|
|
Книга притчей
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Глава
7
1 Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. [Сын мой! чти
Господа, - и укрепишься, и кроме Его не бойся никого.]
2 Храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих.
3 Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего.
4 Скажи мудрости: `Ты сестра моя!' и разум назови родным твоим,
5 чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает
слова свои.
6 Вот, однажды смотрел я в окно дома моего, сквозь решетку мою,
7 и увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного
юношу,
8 переходившего площадь близ угла ее и шедшего по дороге к дому ее,
9 в сумерки в вечер дня, в ночной темноте и во мраке.
10 И вот - навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным
сердцем,
11 шумливая и необузданная; ноги ее не живут в доме ее:
12 то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она ковы.
13 Она схватила его, целовала его, и с бесстыдным лицом говорила ему:
14 `мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои;
15 поэтому и вышла навстречу тебе, чтобы отыскать тебя, и - нашла тебя;
16 коврами я убрала постель мою, разноцветными тканями Египетскими;
17 спальню мою надушила смирною, алоем и корицею;
18 зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью,
19 потому что мужа нет дома: он отправился в дальнюю дорогу;
20 кошелек серебра взял с собою; придет домой ко дню полнолуния'.
21 Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих
овладела им.
22 Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, [и как пес - на цепь,]
и как олень - на выстрел,
23 доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки, и
не знает, что они - на погибель ее.
24 Итак, дети, слушайте меня и внимайте словам уст моих.
25 Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее,
26 потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею:
27 дом ее - пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти.
1-6.
Вступительное увещание к хранению заповедей Божиих и вообще к стяжанию
мудрости, как оплоту против обольщения женою прелюбодейною. 6-9. Образ
неразумного юноши. 10-20. Блудница ласками и лукавыми обещаниями
прельщает неразумного. 21-23. Последствия обольщения. 24-27.
Заключительное увещание.
1-5. Общее введение к последующему увещанию против увлечений соблазнами
распутной жены имеет и в содержании и в форме много общего с прежними
подобными же вводными замечаниями Премудрого (I:8; II:1; VI:20; частнее
ср. ст. 2 и IV:4; ст. 3 и III:3). В тексте LXX слав. в начале ст. 2 есть
добавление: uie, tima ton Kurion, kai iscuseiV, plhn de autou mh fobou
allon, сыне, чти Господа, и укрепишися! кроме же Его не бойся иного.
Хотя эти слова и не встречаются в других переводах, и, на первый взгляд,
как бы несколько прерывают течение речи, однако, ввиду аналогичных мест
книги Притчей (I:7; III:7), возможно что эти слова были и в еврейском
оригинале, бывшем у LXX.
Наставление в ст. 4 - назвать мудрость сестрою, а разум - родным
(свойственником) характерно как вообще для семитического образа
представления отношений между лицами и предметами (напр., Иов XVII:14;
ХХХ:29); но и особенно для ветхозаветно-библейского учения о премудрости
(сн. Прем VIII:2; Сир XV:2): мудрость должна стать возлюбленным другом
искателя ее, предметом его любви и вожделения. Цель мудрости, - без
сомнения, благоустроение всей жизни человека, но здесь (ст. 5)
указывается лишь одна из целей и одно из проявлений мудрости: мудрость
дает возможность ревнителю ее устоять против обольщений прелюбодейной
жены.
6-9. Совершенно противоположен правилам мудрости образ действий юноши
безумного: он вовсе не держится предписываемых мудростью правил -
удалять путь свой от жены прелюбодейной и не приближаться к двери дома
ее (V:8), или - изгонять из сердца всякое похотливое увлечение красивой
внешностью блудницы (VI:5); напротив, он намеренно направляется к дому
ее (VII:8), видимо исполненный похоти к ней и преступных намерений,
удовлетворению которых (содействует случай предвиденной, быть может,
встречи (ст. 9, по-видимому, указывает на то, что юноша усиленно искал
приключений) с женой блудницею, обольстительные приемы которой сейчас
изображаются, ст. 10-20.
10-20. Если в гл. V беспорядочной прелюбодейной любви
противопоставлялись блага любви к единой законной жене: если в гл. VI,
ст. 20-35 преподавались увещания о подавлении главным образом внутренних
нечистых сердечных движений, как корня и начала греха нецеломудрия, то
здесь, гл. 10-20, дается подробное, конкретное изображение отвне
приходящих соблазнов к нарушению седьмой заповеди десятословия, особенно
же подробно изображается сама виновница мужских падений - прелюбодейная
жена. Чрезвычайно конкретный образ ее смущал и еврейских и христианских
толкователей книги Притчей, из которых первые даже склонялись, ввиду
этого, к исключению книги Притчей из канона, а некоторые древние
христианские толкователи пытались объяснять образ блудницы Притч VII в
аллегорическом смысле - безумия, нечестия, в противоположность
изображаемой в гл. VIII-IX Премудрости Божией. Но хотя и нельзя отрицать
возможности этого аллегорического понимания, однако, и непосредственное
буквальное понимание рассматриваемого отдела вполне согласимо с
боговдохновенностью книги Притчей, ибо цель картины, ст. 10-20 гл. VII -
поучительная: Премудрый путем этого конкретного образа желает возбудить
в ученике своем отвращение к соблазнам прелюбодеяния и внушить стойкость
в целомудрии. Прелюбодейная жена является на улице в одежде блудницы, с
покрывалом (LXX: eidoV ecousa pornikon, Vulg. : omatu meretricio, ст.
10), чтобы не приняли за замужнюю женщину (ср. Быт XXXVIII:14 сл. ;
Толков. Библ. т. I, с. 216). Бесстыдство, коварство лукавство
обнаруживаются во всех действиях и жестах жены (ст. 11-13); особенно же
в словах ее. Желая придать приглашению своему невинный вид, она поводом
к приглашению выставляет (ст. 14) религиозное торжество - принесение у
нее мирной жертвы всегда соединявшейся с пиршеством (Лев VII:11 сл. ).
Затем, завлекая юношу в свои сети, говорит (ст. 15-18) о роскошной
обстановке предстоящего пиршества и плотских удовольствий, а последнее
возможное колебание юноши побеждает упоминанием о долговременной отлучке
своего мужа из дома (ст. 19-20).
21-23. Хитрые речи блудницы, хорошо рассчитанные на податливость
чувственной природы человека, особенно юноши, увенчиваются успехом;
после некоторых колебаний юноша безвольно отдается в руки губительницы и
предается животным наслаждениям, губящим и тело и душу.
24-27. Тем убедительнее являются заключительные увещания избегать
соблазна всякого вообще вида прелюбодеяния, конечные результаты которого
всегда одни и те же; временная и вечная гибель.