|
|
Книга притчей
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Глава
17
1 Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого
скота, с раздором.
2 Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями
разделит наследство.
3 Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает
Господь.
4 Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.
5 Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью,
тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].
6 Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их. [У
верного целый мир богатства, а у неверного - ни обола.]
7 Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному - уста лживые.
8 Подарок - драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится
он, успеет.
9 Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот
удаляет друга.
10 На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.
11 Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан
против него.
12 Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с
его глупостью.
13 Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.
14 Начало ссоры - как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели
разгорелась она.
15 Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред
Господом.
16 К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет
разума. [Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся
от учения впадет в беды.]
17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.
18 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.
19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот
ищет падения.
20 Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.
21 Родил кто глупого, - себе на горе, и отец глупого не порадуется.
22 Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.
23 Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.
24 Мудрость - пред лицем у разумного, а глаза глупца - на конце земли.
25 Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей.
26 Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.
27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.
28 И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста
свои - благоразумным.
1-19.
Увещание к умеренности в пользовании благами жизни и к благоразумному
пользованию даром слова. 10-20. Увещание к миролюбию предостережение от
высокомерия и склонности к спорам. 21-28. Притчи разного содержания,
предостережение против болтливости.
1-9. Благо мира несравнимо ни с какими материальными благами: при мире в
доме кусок сухого хлеба без вина и мяса, даже без уксуса (Руфь II:14) и
воды (1 Цар XXV:11) приятнее обильных роскошных яств в домах полных
несогласий и раздора (ст. 1). И благо мудрости, теоретической и
практической, не привязано к внешнему положению человека, даже раб - при
всем приниженном своем положении его и в древнееврейской семье - своею
рассудительностью мог достигнуть исключительно высокого положения - даже
преобладания, с ведома отца семьи, над родными его детьми (ст. 2).
Подобно тому, как достоинство драгоценных металлов открывается в огне,
так и избранные души ввергаются Господом в огонь испытаний, дающих им
возможность очиститься от грехов и проявить бескорыстие и любовь свою к
Богу (ст. 3). Напротив, человеку с нравственно испорченным сердцем
свойственно лишь внимать всякой клевете и лжи, пагубной для ближнего,
тогда как нравственно безупречный человек отвращается от всего подобного
(ст. 4). В первой половине ст. 5 повторяется мысль XIV:31, во второй -
мысль XI:21 и XVI:5. В ст. 6 выражена, присущая ветхозаветным библейским
евреям высокая оценка значения семьи, потомства ветвистого родословного
дерева (ср. Пс CXXVIII). В ст. 7-8 противоположение ничтожества глупости
- нечестия и высокой ценности мудрости - благочестия: последняя здесь
представляется в виде высокой награды или бесценного дара, подаваемого
человеку. По ст. 9, признаком истинной мудрости и любви служит желание
сокрыть узнанный грех ближнего (сн. Притч X:12), тогда как
противоположный образ действий еще более расстраивает взаимные отношения
людей (сн. XVI:28-29).
10-20. Отмечается присутствие высокого чувства собственного достоинства
в разумном, и отсутствие этого чувства у глупого, чувствительность его
лишь к физическому воздействию (ст. 10).
Указывается, что всякое возмущение против законно действующей силы
вызывает возмездие Божие возмутителю, напр., в виде посольства карающих
нечестивого ангелов (ст. 11, сн. Пс XXXIV:5-6; LXXVII:49). Образ ст. 12
для глупого, нечестивого и злого человека - медведица, потерявшая детей,
след., отчаянно разъяренная, напоминает обратное изображение злой жены в
книге Сираха (Сир XXV:16-22). В ст. 13 воспрещается воздавать злом за
добро под угрозой проклятия на дом виновного в том (ср. III:33). Ст. 14
представляет развитие ссоры подобным прорыву плотины водой. В ст. 15 -
по поводу всегда возможных злоупотреблений на суде высказывается
категорическое осуждение оправдания виновного и осуждения правого (ср.
Притч XXIV:24; Ис V:23). Ст. 16 утверждает бесполезность богатства в
руках человека, лишенного разума. В ст. 17 высказывается добытая опытом
жизни всего человечества истина, у классиков выраженная в изречении:
amicus certus in re incerta cernitor; то же гласит и соответствующая
арабская поговорка. Ст. 18 повторяет отрицательное суждение Премудрого о
поручительстве, ср. VI:1-5; XI:15. В ст. 19 сварливость и высокомерие
представляются источником греха и осуждения (ср. Сир XXVIII:9). Для ст.
20 ср. Притч VI:14.
21-26. Группа притчей разнообразного содержания начинается часто
повторяемой у Премудрого мыслью о том, что дети - или источник радости
или причина великих огорчений для родителей (ст. 21, сн. X:1; XV:26;
XXIII:24). Ст. 22 говорит о несомненном влиянии веселого или
подавленного настроения духа человека на его тело (ср. XV:13). Ст. 23 -
о подкупе в суде (ср. XXI:14). В ст. 24 противополагаются друг другу
сосредоточенное изучение предмета разумным (ср. IV:25) и рассеянное
блуждание глупца по разнообразным отдаленным предметам. Ст. 25 сн. ст.
21 и X:1. Ст. 26 осуждает противодействие злых людей праведным и
вельможам или властям, как представителям законности.
27-28. Похвала умеренному употреблению дара слова. Ст. 27 напоминает
X:19 (сн. Иак I:19). Мысль ст. 27 о том, что молчание - верное средство
прослыть мудрым, даже и для глупца, - встречается напр., в Иов XIII:5.