|
|
Книга притчей
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Глава
19
1 Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со
лживыми устами, и притом глупый.
2 Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится.
3 Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на
Господа.
4 Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом
своим.
5 Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не
спасется.
6 Многие заискивают у знатных, и всякий - друг человеку, делающему
подарки.
7 Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от
него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет.
8 Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает
благоразумие, тот находит благо.
9 Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет.
10 Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями.
11 Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него -
быть снисходительным к проступкам.
12 Гнев царя - как рев льва, а благоволение его - как роса на траву.
13 Глупый сын - сокрушение для отца своего, и сварливая жена - сточная
труба.
14 Дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена - от Господа.
15 Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.
16 Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих
погибнет.
17 Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за
благодеяние его.
18 Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком
его.
19 Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его,
придется тебе еще больше наказывать его.
20 Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе
впоследствии мудрым.
21 Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное
Господом.
22 Радость человеку - благотворительность его, и бедный человек лучше,
нежели лживый.
23 Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен,
и зло не постигнет его.
24 Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта
своего.
25 Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и
если обличишь разумного, то он поймет наставление.
26 Разоряющий отца и выгоняющий мать - сын срамной и бесчестный.
27 Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений
разума.
28 Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают
неправду.
29 Готовы для кощунствующих суды, и побои - на тело глупых.
1-15.
Притчи разнообразного содержания о богатстве и бедности, о благоразумии
и глупости и т. д. 16-29. Притчи, по содержанию своему относящиеся к
благотворительности, воспитанию и проч.
1-15. Ст. 1 почти дословно повторяется в XXVIII:6 - с тем отличием, что
в этом последнем месте во второй половине стиха стоит слово "богатый" -
ашир, а не "глупый" - кесил, как здесь. Контексту речи соответствует
только чтение XXVIII:6, почему и чтение данного места XIX:1 должно быть
исправлено соответственно ему, как и делают LXX, Vulg., слав. 2-3 ст.
оттеняют ту мысль, что благосостояние возможно для человека лишь при
благоразумии и рассудительности. Ст. 4, 6-7 отмечают всегда и везде
имеющееся явление житейского опыта - факт всеобщего преклонения людей
пред богатством и богатыми и пренебрежения к бедным (сн. XIV:20). Ст. 5
содержит вставочную мысль о преступности лжесвидетельства (ср. VI:19;
XIV:5); о том же - и ст. 9. Ст. 10 имеет в виду нередкие, на древнем и
новом востоке случаи мгновенного возвышения раба до положения
властелина; такое явление Премудрый осуждает не само по себе, но
постольку, поскольку рабство физические легко может соединяться с
рабством духа, в частности с глупостью; мысль та, что к обладанию
благами - богатства, власти и подобного - необходимо должна быть
подготовка в виде воспитания. Ст. 11-15 содержат ряд опытных наблюдений
из области частной, общественной и политической жизни.
16-29. Во главе всех правил ставится хранение заповедей закона
(Моисеева), в чем, согласно самому законодателю (Втор XXXI:15),
указывается истинная жизнь, истинное благо и спасение для человека (ст.
16). Главной же заповедью, главной добродетелью является милосердие и
благотворение бедным, в котором человек делает как бы должником себе
самого Бога (ст. 17, ср. Пс XL:1; Мф Х:42; XXV:40). Вторым по важности -
после милостыни и благотворения - делом долга для человека служит
воспитание детей (ст. I:8-20), о чем нередко говорит Премудрый и в
других местах (XIII:25; XXIII:13). Соответственно духу древности и
Ветхого Завета, в системе воспитания Премудрым допускаются телесные
наказания, но от крайностей и злоупотреблений в этом отношении Он
предостерегает родителей (ст. 18) - подобным же образом делает это и
апостол (Еф VI:4); тем настойчивее увещание к детям-воспитанникам (ст.
20). Ст. 21 обращает мысль человека, стремящегося к благоустроению своей
жизни всеми мерами и средствами, к единому Владыке мира и жизни - Богу:
человеческим планам, самым продуманными, свойственна изменчивость,
неустойчивость; непреложно, неизменно лишь веление Божие (ср. Чис
XXIII:19), которым Он управляет всем (ср. Притч XVI:1). Ст. 22
изображает внутреннюю сторону благотворения - чувство искреннего
расположения благотворителя к бедному, тогда как выше (ст. 17)
говорилось лишь о воздаянии за благотворение. Ст. 23 еще раз
представляет напоминание об основной (в Ветхом Завете) добродетели -
страхе Божием и его спасительности для человека (ср. XVI:27). Ст. 24
почти буквально повторяется ниже в XXVI:15 (ср. XII:27) и имеет в виду
обычай востока - не употреблять вилок и ножей при принятии пищи.
Заключительные стихи (25-29) говорят о нравственно неспособных
воспринять учение мудрости слушателях и содержат предостережение от
увлечения их примерами (ст. 27).