|
|
Книга притчей
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Глава
11
1 Неверные весы - мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему.
2 Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными - мудрость.
[Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает
погибель нечестивых.]
3 Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных
погубит их.
4 Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.
5 Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия
своего.
6 Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены
беззаконием своим.
7 Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание
беззаконных погибает.
8 Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый.
9 Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью
спасаются.
10 При благоденствии праведников веселится город, и при погибели
нечестивых бывает торжество.
11 Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых
разрушается.
12 Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный
человек молчит.
13 Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит
дело.
14 При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках
благоденствует.
15 Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит
ручательство, тот безопасен.
16 Благонравная жена приобретает славу [мужу, а жена, ненавидящая
правду, есть верх бесчестия. Ленивцы бывают скудны], а трудолюбивые
приобретают богатство.
17 Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает
плоть свою.
18 Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду - награда верная.
19 Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти
своей.
20 Мерзость пред Господом - коварные сердцем; но благоугодны Ему
непорочные в пути.
21 Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же
праведных спасется.
22 Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и -
безрассудная.
23 Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых - гнев.
24 Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры
бережлив, и однако же беднеет.
25 Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и
сам напоен будет.
26 Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего
- благословение.
27 Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому
оно и приходит.
28 Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут
зеленеть.
29 Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом
мудрого сердцем.
30 Плод праведника - древо жизни, и мудрый привлекает души.
31 Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику.
1-11.
О значении справедливости в отношении ближних и о пагубности
несправедливости. 12-15. Против болтливости, пристрастия к клевете,
неразумии в советах и легкомысленных поручительств. 16-23. Различное
поведение и противоположные плоды праведного и нечестивого. 24-26.
Против скупости и несострадательности. 27-31. Прочны лишь плоды
благочестия.
1-11. Предостережение от применения неправильных весов и увещание к
добросовестности в этом отношении (ст. 1, сн. XX:10), составляет
повторение постановления закона (Втор XXV:13-16); нередкое повторение
этого правила требовалось частыми случаями его нарушения особенно в
торговле (Сир XXVI:27). Премудрый подкрепляет наставление свое мыслью о
Всеведущем и Всеправедном Боге. О пагубности гордости (ст. 2) Премудрый
говорит неоднократно (см. XVI:18; XVIII:12), равно как и о благе
противоположной добродетели - смирения (сн. III:34), которое, по
контексту данного места (ст. 2), есть вместе и мудрость и прославление.
LXX делают здесь прибавку, - по-славянски: умираяй праведник остави
раскаяние, удобна же бывает и посмеятелна нечестивых погибель, -
выражающую ту мысль, что противоположное нравственное настроение
праведного и нечестивого при жизни сопровождается или имеет следствием
различный до противоположности характер самой смерти и посмертной памяти
того и другого. Ст. 3 продолжает мысль ст. 2 о превосходстве прямодушия
праведности пред коварством злобы - даже для одного внешнего
благополучия человека. Ст. 4 усиливает мысль ст. 2 гл. Х-ой: не только
богатство, собранное неправыми путями и средствами (X:2), но и вообще
всякое богатство не принесет пользы нечестивому, спасение заключается
лишь в правде, праведности, - спасение именно "в день гнева", т. е.
Божественного гнева и суда Божия (ср. Иез VII:19; Соф I:18; Сир V:10).
Ст. 5-6 совершенно параллельны как между собой, так и со ст. 3 (ср.
также X:3; Прем V:15), выражая противоположность жизненного жребия
праведного и нечестивого, соответствующую противоположной нравственной
настроенности того и другого. Из особенностей духовного настроения
праведного и нечестивого объясняется, по ст. 7-8, противоположная судьба
того и другого, как при жизни, так и по смерти: праведник, выше всего
ценящий благо общения с Богом, переходя в загробную жизнь, в этом самом
убеждении своем имеет крепкую и благую надежду на милосердие Господа
(ср. X:28); напротив, нечестивый, при жизни всею душой преданный земным
благам и пренебрегавший благом общения с Богом, умирая, лишается благ
земных, к которым страстно был привязан душой (Пс XLVIII:18),
уразумевает, наконец, истинную цену благ духовных, и в этом позднем
сознании - заключается для него источник новых мучений. Прижизненное
спасение праведника от скорби, которая вместо него постигает нечестивого
(ст. 8), - примеры часто бывали в библейской истории (по книге Есфирь,
гибель, ожидавшая иудеев в Мардохее, в действительности постигла
язычников и Амана гл. VII-IX; по кн. пророка Даниила, нечестивые
клеветники этого пророка погибли вместо него, Дан VI:25), - составляло
скорее благочестивое теократическое верование избранного народа Божия
(ср. Ис XLIII:3), чем факт опыта, который (опыт) всегда даст гораздо
более примеров противоположного свойства. На почве этого выражения могло
создаваться убеждение, что общественное мнение всегда сорадуется счастью
праведника и радуется гибели нечестивого (ст. 10-11, ср. Есф VIII:15;
III:15), хотя действительность, конечно, предоставляет немало явлений и
обратных тому. Во всяком случае, присутствие в городе людей праведных
есть залог благополучия и общества (ср. Быт XVIII:24 сл. ).
12-15. Следует ряд изречений разнородного содержания, частью в отношении
к личной нравственной жизни человека, (ст. 12-13), частью в связи с
общественными (ст. 15) и государственными (ст. 14) отношениями. Именно,
осуждается как горделивое, презрительное отношение к ближнему,
обыкновенно служащее признаком глупости гордого (ст. 12а ср. XIV:21),
так и легкомысленное отношение к чести и доброму имени ближнего,
выражающееся в распространении слухов и речей, служащих к его опорочению
(ст. 13а, ср. Лев XIX:16; Иер IX:3); похваляется, напротив, скромность,
молчаливость (12б) и верность в хранении вверенной тайны (13б, ср. Сир
XIX:10; XXVII:16-21). В отношении народного управления одобряется
присутствие при царе многих советников (ст. 14, сн. XV:22; XXIV:6),
разумеется, если они люди - глубокого ума и доброй совести. В ст. 15
повторяется, данное уже в Притч VI:1 предостережение против
необдуманного поручительства, и одобряется житейская осторожность в этом
отношении.
16-23. Взаимное соотношение двух половин ст. 16-го по тексту евр.
-масор. и Вульг представляется неясным и может быть понято лучше по
тексту LXX (слав., русск. синод. ), имеющему между этими двумя
предложениями два других, из которых первое заключает в себе
противоположение первой мысли стиха, а другое - второй его половине.
Весь стих 16 по т. LXX читается так:Gunh eucaristoV egeirei andri doxan,
qronoV de atimiaV gunh misousa dikaia ploutou oknhroi endeeiV ginontai,
oi de andreioi ereidontai ploutw. Слав. и русск. синод, дословно
передают чтение LXX, причем слова, не имеющиеся в евр. т., в русск.
заключены в скобки. Вместо этого антитетического параллелизма Вульгата
ближе к т. евр. - дает параллелизм синтетический или сравнительный:
mulier gratiosa inveniet gloriam et robusti habebunt divitias. Чтение
LXX-ти ст. 16 заслуживает предпочтения пред т. масор. и Вульг. Мысль
стиха: блага, даже внешние, приобретаются усилиями человека. В следующих
стихах (17 и дал. ) развивается мысль, что блага жизни достигаются
именно нравственными усилиями, богоугодной религиозно-нравственной
настроенностью человека. Именно источником благосостояния человека
называется прежде всего благотворительность (ст. 17, сн. ст. 25), затем
правда (ст. 18-19), благоговейная непорочность пред Богом (ст. 20-21).
Вместе с тем противоположные пороки: немилосердие, коварство,
жестокость, нечестие, являются источником гибели для повинных в тех
пороках людей. Это, вообще, столь часто повторяющаяся, в книге Притчей,
мысль о соответствии земного жребия человека его
религиозно-нравственному достоинству (ср. Гал VI:8; 1 Тим IV:8). В ст.
22, соответственно тому, в образном сравнении высказывается мысль о
непристойности благолепия или, общее, блага для нравственного
безобразия, которое от присоединения к нему изящной обстановки еще
нагляднее являет свое ничтожество (ст. 22-й - пример так называемой
эмблематической притчи). Ст. 23 представляет как бы заключительное
обобщение предыдущих мыслей - о противоположности жизненных стремлений и
чаяний праведных и нечестивых.
24-26. Высоко ценя щедрость и благотворительность, Премудрый устраняет
здесь возможное у благотворителей опасение разорения, обеднения, -
указывая на особое промышление Божие о благотворительных, у которых по
мере большего развития щедрости увеличивается благосостояние (ст. 24-25,
сн. Пс CXI:9; 2 Кор IX:9); напротив излишняя бережливость (ст. 24б), а
особенно неумеренная скупость, соединенная с жестоким равнодушием к
нужде ближнего (26а), не созидают благополучия человека. В ст. 26а
имеется в виду случай народного голода, когда случается, что
корыстолюбивый торговец намеренно задерживает, не пускает в продажу
своих запасов хлеба, чтобы после иметь большой барыш: участь таких
алчных и немилосердных людей - проклятие со стороны народа (ср. Сир
V:4). В тексте LXX и слав. эта мысль усиливается посредством стоящего
здесь в начале ст. 26 добавления: o sunecwn siton upoleipoito auton toiV
eqnesi [Дальнейших слов: dimioulkwn s?ton dhmokatartoV - в принятом
греч. тексте нет, но они имеются в кодд. II:23, 161 у Гольмеса, у св.
Вас. Вел. и И. Злат.], слав. : удержаваяй пшеницу оставит ю языком, - т.
е. при возможном вторжении в страну неприятелей алчные хлеботорговцы,
отказывавшие своим соотечественникам в насущном хлебе, сделаются со всем
имуществом своим жертвой грабежа иноплеменных поработителей
27-28. Мысль ст. 27 с небольшим изменением была высказана выше - в ст.
24 гл. Х-ой, а - ст. 28-го - в ст. 2 той же главы. Уподобление
благосостояния праведника цветущему дереву (ст. 28) не раз встречается в
Библии (Пс I:3; Пс XCI:13; Ис LXVI:14).
29. "Получит в удел ветер", т. е. лишится (сн. Ис XXVI:18; Ос VIII:7),
расточительный и безумный и, вследствие бедности и разорения (Лев
XXV:39), принужден будет стать рабом более толкового, что, по мысли
Премудрого, в порядке вещей (XVII:2).
30-31. Плоды праведности - жизнь с ее благами (ст. 30, сн. III:18)
убеждают всякого в действительности нравственного миропорядка. Тем
бесспорнее страшное возмездие нечестивому (ст. 31). Ст. 31 по чтению LXX
буквально и повторяется в 1 Пет IV:18 в отношение к христианскому
обществу.