|
|
Книга притчей
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Глава
12
1 Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение,
тот невежда.
2 Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он
осудит.
3 Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников
неподвижен.
4 Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в
костях его.
5 Промышления праведных - правда, а замыслы нечестивых - коварство.
6 Речи нечестивых - засада для пролития крови, уста же праведных спасают
их.
7 Коснись нечестивых несчастие - и нет их, а дом праведных стоит.
8 Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в
презрении.
9 Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за
знатного, но нуждающийся в хлебе.
10 Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых
жестоко.
11 Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет
по следам празднолюбцев, тот скудоумен. [Кто находит удовольствие в
трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.]
12 Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.
13 Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды.
[Смотрящий кротко помилован будет, а встречающийся в воротах стеснит
других.]
14 От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку -
по делам рук его.
15 Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.
16 У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает
оскорбление.
17 Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного
- обман.
18 Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых - врачует.
19 Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык - только на мгновение.
20 Коварство - в сердце злоумышленников, радость - у миротворцев.
21 Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут
преисполнены зол.
22 Мерзость пред Господом - уста лживые, а говорящие истину благоугодны
Ему.
23 Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает
глупость.
24 Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.
25 Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет
его.
26 Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их
в заблуждение.
27 Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного
многоценно.
28 На пути правды - жизнь, и на стезе ее нет смерти.
1-3.
О внутренней и внешней противоположности добра и зла вообще. 4-11. О
счастье и несчастье домашней жизни и о причинах того и другого. 12-22. О
положительных и отрицательных явлениях в жизни общественной,
преимущественно в связи с должным или недолжным употреблением языка
23-26. О мудрости, правде и прилежании с их противоположностями.
1-3. Мысль о том, что путь к мудрости заключается в наставлении и
тщательном внимании к нему (ст. 1), представляет повторение высказанного
в Х:17; а мысль о прочности единой лишь праведности (ст. 3) выражена
была ранее в X:25.
4-11. На первом месте в ряду благ домашней жизни человека поставляется
доблестная жена, именуемая венцом мужа своего (4а) - так как ее труд,
прилежание, толковость и под. приносят мужу богатство, честь и славу
(ср. XXXI:10 след. ); напротив, неизмеримо велик вред для мужа от злой
жены: как червь подтачивает дерево, и оно сохнет и гибнет, так и злая
жена подтачивает здоровье и благосостояние мужа и всей семьи (ср. Сир
XXV:11 и след. ). Затем, после общего противоположения благотворности
мыслей, намерений, слов и дел праведников и зловредности всего этого у
нечестивых (ст. 5-6) и указания противоположности внешней конечной
судьбы нечестивого и праведного (ст. 7, ср. X:25), а также не
одинакового отношения общественного мнения к словам и речам того и
другого (ст. 8), похваляется трудолюбие незнатного бедняка и осуждается
презрение к труду и бездеятельность человека тщеславного своим
происхождением (ст. 9), частнее, похваляется труд земледельца и
осуждается всякая праздность, приводящая к разным порокам, напр., к
пьянству (ст. 11 по LXX-ти). К характеристике праведника принадлежит
(ст. 10) и то, что он оказывает милосердие и к животным, повинуясь
внушениям естественного чувства сострадания и следуя прямым предписаниям
закона (Исх XX:10; XXII:4-5; Лев XXII:28; Втор XXV:4), предписывавшего
еврею гуманное обращение и с животными.
12-22. Желания, слова и дела нечестивого и праведного существенно
различны, различен и плод, последствие их для того и другого, неудача и
прямая гибель для нечестивого, и спасение для праведного (ст. 12-14, сн.
XVIII:7; Пс LXI:13).
Затем противополагаются самомнение и нетерпеливость безумного и
скромность (в принятии советов от ближних) и терпеливость и осторожность
(при получении обид) мудрого (ст. 15-16), а также правдивость и
истинность свидетельства мудрого и ложь, коварство и злоба свидетельства
безумного и нечестивого (ст. 17-22). Будучи само по себе злом, которое
всегда болезненно отзывается в сердце ближнего, как бы нанося ему рану
(ст. 18), свидетельство или лжесвидетельство нечестивого и самому ему
приносит гибель (ст. 19-20), главное - лишение милости Божией, которая
неразлучна с правыми сердцем, словами и делами (ст. 22).
23-28. Похваляются сдержанность в слове, присущая мудрому (ст. 23а),
умение его - утешить словом печального (25а) и вообще преподаваемое им
руководство ближнему (ст. 26), прилежание и трудолюбие (24а, 27б);
напротив осуждаются противоположные пороки нечестивого. Общее заключение
главы: путь правды ведет к истинной жизни и бессмертию (ст. 28).