|
|
Книга притчей
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Глава
20
1 Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими,
неразумен.
2 Гроза царя - как бы рев льва: кто раздражает его, тот грешит против
самого себя.
3 Честь для человека - отстать от ссоры; а всякий глупец задорен.
4 Ленивец зимою не пашет: поищет летом - и нет ничего.
5 Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный
вычерпывает их.
6 Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто
находит?
7 Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!
8 Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое.
9 Кто может сказать: `я очистил мое сердце, я чист от греха моего?'
10 Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое - мерзость пред
Господом.
11 Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли
будет поведение его.
12 Ухо слышащее и глаз видящий - и то и другое создал Господь.
13 Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и
будешь досыта есть хлеб.
14 `Дурно, дурно', говорит покупатель, а когда отойдет, хвалится.
15 Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь - уста разумные.
16 Возьми платье его, так как он поручился за чужого; и за стороннего
возьми от него залог.
17 Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою; но после рот его
наполнится дресвою.
18 Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди
войну.
19 Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает
рот, с тем не сообщайся.
20 Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди
глубокой тьмы.
21 Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится
впоследствии.
22 Не говори: `я отплачу за зло'; предоставь Господу, и Он сохранит
тебя.
23 Мерзость пред Господом - неодинаковые гири, и неверные весы - не
добро.
24 От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь
свой?
25 Сеть для человека - поспешно давать обет, и после обета обдумывать.
26 Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо.
27 Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца.
28 Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол
свой.
29 Слава юношей - сила их, а украшение стариков - седина.
30 Раны от побоев - врачевство против зла, и удары, проникающие во
внутренности чрева.
1-5.
Увещания к благоразумию, воздержанию, честности, трудолюбию и избежанию
противоположных пороков. 6-11. О всеобщей греховности людей и постоянной
склонности их к падению. 12-19. Увещание к надежде на Бога, трудолюбию,
скромности. 20-23. Против непочтения к родителям, хищения, мстительности
и обмана. 24-30. Различные увещания к страху Божию и честности.
1-5. Предостережение от излишнего употребления вина не раз встречается у
Премудрого (см. XXIII:29 сл. ); как и в других местах св. Писания (Ис
XXVIII:7; Еф V:18), и здесь опьянение рассматривается в качестве
неодолимого препятствия к ясности духа, сознания человека, - как зло,
лишающее духовную жизнь человека ее нормального течения, в частности -
духовной мудрости и нравственного совершенства. Ст. 2 сн. XIX:12;
XVI:14: во всех этих, как и некоторых других местах книги Притчей, царь
является идеальной силой, нравственным мерилом истинной законности.
Затем указываются противоположные истинной мудрости качества:
сварливость (ст. 3) и леность (ст. 4), а потом приводится положительное
свойство мудрости - проницательность, способность проникать в сердца
людей, при всей таинственности области внутренней жизни человека (ст. 5,
сн. XVIII:4).
6-11. Осуждается фарисейское самопревозношение человека делами милости и
добродетелями (ст. 6, сн. Мф VI:2; Лк XVIII:8): истинное достоинство
человека узнается лишь по смерти его, главным образом в детях его (ст.
7, сн. Сир XI:28); нелицеприятный, беспристрастный и авторитетный суд о
человеке произносит также царь (ст. 3, сн. XVI:10; 3 Цар III:27). Ст. 9,
выражая главную мысль отдела (ст. 6-11), высказывает то положение о
всеобщей греховности человечества, которое (положение) принадлежит к
наиболее часто возвещаемым в Ветхом Завете учениям веры (ср. Быт VI:5; 3
Цар VIII:46; Иов XIV:4; XV:14; Пс L:7; Еккл VII:20; Сир VII:5 и др. ).
Ст. 10 - частный и обыденный пример греховности - нечестность в торговле
(сн. ниже, ст. 23; XI:1). Ст. 11 служит развитием мысли ст. 9.
12-19. Указание на божественное всеведение (ст. 12) приводится в
качестве побуждения к страху Божию и надежде на Бога (сн XV:5; Пс
XCIII:9). Из ряда жизненно практических изречений (ст. 13-14, 17)
выделяется похвала разумным устам (ст. 15), напоминающая похвалу
мудрости вообще (III:14-15; VIII:11). Наставления против поручительства
(ст. 16) повторяют сказанное у Премудрого ранее (VI:1-6), то же надо
сказать и о запрещении клеветничества и сплетней (ст. 19 сн. XI:13;
XIII:3).
20-23. Запрещение злословия отца и матери, тяжко наказываемого законом,
(Исх XX:12; XXI:17; Лев XX:9), здесь (ст. 20) сопровождается образным
представлением (ср. XIII:9) ранней смерти непочтительного к родителям. В
связи с непочтительностью к родителям, ставится и также осуждается
мотовство, расточительность недостойного наследника в отношении к
наследству родителей (ст. 21, сн. XIX:26). Негодование на разного рода
злодеев, учит Премудрый, не должно служить основанием мщения (ст. 22),
так как отмщение принадлежит Богу (Притч XXIV:29 сн. Втор XXXII:35). Ст.
23 повторяет мысль ст. 10.
24-30. Мысль о том, что пути человека управляются Богом (ст. 24, сн.
XVI:9; Пс XXXVI:23), стоит в связи с ветхозаветным и древне-иудейским
убеждением, что Бог наказывает злодея и награждает благочестивого;
однако библейские и позднейшие евреи отнюдь не делали отсюда вывода о
безответственности человека за свои поступки, хорошие и дурные. Человек,
напротив, всегда отвечает и должен отвечать за свои действия; отсюда -
неодобрение поспешных, необдуманных обетов (ст. 25).
Ст. 26 сн. 7 и 28. - Ст. 27 сн. Иов XXXII:8. Смысл ст. 29 тот, что
каждый возраст имеет свои преимущества, и что поэтому ни один возраст не
заслуживает пренебрежения. Ст. 30 говорит о внутренне преобразующем
влиянии суровой педагогии на питомца, нуждающегося в физическом
воздействии.