|
|
IV Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Глава
16
1 В семнадцатый год Факея, сына Ремалиина, воцарился Ахаз, сын Иоафама,
царя Иудейского.
2 Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в
Иерусалиме, и не делал угодного в очах Господа Бога своего, как Давид,
отец его,
3 но ходил путем царей Израильских, и даже сына своего провел чрез
огонь, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов
Израилевых,
4 и совершал жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким
тенистым деревом.
5 Тогда пошел Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь
Израильский, против Иерусалима, чтобы завоевать его, и держали Ахаза в
осаде, но одолеть не могли.
6 В то время Рецин, царь Сирийский, возвратил Сирии Елаф и изгнал Иудеев
из Елафа; и Идумеяне вступили в Елаф, и живут там до сего дня.
7 И послал Ахаз послов к Феглаффелласару, царю Ассирийскому, сказать:
раб твой и сын твой я; приди и защити меня от руки царя Сирийского и от
руки царя Израильского, восставших на меня.
8 И взял Ахаз серебро и золото, какое нашлось в доме Господнем и в
сокровищницах дома царского, и послал царю Ассирийскому в дар.
9 И послушал его царь Ассирийский; и пошел царь Ассирийский в Дамаск, и
взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил.
10 И пошел царь Ахаз навстречу Феглаффелласару, царю Ассирийскому, в
Дамаск, и увидел жертвенник, который в Дамаске, и послал царь Ахаз к
Урии священнику изображение жертвенника и чертеж всего устройства его.
11 И построил священник Урия жертвенник по образцу, который прислал царь
Ахаз из Дамаска; и сделал так священник Урия до прибытия царя Ахаза из
Дамаска.
12 И пришел царь из Дамаска, и увидел царь жертвенник, и подошел царь к
жертвеннику, и принес на нем жертву;
13 и сожег всесожжение свое и хлебное приношение, и совершил возлияние
свое, и окропил кровью мирной жертвы свой жертвенник.
14 А медный жертвенник, который пред лицем Господним, он передвинул от
лицевой стороны храма, с места между жертвенником новым и домом
Господним, и поставил его сбоку сего жертвенника на север.
15 И дал приказание царь Ахаз священнику Урии, сказав: на большом
жертвеннике сожигай утреннее всесожжение и вечернее хлебное приношение,
и всесожжение от царя и хлебное приношение от него, и всесожжение от
всех людей земли и хлебное приношение от них, и возлияние от них, и
всякою кровью всесожжений и всякою кровью жертв окропляй его, а
жертвенник медный останется до моего усмотрения.
16 И сделал священник Урия все так, как приказал царь Ахаз.
17 И обломал царь Ахаз ободки у подстав, и снял с них умывальницы, и
море снял с медных волов, которые были под ним, и поставил его на
каменный пол.
18 И отменил крытый субботний ход, который построили при храме, и
внешний царский вход к дому Господню, ради царя Ассирийского.
19 Прочее об Ахазе, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских.
20 И почил Ахаз с отцами своими, и погребен с отцами своими в городе
Давидовом. И воцарился Езекия, сын его, вместо него.
Царствование Ахаза, 12-го царя иудейского (ср. 2 Пар XXVIII) 1-4. Общий
(языческий) характер царствования Ахаза. 5-9. Нашествие царей сирийского
и израильского на Иудею и данничество Ахаза царю ассирийскому. 10-14.
Новый жертвенник в Иерусалимском храме, устроенный Ахазом по образцу
Дамасского. 15-18. Другие введенные Ахазом изменения в Иерусалимском
храме и культе в угоду царю ассирийскому. 19-20. Смерть Ахаза и
воцарение Езекии.
1-4. Xронологическая дата возраста Ахаза: 20 лет при воцарении и 16 лет
царствования, след., смерть в возрасте 36 лет (2 ст. ), представляет то
затруднение, что сын Ахаза Езекия вступил на царство 25 лет от роду
(XVIII:2), след. родился у Ахаза, когда ему было 10-11 лет. Эту
несообразность можно устранить, приняв чтение некоторых греческих
кодексов, а также сирского и арабского переводов, по которым Ахаз начал
царствавать 25-ти (а не 20) лет. Подражание Ахаза царям израильским (ст.
3) или Иеровоаму, сыну Наватову царю израильскому (греч. кодд. у
Гильмеса XI: 44, 52, 55, 56, 74, 92, 106, 119, 120, 121, 134, 144, 158,
236, 242, 243, 244, 245, 246; ср. слав, перев. ), состояло не во
введении в Иудее культа тельцов, о чем ничего неизвестно и что
представляется совершенно невероятным ввиду враждебных отношений того
времени (XV:37 и д. ) между двумя еврейскими, а в одинаковом с теми
царями нарушении основного теократического закона безусловной верности
Иегове и в увлечении, подобно, напр., царям династии Ахава (3 Цар
XVI:32; 4 Цар III:2; X:26), чистым язычеством, как культом Ваала (2 Пар
XXVIII:2), и Молоха (ст. 3, 2 Пар XXVIII:3). Xотя о последнем прямо не
упоминает данное место 4 Цар, но параллельное место (2 Пар XXVIII:3)
определенно говорит о сожжении Ахазом сына своего, конечно, в честь
Молоха (сн. 4 Цар XXIII:10; Лев XVIII:21; Иер XXXII:35 и др. Ср. И. Флав.
Древн. IX, 12, 1), а не о простом очищении огнем (ср. Чис XXXI:33), -
обычае весьма, правда распространенном в древности в Передней Азии,
Индии, Африке и Америке, а также у греков (блаж. Феодорит, вопр. 47), и
в России, напр., в ночь на Ивана Купалу: видеть здесь этот символический
акт или просто суеверный обычай (как делают блаж. Феодорит, Гроций,
Спенсер, проф. Гуляев и др. ) не позволяют общий смысл места
(характеристика нечестия Ахаза) и упомянутые библейские параллели (см.
Толков. Библию, т. I, с. 207-209; сн. М. Пальмова, Идолопоклонство у
древних евреев, с. 257 и д. ). Свойственный семитам обычай приносить
человеческие жертвы богам, особенно детей, в наиболее критические
моменты (ср. 4 Цар III:27), мог и у евреев особенно поддерживаться под
влиянием тяжких обстоятельств времени, когда обычные средства служения и
благоугождения Богу казались недостаточными для умилостивления Бога (Мих
VI:7).
5-9. Начавшиеся еще при Иоафаме враждебные отношения царей: сирийского
Рецина (LXX: 'Raasswn, слав. : Раассон, что ближе, чем еврейская форма,
к чтению в надписях: Разунну) израильского Факея к Иудее (XV:37),
теперь, при Ахазе, выразились походом союзников против Иудеи и осадой
Иерусалима (ст. 5, 2 Пар XXVIII:5 сл. Ис VII:1 и д. ), с целью завоевать
Иудею, низвергнуть царствующий род Давидов и сделать царем иудейским
какого-то сына Taввилова (Иc VII:6) - может быть, одного из сирийских
военачальников. О завоеваниях и опустошениях союзников в пределах
Иудейского царства, о переходе Ахаза иудейского в вассальную зависимость
от ассирийского царя Тиглат-Пилезера [Многие ученые считают
Феглафелласара (4 Цар XV:29) за одно лицо с Фулом (там же, см. 19). См.,
напр. проф. И. С. Якимова, Опыты соглашения библейских свидетельств с
показаниями памятников клинообразного письма (Xрист. Чтен. 1884, т. II,
с. 21 и дал; проф. А. П. Лопухина, Библейская история, т. II. Спб. 1890,
с. 548. ] и об опустошениях, сделанных последним в пределах Израильского
и Сирийского царств, см. замечание к XV:29. (В Ассирийских надписях Ахаз
встречается под именем lahuhazi). Здесь в ст. 6 упоминается о потере для
Иудеи, вследствие сиро-израильской войны, Идумеи, занятой и укрепленной
за собой иудеями при Амассии и Озии (XIV:7, 22). Иудеей был потерян,
отнятый Рецином сирийским, важный и единственный торговый порт Елаф (ср.
3 Цар IX:26; 4 Цар XIV:22). Изгнав отсюда иудеев, Рецин предоставил Елаф
исконным его обладателям - идумеянам (в принятом еврейском тексте ст. 6
стоит собственно: арамеянам, евр. еромим, но в кодексах: 1, 4, 89, 112,
128, 149, 150, 160, 174, 176, 182, 187, 195, 206, 210, 224, 225, 227,
253, 297, 319, 335, 337, 342, 356, 366, 403, 423, 428, 431, 434, 451,
459, 471, 475, 477, 490, 505, 514, 526, 531, 540, 543, 559, 562, 587,
590, 596, 598, 601, 606, 612, 614, 616, 636, 648 у Кенник. : адомим -
идумеи - так и вообще в Heri данного стиха (LXX: 'Idoumaioi, Vulg. :
Idumaei ["По нынешнему еврейскому тексту, - говорит профессор М. Гуляев,
- следовало бы перевести арамяне, как и переводят некоторые новейшие; но
еще мазореты заметили, что вместо ??? нужно читать: ???; то переводят
идумеяне, наконец, самый состав слов показывает, что здесь разумеются не
арамяне, название которых по-еврейски во множественном числе пишется ???
(с. 341). ]: идумеяне, воспользовавшись затруднениями Иудеи, старались
всячески вредить иудеям (2 Пар XX:17), вероятно, в союзе с сирийцами;
одновременно с тем и филистимляне, покоренные Озией (2 Пар XXVI:6),
возвратили себе свободу и производили набеги на иудейские города (2 Пар
XXVIII:18). По Иосифу Флавию (Древн. IX, 12, 1), сирийский царь,
"истребив еврейские гарнизоны в пограничных (на пути от Елафа) крепостях
и в окрестных областях и захватав огромную добычу, вернулся затем с
своим войском в Дамаск". С тем вместе должна была прекратиться осада
Иерусалима, и открывалась возможность для Ахаза послать посольство за
помощью к ассирийскому царю (ст. 7-8). К этому моменту относится
известное пророчество пророка Исаии о рождении Еммануила от Девы (Ис
VII:14): против всех опасностей со стороны как внешних, так и внутренних
врагов пророк указывал Ахазу на небесную помощь и чудесную защиту дому
Давидову (Ис VII:4, 10-16), за обращение же к помощи царя ассирийского
угрожал Ахазу тяжкими бедствиями (Ис VII:17-25). Однако нечестивый и
малодушный Ахаз пренебрег пророческими увещаниями и послал к
ассирийскому царю Феглафелласару (Тиглат-Пилезеру III) посольство с
унизительным заявлением вассальной покорности ("раб твой и сын твой я",
ст. 7) с богатой контрибуцией ("дар", евр. шохад, собств. : подкуп), для
составления которой ему пришлось захватить сокровища храма и
собственного дворца (ст. 8). "И пришел к нему Феглаффелласар, царь
ассирийский, но был в тягость ему, вместо того, чтобы помочь ему" (2 Пар
XXVIII:20), и тем не менее вассальная зависимость Иудейского царства от
Ассирии теперь стала фактом. О завоеваниях ассирийского царя в пределах
Израильского царства текст библейский данной главы не повторяет
сказанного в предыдущей (XV:29) и говорит лишь о расправе ассирийского
царя с союзником царя израильского - Рецином сирийским: последний был
умерщвлен, а население Дамаска, по обычной Ассирийской политике в
отношении покоренных областей и народов (ср. XV:29), переселил в место
первобытного обитания сирийцев (Ам IX:7), область Кир. Положение этой
страны, встречающейся в Библии почти только в связи с упоминаниями о
сирийцах, (4 Цар XVI:9; Ам I:5; IX:7; ср. Ис XXII:6), не вполне ясно.
LXX и слав, совсем опускают это название; Vulg: Cirene, Евсевий: Kurinh,
блаж. Иероним: Cirene (Onomast. 623): во всех трех случаях Кир
совершенно ошибочно отождествляется с Киренаикой, городом в Северной
Ливии, в Африке, очень известным в послепленном истории иудеев (1 Мак
XV:23; Мф XXVII:32; Деян II:11). И. Флавий (Древн. IX, 12, 3), полагает
Кир в верхней Мидии, в пользу чего может говорить сближение у пророка
Исаии (XXII:6) Кира с Еламом (греч. Сузиана). Теперь отожествляют Кир с
Гюлистаном или вообще местностью по течению реки Кура (KuriV, KurroV).
Проф. Гуляев говорит: "на картах древнего востока указываются две реки с
именем Кира. Одна - нынешняя Кура, вытекающая из гор кавказских и
впадающая в Каспийское море на юге русских закавказских владений, в
области Ширван; другая - небольшая пустынная речка на юге от Тегерана,
ныне означаемая на картах под именем Канж. Конечно, здесь разумеется
последняя, так как, с одной стороны, нет основания предполагать слишком
далекого распространения владычества ашшурян, к северу от средоточного
пункта, на котором совершались библейские все события; с другой стороны,
вблизи этой местности находятся и другие места, упоминаемые в этой
истории. Эта река находится, по приблизительному расчету, в 1500 верстах
к северо-востоку от Дамаска" (с. 341). В этом переселении жителей
Дамаска в Кир буквально исполнилось грозное пророчество Амоса (I:5) на
Дамаск и народ арамейский. Как падение Дамаска, так и факт подчинения и
контрибуции Ахаза Тиглат-Пилезеру подтверждаются клинообразными
надписями: по ним взятие Дамаска последовало после долгой осады, в 732
(до Р. X. ) году (Keilinschriftt. Bibl. II, 32 ft. ); о походе же
ассирийского царя там говорится, что он простерся до земли Филистимской,
что может бросать свет на выше приведенное место 2 Пар XXVIII:20 и д.,
по которому поход царя ассирийского и царству Иудейскому, несмотря на
заплаченную Ахазом контрибуцию, принес много бедствий вместо искомой
Ахазом защиты.
10-18. И все же малодушный Ахаз, со своим неверием в силу Иеговы и со
своей преданностью идолослужению, счел своим долгом идти к ассирийскому
царю лично благодарить его за помощь, засвидетельствовать ему свое
верноподданство и заручиться его благорасположением (конечно, с
принесением новых богатых подарков на будущее время). Это путешествие
Ахаза в Дамаск, где имел временное пребывание царь ассирийский,
независимо от крайней унизительности для самостоятельного дотоле
Иудейского царства, имело последствием не только просто культурные
позаимствования у иноземцев - вроде, напр. солнечных часов или "степеней
Ахазовых" (4 Цар XX:9-11; Ис XXXVIII:8) - механизма, основанного во
всяком случае на астрономических вычислениях Ассиро-Вавилонии и
перенесенного Ахазом, может быть, из Дамаска в свой Иерусалимский
дворец, - Ахаз с особенным пристрастием занялся заимствованиями
элементов религиозного культа победоносных язычников - сирийцев и
ассириян. Прежде всего, в самом Дамаске "приносил он жертвы богам
Дамасским, (думая, что) они поражали его, и говорил: боги царей
сирийских помогают им; принесу я жертву им, и они помогут мне. Но они
были на падение ему и всему Израилю" (2 Пар XXVIII:23). Не довольствуясь
этим личным вероотступничеством (напоминающим поступок Амасии, 2 Пар
XXV:14), Ахаз решил в самое общественное богослужение Иерусалимского
храма перенести элементы сирийского, точнее ассирийского языческого
культа. Пленившись устройством увиденного им в Дамаске языческого
жертвенника (был ли это походный подвижной жертвенник Тиглат-Пилезера,
как думает историк Duncker. Geschichte des Alterthums. II, 2 s 318, ср.
Kittel, Die Bucher der Konige, s. 270, или же главный жертвенник Дамаска
и умерщвленного только что царя его Рецина, как полагает Stade,
Geschichte des Volkes Israel, 1, s. 598, в тексте библейском не сказано;
в пользу предположения Штаде говорит приведенное место 2 Пар XXVIII:23),
и найдя его лучшим жертвенника всесожжений в Иерусалимском храме, Ахаз
посылает в Иерусалим, первосвященнику Урии (вероятно, тождественному с
упомянутым у пророка Исаии VIII:2) чертеж и модель Дамасского
жертвенника с приказанием построить точно по данному масштабу новый
жертвенник. Xотя жертвенник Соломонова храма ("медный жертвенник", ст.
14. сн. 2 Пар IV:1) был построен по образцу древнего жертвенника скинии,
созданного по непосредственному повелению Божию (Исх XXVII:1 и след. ),
и следовательно не подлежал произвольной замене новым, притом языческим
типом жертвенника, однако первосвященник Урия, выступающий у пророка
Исаии в качестве "свидетеля верного" (Ис VIII:2), в данном случае оказал
непростительную угодливость и уступчивость царскому произволу: быть
может, для отвращения больших ужасов царского террора и худших еще
языческих нововведений со стороны Ахаза. Урия поспешно, до возвращения
Ахаза из Дамаска, построил новый, "большой" (ст. 15) жертвенник, на
котором Ахаз, по прибытии, собственноручно (подобно Иеровоаму I
израильскому, 3 Цар XII:32-33) принес жертвы: "приблизился к жертвеннику
и взошел на него" (ст. 12): "одно это выражение указывает на особую
форму жертвенника, по которой для принесения жертв нужно было всходить
на него. Притом немного далее он прямо называется большим, в сравнении с
прежним, который имел в длину и ширину 20 локтей (около 15 арш. ) и 10
локтей (около 7 1/2 арш. ) в вышину (проф. Гуляев, с. 342). "Кому
жертвенник повелел поставить Ахаз в Божием храме?", - спрашивает блаж.
Феодорит (вопр. 48) и отвечает: "думаю, что жертвенник устроен был не
Богу Всяческих, но лжеименному богу. Догадываться о сем дает повод книга
Паралипоменон... (2 Пар XXVIII:22-24)... Он вынес из храма и алтарь
медяный, устроенный Соломоном, а на место его поставил желанный вновь".
По-видимому, однако, Ахаз на этот раз не имел в виду и не решался прямо
удалять богослужение истинному Богу из храма Соломонова: он оставляет
это богослужение в силе и в согласии с законом Моисеевым (ст. 15), но
только во имя своего каприза повелевает переставить жертвенник
("медный"), сделанный при Соломоне (2 Пар IV:1), на боковую северную
строну (ст. 14), на центральное же место священнического двора храма, им
доселе занятое, поставить новый, устроенный по ассирийской модели, и на
нем именно совершать все отправления жертвенного культа. Ахаз,
по-видимому, не хотел всецело и навсегда присваивать себе священнические
функции: может быть, из боязни кары, постигшей Озию за подобное
святотатство, самолично совершив однажды жертвы на вновь построенном
жертвеннике (ст. 13), он затем дает повеление Урии (а в лице его
священству вообще) совершать на этом жертвеннике всякие жертвоприношения
- жертвы постоянные или повседневные, утренние и вечерние (ст. 15, ср.
Исх XXIX:38-42; Чис XXVIII:3-8), и жертвы частные особенные, как от
народа и отдельных членов его, так и от царя (ср. Лев IV:22 след. Иез
XLVI:17 сл. ). Место это (ст. 15, ср. 13) важно для характеристики
жертвенной практики данного времени (VIII века до Р. X. ) и, в
частности, может приведено в качестве одного из исторических
доказательств против предполагаемого многой западной библейской критикой
происхождения сложного жертвенного ритуала лишь после плена, как и части
Пятикнижия (в средних книгах его, так называемый "священнический
кодекс"), содержащие законоположение об этом ритуале, предполагаются
происшедшими равным образом не ранее плена Вавилонского. Вопреки этому,
ст. 13 и 15, бесспорно доказывают, что 1) даже при нечестивом Ахазе в
храме Иерусалимском регулярно приносились утренние и вечерние жертвы в
точном согласии с законом (Исх XXIX, Чис XXVIII) и 2) что различались
определенными терминами жертвы: кровавая (евр. ола , всесожжение;
шламим, мирная жертва) и бескровная (евр. минха , дар - хлебное
приношение, несех, возлияние) - также в соответствии с законом Моисея
(Чис XV:2-12), и в целом весь жертвенный обряд представляется здесь
делом давней исторической, богослужебной традиции (ср. Stade, Gesch. d.
Volk, Jsr. I, s. 598: Kittel, Bucher d. Konige, s. 270-271).
Нерешительность свою во введении языческого элемента в богослужебный
строй Иудейства Ахаз выказал и распоряжением, чтобы (cт. 15) "медный
(Соломонов) жертвенник оставался до его усмотрения" (евр. лебаккер,
Vulg. ad. volimtatem meam (erit paratum). LXX смешали евр. глагол бакар
с именем сущ. бокер, "утро": 'estai moi eiV то prwi, слав. : да будет
мне на утро, что не имеет смысла в данном контексте [Проф. Гуляев (с.
342-343) говорит: "70 читают: пусть останется мне на утро Некоторые из
новейших, обращая на первое значение (гл. бакир) открывать, переводят:
пусть будет мне для вопрошения Иеговы (т е. для получения от Него
откровения). Но первый перевод не может быть принят, после того, как
выше сказано, что Ахаз приказал приносить все и утренние и вечерние
жертвы на своем большом жертвеннике; второй невозможен и по своей
натянутости, и потому, что Ахаз, упорный язычник, не только сам не
изъявлял желания просить в нужных случаях откровения Иеговы, но даже и в
то время, когда ему предлагали это, он отказывался Ис VII:11-12. Между
тем это же слово употребляется и в значении внимательно смотреть,
размышлять". ]: по-видимому, Ахаз не решался сразу и вовсе удалить из
храма древний и, конечно, чтимый народом жертвенник, а хотел выждать,
какое впечатление на народ произведет допущенное им в храме новшество, и
уже затем производить дальнейшие отступлений от чистоты ветхозаветного
культа.
Но путь религиозного синкретизма, смешения богооткровенной религии с
язычеством, на который вступил - первым из царей иудейских - Ахаз,
оказался очень соблазнительным: Ахаз более и более привносил в
богопочитание элементы разных языческих культов: эмблемы, идолы,
жертвенники и высоты для служения разным языческим богам Ахаз во
множестве распространил по всему Иерусалиму и по другим городам
иудейским (2 Пар XXVIII:24-25). Кроме туземных, хананейских культов,
напр., Молоха (ст. 3 рассматриваемой главы) Ваала (2 Пар XXVIII:3), а
также хананейского же суеверия - вопрошания мертвых (Ис VIII:19 -
запрещено в законе, Лев XIX:31; Втор XVIII:15), Ахаз с особенной
ревностью совершал ассиро-вавилонский культ "всего воинства небесного" и
"созвездий" (знаков Зодиака) с посвящением этим светилам жертвенников на
кровлях дворцов, солнцу же были посвящены особые кони, поставленные
Ахазом во внешнем дворе храма (см. 4 Цар XXIII:5, 12; Иер XIX:13;
XXXII:29; Соф I:5). Таким образом, царствование Ахаза как в гражданской,
политической жизни иудейского царства отмечает начало вассальной
зависимости этого царства от Ассирии, так и в религиозной области
представляет новую степень падения истинной религии в Иудейском царстве,
именно вторжение сюда ассиро-вавилонского сабеизма (Ср. у М. Пальмова,
Идолопоклонство у древних евреев, с. 513-517). И та и другая зависимость
от Ассирии продолжалась до смерти Ахаза. Но если в гражданской области
верность Ахаза принятым на себя (ст. 7) обязанностям вассала
ассирийского царя могла быть необходима и полезна для слабого Иудейского
царства, то увлечение Ахаза языческим культом своих победителей могло
лишь вести к гибели его царство. Может быть, по подражанию устройству
ассирийских капищ, а также и для извлечения новых ценностей из храма
Соломонова на уплату новой контрибуции царю ассирийскому, Ахаз обломал
(ст. 17) украшения и другие принадлежности устроенных Соломоном во
внутреннем дворе умывальниц - и медного моря (ср. 3 Цар VII:23-28), а
также отменил "крытый ход (евр. мисах, в keri мусах) субботний" и
"внешний ход царский к дому Господню" (ст. 18). Оба последние сооружения
воздвигнуты были, вероятно, уже после Соломона: характер и назначение
этих построек трудно установить с точностью ввиду значительной темноты
и, может быть, поврежденности текста ст. 18. Под крытым входом (евр.
мусах, Vulg. musach) обыкновенно разумели, вслед за раввинами, особое
царское место в переднем дворе, в котором (месте) стоял царь в субботу
(LXX, видимо, читали не мусах, а мусад, "основание", когда передали:
qemelion thV kaqedraV (twn sabbatwn), слав. : основание седалища). Под
"внешним ходом царским" с большим основанием в библейском тексте (3 Цар
XIV:27 сл. ; 4 Цар XI:4; Иез XLVI:1-2) понимают особый крытый ход,
галерею с колоннадой, от царского дворца на Сионе до храма на Мориа (ср.
проф. Гуляева, с. 343-344). Все это сломал Ахаз как по небрежению о
благолепии храма, так и из желания принести дары ассирийскому царю
(может быть, уничтоженные приспособления могли, по опасению Ахаза,
почему-либо возбудить гнев ассирийского царя). Нечестие Ахаза
завершилось, наконец, закрытием дверей храма Иеговы (2 Пар XXVIII:24).
По И. Флавию (IX, 12, 3), Ахаз "дошел даже до такого пренебрежительного
и наглого отношения (к Господу Богу), что распорядился наконец
совершенно запереть храм, запретил приносить Предвечному установленные
жертвы и присвоил себе все жертвенные приношения".
19-20. За нечестие свое Ахаз, подобно Иораму (2 Пар XXI:19-20) и Иоаcу
(2 Пар XXIV:25), лишен был чести погребения в царском некрополе (2 Пар
XXVIII:27).