср. 3 Цар I:39) и оказав ему царские почести подстилания одежд под ноги
его (ст. 13), как впоследствии встречал народ Xриста во время входа Его
в Иерусалим (Мф XXI:8).
14-37. Кровавая расправа Ииуя с домом Ахава началась с главнейших,
царственных представителей его: Иорама, Охозии (иудейского), Иезавели.
Легкость и быстрота воцарения (ст. 13) и выполнения заговора Ииуя (14-15
ст. ; обстоятельство пребывания Иорама в это время в Израиле здесь
повторено после упоминания в VIII:29) показывают, что в народе и войске
было крепко недовольство Иорамом и вообще домом Ахава (не без влияния
здесь было убийство Навуфея, 3 Цар XXI; сн. 4 Цар IX:25 и д. ), с другой
- что Ииуй заслужил, вероятно, личными подвигами доверие войска и
народа. Вместе с тем видны как решительность Ииуя, так и беспечность
Иорама (ст. 17-20); характерно для древнего и нового Востока положение
охраны - сторожевые башни и сторожа, дающие сигналы властям и населению
о появлении опасности (ср. Иез XXXIII:2). Беспокойство все более и более
овладевало Иорамом, как показывает его, неоднократно повторяемый,
вопрос: "с миром ли?" (см. 17, 19, 22). Роковая встреча с Ииуем
произошла на бывшем участке Навуфея, что предвещало гибель обоим царям
рода Ахавова (ср. 3 Цар XXI:19, 23). Суровый ответ Ииуя (ст. 22)
указывает на "любодейство" и "волхвования" Иезавели как на причину
невозможности мира; названия эти, кроме собственного значения, в Ветхом
Завете нередко означают идолослужение (Иер III:2-3; Иез XXIII:27; Мих
V:11), а первое из этих названий приложимо к Иезавели и введенному ею в
Израиле культу Астарты - и в собственном смысле; с тем вместе обвинялся
и Иорам за попустительство или даже содействие. В совершенном Ииуем
убийстве Иорама первый вид, в согласии, быть может, с общим мнением
народа, исполнение пророческого слова Илии об Ахаве и его доме (3 Цар
XXI:19 след. ) - тем более, что он с сопровождавшим теперь сановником
был очевидцем преступного вступления Ахава во владение виноградником
Навуфея. Гибель постигла и Охозию иудейского, внука Ахава и Иезавели
(ст. 27; ср. 2 Пар XXII:9); он был смертельно ранен на некоей
возвышенности Гур (LXX: Gai, Vulg. : Gaver; Евсев. : Ghr, Иероним: Ger,
Onomast. 356) близ Ивлеама, города в Манассиином колене (Нав XVII:11;
Суд I:27) и умер в Мегиддо, погребен же по-царски в Иерусалиме (2 Пар
XXII:9). Иезавель, узнавши о судьбе своих сына и внука и не видя
спасения от меча Ииуя, решается, по крайней мере, умереть с
достоинством: она совершает обычную у женщин Востока косметику, желая
подействовать своей царской осанкой на Ииуя, затем она резко обличает
Ииуя за убийство законного государя, называет дело Ииуя настоящим
именем, а его самого - Замврием, напоминая неудачу и гибель последнего
(3 Цар XVI:9). После этого она была позорно умерщвлена, и теперь сам
свящ. писатель свидетельствует (ст. 26-27), что гибелью Иорама выполнено
предсказание пророка Илии (3 Цар XVI:19; ср. блаж. Феодорит, вопр. 31).