|
|
Книга притчей
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Глава
18
1 Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.
2 Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.
3 С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием -
поношение.
4 Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся
поток.
5 Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть
праведного на суде.
6 Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои.
7 Язык глупого - гибель для него, и уста его - сеть для души его.
8 [Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать.]
9 Слова наушника - как лакомства, и они входят во внутренность чрева.
10 Нерадивый в работе своей - брат расточителю.
11 Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник - и безопасен.
12 Имение богатого - крепкий город его, и как высокая ограда в его
воображении.
13 Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует
славе.
14 Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.
15 Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух - кто может
подкрепить его?
16 Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания.
17 Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его.
18 Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает
его.
19 Жребий прекращает споры и решает между сильными.
20 Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны
запорам замка.
21 От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих
он насыщается.
22 Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.
23 Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от
Господа. [Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий
прелюбодейку - безумен и нечестив.]
24 С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо.
25 Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает
друг, более привязанный, нежели брат.
1-10.
Против немиролюбия, страсти к спорам и других проявлений негуманного и
безрассудного настроения. 11-17. Семь притчей, поучающих преимущественно
надежде на Бога и смирению, как путям, ведущим к истинной мудрости.
18-22. Против страсти к тяжбам и злоупотреблений даром слова. 23-25. О
разных видах любви.
1-10. Осуждается эгоистическая замкнутость своенравного человека,
лишающая его возможности услышать и осуществить какой-либо полезный
совет (ст. 1-2), с замечанием о посрамлении нечестия вообще (ст. 3).
Затем устанавливается глубокий взгляд на внутреннюю природу человеческой
речи, преимущественно человека мудрого: речь его, прежде произнесения,
слагается в глубине души его, подобно сокрытой в недрах земли, воде:
глубина и обдуманность содержания, обилие ценных мыслей и животворность
речи мудрого - таковы пункты сравнения ее с ключевой водой (ст. 4. Сн.
XX:5; Еккл VII:24). Из отдельных сентенций здесь, прежде всего,
осуждается всякое лицеприятие на суде (ст. 5): устранить это зло ставил
своею целью среди Израиля библейского еще Моисей (Лев XIX:15; Втор
X:17). Затем - против злоупотреблений даром слова, свойственных глупому
и безрассудному (ст. 6-7), против клеветничества, лености,
расточительности (8-10).
11-17. Указывается с одной стороны на непоколебимую твердыню имени
Иеговы, как несомненного оплота для надеющихся на Него (ст. 11), с
другой стороны - на обманчивость, призрачность надежд богатого на помощь
богатства (ст. 12); если в X:15 говорилось о том горделивом приподнятом
самомнении, какое внушает Богу обладание богатством - в
противоположность угнетенному состоянию духа бедняка, то здесь (ст. 12;
евр. 11) говорится о ничтожестве надежд богача, как факт опыта
(правильно передает русск. перев - синод. и Архим. Макария - евр.
бемаскито - "в его воображении". Принятый текст LXX и Vulg. не
выдерживают этого значения). Ст. 13 сн. XVI:18 и XV:33. Указываемый в
ст. 14 признак глупца - манера отвечать, не выслушав вопроса, - считался
у древнееврейских мудрецов весьма типичным дли человека глупого и
необразованного, тогда как противоположное свойство признавалось
признаком ученого и мудрого (Сир XI:8; Мишна, Авот, V, 7). По ст. 15 дух
человека может быть и источником силы, мужества для всего существа
человека, но также - при унынии - источником слабости (по евр. т. в
первой половине стиха руах, "дух", муж. р., а во второй - женск. ). В
ст. 16 (евр. 15) заключается указание на то, что учение мудрости, прежде
всего, самая Тора, преподавалось всегда устно, и от степени внимания
ученика зависела мера научения его мудрости (ср. XV:31; Авот VI, 5). Ст.
17 отмечает типичную черту восточных нравов, согласно которым без
подарка нельзя ни представиться высшему лицу, ни выиграть дело в суде
(ср. XIX:8).
18-22. Ст. 18 содержит, по-видимому, совет судье - не обольщаться
показаниями одной из тяжущихся сторон (ср. Авот I, 8-9). По ст. 19 в
спорах и тяжбах, при неимении другого выхода, решающим средством был
жребий (ср. XVI:33). Смысл ст. 20 (евр., LXX., Vulg. - 19 ст. ) иначе
передается евр. т. и русск. (Синод. и Архим. Макария) - "брат,
озлобленный ("изменою", по архим. Макарию), неприступнее крепкого
града", чем у LXX (adelfoV upo adelfou bohqoumenoV, wV poliV ocura kai
uyhlh), в Vulg. - (frater; qui adjuvatur a fratre, gnasi civrtas firma),
и в слав. : "брат от брата помогаем, яко град тверд и высок". Хотя образ
укрепленного города более обычно означает нечто защищающее, дающее
надежное прибежище ищущим его, и потому мог бы быть принят смысл,
даваемый LXX, Vulg., слав., но контекст речи данного места - ст. 18-19,
ср. вторую половину ст. 20 - говорит в пользу евр. -русск. чтения. Ст.
21 сн. XII:14; XIII:2. Ст. 22. О важном значении языка, то благотворном,
то гибельном (ср. Сир. XXXVIII:20-22), подобным образом, но гораздо
подробнее говорит Апостол Иаков (Иак III:5-9).
23-25. Премудрый говорит здесь о разных видах любви и привязанности, и,
прежде всего, признает великим даром Божиим и счастьем для человека
обладание доброй женой (ст. 23, ср. XXXI:10 сл., Сир XXVI:1 сл. );
затем, имея в виду отрицательным путем выразить долг любви и милосердия
к нуждающимся, изображает смиренно молящую фигуру нищего с одной
стороны, и грубую надменность и жестокосердие богача с другой (ст. 24,
сн. XIV:21; XVII:5); наконец, говорит об идеальной дружеской любви,
способной превысить силу любви братской (ст. 25).