|
|
Книга притчей
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Глава
31
1 Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его:
2 что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих?
3 Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей.
4 Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям - сикеру,
5 чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех
угнетаемых.
6 Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею;
7 пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем
страдании.
8 Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот.
9 Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.
10 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов;
11 уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка;
12 она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.
13 Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.
14 Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.
15 Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам
своим.
16 Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает
виноградник.
17 Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.
18 Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и
ночью.
19 Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.
20 Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.
21 Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в
двойные одежды.
22 Она делает себе ковры; виссон и пурпур - одежда ее.
23 Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.
24 Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам
Финикийским.
25 Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее.
26 Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.
27 Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.
28 Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее:
29 `много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их'.
30 Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа,
достойна хвалы.
31 Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!
1-9.
Наставления царям царя Лемуила, преподанные ему его матерью. 10-31.
Похвала добродетельной жене.
1. Имя Лемуила евр. Лемуил (ст. 1) или Лемоил (ст. 4), подобно имени
Агура (XXX), традиция понимала тоже в смысле нарицательного ("Deo
deditus") и считала его символическим именем Соломона. Но в новое время
обычно видят в нем собственное имя царя области Масса в Идумее (Быт
XXV:14).
2-9. Наставления матери царя (очевидно нежно им любимой и также его
любившей, (ст. 2) заключают в себе, так сказать, наказ царского служения
в самой сжатой форме. Подобно Моисееву закону о царе (Втор XVII:14 сл.
), наказ этот заповедует царю осмотрительность и воздержание от двух
источников духовно-телесного расслабления: пристрастия к женщинам (ст.
3) и к вину (ст. 4-5); взамен чего заповедуется выше всего иметь
попечение о правосудии царском вообще и о правосудии и милосердии
особенно при разбирательстве дел бедных (гл. 8-9), 6-7. Если вино царям
и правителям способно приносить лишь вред, помрачая их сознание и лишая
их возможности правильного употребления и отправления важнейших сторон
своего звания, напр., судейской (ст. 5), то вино - в силу присущей ему
веселящей сердце человека силы (Пс III:15) - имеет благодетельное
влияние для всякого рода огорченных душой, поскольку, между прочим, дает
скорбящему временно забыть удручающую его печаль. Это изречение ст. 6-7
позднейшее иудейство применило к казнимым, которым во время страданий
давали пить вино - для утоления несносной жажды и для притупления
сознания; это дело сострадания было применено и к страждущему на кресте
Спасителю (Мф XXVII:34). В ст. 8-9 царю не только заповедуется строго
держаться правосудия, особенно в отношении к бедным, по смыслу закона
Моисеева (сн. Втор I:17; XXVII:19), но советуется и большее: быть для
беспомощного бедняка на суде не только правдивым судьей, но вместе и
защитником, адвокатом, - развивать на суде не одну формальную правду, но
и высшую милость, как подобное о себе свидетельствовал Иов (Иов
XXIX:15-16).
10-31. Алфавитная речь этих 22 стихов, содержащая похвалу добродетельной
жене, матери семейства и хозяйке дома, составляет, по удачному выражению
одного исследователя (Дедерлейна) "золотую грамоту женщин". И,
действительно, здесь полнее всего и типичнее выразился возвышенный
взгляд библейских евреев на достоинство и положение женщины в семье, на
отношение ее к мужу, детям и домочадцам. Параллельной или подобной этой
похвале мы не найдем во всей всемирной литературе древности, образ
"добродетельной жены" Притчей превзойден лишь в Новом Завете образом
жены христианки. Как и в других алфавитных библейских произведениях (Пс
XXXIII, CXVIII и др. Плач. гл. I-IV), в рассматриваемом отделе отдельные
стихи не тесно примыкают друг к другу, однако все объединены общею
темой: совершенства жены добродетельной здесь раскрываются с
определенных сторон - неутомимой деятельности, всеобъемлющей
заботливости, милосердия, разумности.
10-22. Добродетельная жена (ср. XV:4) изображается сначала со стороны
домашней ее деятельности (ст. 11-22), а затем со стороны содействия и
помощи ее мужу в общественной деятельности его (ст. 23 и дал. ). Первое
достоинство добродетельной жены - полное доверие ей ее мужа (ст. 11);
при этом здесь, как и в последующей речи, на первом плане стоит
хозяйственная деятельность жены. По любви к мужу (ст. 12), жена-хозяйка
дома берет на себя все разнообразные хозяйственные обязанности и
исполняет их совершеннейшим образом. Прежде всего, по обычаю древности,
собственноручно приготовляет материалы - шерсть и лен - для одежды
членам семьи (ст. 13), как затем - изготовляет ткани и для продажи за
границу (ст. 24). Равным образом, предметом особой заботливости жены
является добывание и раздача членам семьи пищи, пищу служанкам
заботливая хозяйка раздает еще в глубокое утро (ст. 14-15), давая им
собственный пример деятельности и трудолюбия. Xoзяйственнaя дeяteльнocть
доблестнoй жeны, не ограничиваясь пределами дома, простирается и далее -
на приобретение новых участков земли для насаждения хлеба и виноградника
(ст. 16). В своем труде она чувствует себя крепкой, и имеет во всем
успех (ст. 17-18). Работа, напр., прядение, у жены-хозяйки нередко идет
и ночью (ст. 19). Всем своим достатком доблестная жена удовлетворяет не
только домашних, но делится и с бедными, протягивая руку помощи всякому
нуждающемуся в ней; так что и в отношении благотворительности, как и в
других отношениях жена добродетельная является образцовой. Домашним
такой хозяйки не страшна зима и стужа, так как все члены семьи у нее
одеты не только достаточно тепло, но и красиво (ст. 21-22).
23-27. Муж доблестной жены, не отвлекаемый заботами о домашних и
хозяйственных делах, особенно же благодаря создаваемой трудом жены
доброй славе всего дома, приобретает почетную известность в народе,
всецело посвящает себя общественной деятельности - на востоке
сосредоточенной у городских ворот - и занимает место в ряду старейшин
(ст. 23). Жена-хозяйка производит своими руками столь много изделий
прядильного и ткаческого мастерства, что их остается ей на продажу
финикиянам (ст. 24). Имея успех в прошлом и настоящем (ст. 18а),
даровитая и трудолюбивая женщина бодро смотрит и в будущее (ст. 25). Не
только каждое дело, но и всякое слово свое жена обдумывает, и говорит
лишь полезное и назидательное (ст. 26). В доме своем она поддерживает
строгий порядок, чтобы все члены семьи, по примеру ее, трудились и
трудом приобретали пищу (ст. 27).
28-31. Плодом и наградой великих достоинств добродетельной жены является
глубокая признательность ей мужа и детей восторженно прославляющих ее
разнообразные совершенства. В ряду последних особенно оттеняется страх
Божий, отличающий добродетельную жену и составляющий ее истинную
ценность. Славу своей достойной супруги и матери они выносят к сведению
всего общества (ст. 31).
Профессор Киевской Духовной Академии, магистр богословия, священник А.
А. Глаголев.