|
|
Книга притчей
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Глава
13
1 Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.
2 От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников -
зло.
3 Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает
свой рот, тому беда.
4 Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится.
5 Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит
себя.
6 Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.
7 Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя
за бедного, а у него богатства много.
8 Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не
слышит.
9 Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. [Души
коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.]
10 От высокомерия происходит раздор, а у советующихся - мудрость.
11 Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его.
12 Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание
- как древо жизни.
13 Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится
заповеди, тому воздается.
14 [У сына лукавого ничего нет доброго, а у разумного раба дела
благоуспешны, и путь его прямой.]
15 Учение мудрого - источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
16 Добрый разум доставляет приятность, путь же беззаконных жесток.
17 Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ
глупость.
18 Худой посол попадает в беду, а верный посланник - спасение.
19 Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает
наставление, будет в чести.
20 Желание исполнившееся - приятно для души; но несносно для глупых
уклоняться от зла.
21 Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.
22 Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром.
23 Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника
сберегается для праведного.
24 Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от
беспорядка.
25 Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с
детства наказывает его.
26 Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение.
1-3.
Вводные замечания о пользе для юноши слушания уроков мудрости. 4-12.
Правильный взгляд на значение и употребление богатства. 13-17. О благе
слова Божия. 18-25. Увещание к послушанию слову Божию.
1-3. Мысль о долге внимания юноши к урокам мудрости - излюбленная мысль
Премудрого (ср. XV:12). Столь же обычны в книге Притчей мысли о ценности
дара слова и об ответственности за злоупотребление этим даром (ст. 2-3,
сн. XII:14; XVIII:21).
4-12. Блага жизни бывают двоякие: духовные, религиозно-нравственные и
материальные, часто связанные одни с другими; соответственно с этим в
данном отделе совместно и попеременно говорится то о наблюдениях над
внешнею жизнью людей (ст. 7-8) и о житейских требованиях материального
благополучия, как то: об отвращении от лености и о прилежании (ст. 4), о
бережливости (ст. 11) о силе и опасностях богатства (ст. 8), - то
излагаются собственно истины нравоучения, как: о благотворности и славе
праведности (5-6, 9, 12). В ст. 9 по тексту LXX имеется (не во всех
кодексах) добавление: yucai doliai planwntai en amartiaiV, dikaioi de
oiktirousi kai eleousi, слав: души льстивыя заблуждают во гресех,
праведнии же щедрят и милуют (в русск. синод. перев. эти слова заключены
в скобки). Слова эти, не имея непосредственной связи с предыдущими
словами ст. 9, однако согласуются с общим моральным оттенком данного
отдела.
13-17. Здесь несколько подробнее раскрываются мысли о пользе или
спасительности истинной мудрости, внимающей урокам слова Божия, и о
вреде пренебрежения им (ср. I:24; X:11 и др. ).
19-26. Предлагается ряд разнообразных по содержанию суждений,
объединяющихся лишь общим отношением к мудрости и ее значению в
житейском обиходе. Так говорится о противоположных последствиях -
внимания и невнимания к учению мудрости (ст. 19-20, евр. 18-19), о
влиянии на человека со стороны того общества, в котором он обращается,
(ст. 21, евр. 20), о личном и в потомстве счастье - праведника и
несчастии - грешника (ст. 22-23, евр. 21-22), о жизненном довольстве
первого и недостатках второго (ст. 24-26, евр. 23-25); здесь же (ст. 25,
евр. 24), как и ниже (XXIII:13), делается замечание о необходимости
применения в деле воспитания мер физического воздействия.