|
|
Книга притчей
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Глава
22
1 Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и
золота.
2 Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал
Господь.
3 Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и
наказываются.
4 За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.
5 Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них.
6 Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и
состарится.
7 Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца.
8 Сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет. [Человека,
доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит.]
9 Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба
своего. [Победу и честь приобретает дающий дары, и даже овладевает душею
получающих оные.]
10 Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань.
11 Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь -
друг.
12 Очи Господа охраняют знание, а слова законопреступника Он
ниспровергает.
13 Ленивец говорит: `лев на улице! посреди площади убьют меня!'
14 Глубокая пропасть - уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот
упадет туда.
15 Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит
ее от него.
16 Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает
богатому, тот обеднеет.
17 Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к
моему знанию;
18 потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце
твоем, и они будут также в устах твоих.
19 Чтобы упование твое было на Господа, я учу тебя и сегодня, и ты
помни.
20 Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении,
21 чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог передавать слова
истины посылающим тебя?
22 Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй
несчастного у ворот,
23 потому что Господь вступится в дело их и исхитит душу у грабителей
их.
24 Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым,
25 чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою.
26 Не будь из тех, которые дают руки и поручаются за долги:
27 если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя, чтобы взяли
постель твою из-под тебя?
28 Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои.
29 Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед
царями, он не будет стоять перед простыми.
1-16.
Увещания к приобретению и хранению доброго имени. 17-21. Призыв внимать
словам мудрых. 22-29. Наставления частью нравоучительного, частью
практического свойства.
1-16. Охранение своего доброго имени рекомендуется у Премудрого (ст. 1
дал. ) в том же смысле - безусловного превосходства этого нравственного
блага пред ценностями материальными (Сир XLI:15, ср. Еккл VII:1). Доброе
имя приобретается более всего деятельной любовью к ближнему,
благотворительностью ему: отсюда на первом месте ставится долг богатого
помогать бедному, причем мотивом благотворительности указывается то, что
и богатый, и бедный - равно создания одного Бога (ст. 2, сн. XIV:31;
XVII:5; Иов XXXI:15), и Им поставлены на одном жизненном пути. Воздается
хвала жизненному благоразумию (ст. 3 и 5) с осуждением неразумия, но
особенно превозносится смирение и страх Божий - с указанием
благодетельных плодов того и другого в самой внешней жизни человека (ст.
4). Затем, в ст. 6-12 раздельно называются добродетели, которыми
охраняется и созидается доброе имя. Здесь, прежде всего, оттеняется
громадная важность воспитания и обучения юноши именно с самого раннего
возраста (ст. 6). В Мишнич. трактате Авот (IV, 20), в соответствии с
этим говорится: "Кто учит ребенка, чему подобен? - пишущему чернилами на
новой бумаге; а кто учит старого, чему подобен? - пишущему чернилами на
чищенной (от прежнего письма) бумаге". Затем, упомянув о различии в
житейском быту богатых и бедных (ст. 7), Премудрый указывает что
богатством и вообще благосостоянием можно пользоваться как к добру так и
к злу. В последнем отношении называются: страсть к раздорам и деланию
всякого рода зла (ст. 8, "сеять неправду, зло", как и "сеять правду" -
обычный библейский образ: Иов IV:8; Притч XI:18; Ос Х:12), кощунство
(ст. 10) и вероломство (ст. 12). На другой стороне ставятся -
благотворительность (ст. 9), чистосердечие (ст. 11) и разумность (ст.
12).
Наконец, отрицательную сторону речи о добром имени составляет
предупреждение от пороков лености (ст. 13 - здесь дан образец
бессмысленной отговорки ленивого, сн. XXVI:13), распутства (ст. 14, сн.
II:16; V:3; VI:24, глупости (ст. 15) и жадности, соединенной с
притеснением бедных (ст. 16).
17-29. Ст. 17-21 образуют введение к новой группе или новому собранию
притчей, обнимающему вторую половину гл. XXII, и главы XXIII и XXIV.
Притчи этого отдела отличаются пространностью, обнимая нередко несколько
строк (3 стиха в XXIII:1-3, 6-8, 5 ст. - в XXIII:31-35; XXIV:30-34). Во
введении, ст. 17-21, высказывается увещание к вниманию словам мудрых
(ст. 17), отмечается их достоинство (ст. 18), главное значение -
возбуждение надежды на Бога (ст. 19), и идейная сущность (ст. 20-21). В
ст. 22-29 в трех двустишных притчах: а) осуждается и запрещается
притеснение бедных (ст. 22-23); б) делается предостережение от близости
и содружества с человеком гневливым (ст. 24-25); и в) снова настойчивое
предупреждение против поручительств (ст. 26-27, сн. Притч VI:1 сл. ;
XVII:18; XX:16).
Преступление перенесения межи ближнего, не необычное в древнее время,
считалось одним из самых позорных (ср. Втор XIX:14; Притч XXIII:10). В
ст. 29 указан редкий, но возможный в положении трудящегося случай -
возвышение до степени ближайшего служения царю.