|
|
Книга притчей
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Глава
1
1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского,
2 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума;
3 усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты;
4 простым дать смышленость, юноше - знание и рассудительность;
5 послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые
советы;
6 чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки
их.
7 Начало мудрости - страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся
им; а благоговение к Богу - начало разумения;] глупцы только презирают
мудрость и наставление.
8 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери
твоей,
9 потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи
твоей.
10 Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся;
11 если будут говорить: `иди с нами, сделаем засаду для убийства,
подстережем непорочного без вины,
12 живых проглотим их, как преисподняя, и - целых, как нисходящих в
могилу;
13 наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею;
14 жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех
нас', -
15 сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их,
16 потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.
17 В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть,
18 а делают засаду для их крови и подстерегают их души.
19 Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у
завладевшего им.
20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,
21 в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота
говорит речь свою:
22 `доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут
услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?
23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу
вам слова мои.
24 Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было
внимающего;
25 и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.
26 За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас
ужас;
27 когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на
вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.
28 Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не
найдут меня.
29 За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха
Господня,
30 не приняли совета моего, презрели все обличения мои;
31 за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от
помыслов их.
32 Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит
их,
33 а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла'.
1-6.
Введение в книгу: писатель ее; цель, общее содержание и основной
характер книги. 7. Основное начало мудрости благочестия. 8-9. Об
авторитете родителей в научении благочестию - мудрости. 10-19.
Предостережение от соблазнов со стороны нечестивцев. 20-23. Увещательная
и обличительная проповедь премудрости
1. Стих первый и последующие, по 6-й ст. включительно, образуют
надписание книги Притчей. Имя Соломона, стоящее в ст. 1, обозначает
ближе всего составителя первых девяти глав книги, но, как уже говорили
мы, метонимически и вся книга может быть названа произведением Соломона.
Мидраш jalkut к Притч (§ 929) обращает внимание на прописное начертание
первой буквы стиха (мем), и, основываясь на числовом значении этой буквы
- 40, видит здесь указание на то, что Соломон, испрашивая у Бога
мудрости (3 Цар III:9), постился, подобно Моисею на горе
законодательства (Исх XXXIV:28), сорок дней (Midrasch Mischle ubertr v.
A. Wunsche. S. 1); здесь выражается взгляд иудейской традиции на
мудрость и вообще все содержание книги Притчей как на истолкование Торы
или Закона Моисеева. - Касательно словопроизводства и значения
славяно-русского названия "Притча" нужно заметить, что оно обычно
производится от корня течь (идти) или ткнуть (встретиться) в том и
другом случае оно, по выражению Св. Василия Великого, означает припутное
(соотв. греч. paroimia = para oimoV) изречение, т. е. такое, которое
служит указателем пути, руководствует человека на путях жизни, давая ему
средства к благополучному течению по этим путям. Подобным образом
объясняют смысл названия "Притча" Свв. Афанасий Великий и Иоанн:
"Название Притчи" (paramoi) произошло от того, что подобные изречения
писались на всяком пути для вразумления и назидания проходящих по пути,
писались же при пути для того, чтобы люди, не могущие заниматься словом
истины, по крайней мере, мимоходом, замечали написанное, вникали в него,
получали наставления. Посему некоторые и определяют их так: Притчи есть
придорожное (parodion) изречение, переносящее мысль от чего-нибудь
одного ко многому. В последних словах указана одна из основных
особенностей притчи: приложимость высказываемой в притче мысли ко многим
(аналогичным) случаям, типичность этой мысли. По другому мнению,
русско-славянское "притча" происходит от гл. "притыкать", "притачивать"
(напр., при тканье - на конце полосы разными по цвету нитями), - в таком
случае название это будет указывать на украшающий, образный внешний
способ выражения мысли в притчах. Внутренний и внешний характер притчей,
составляющих содержание книги этого имени, уясняется в следующих стихах,
ст. 2-6, уясняющих смысл и значение притчей, а вместе и цель и
назначение самой книги.
2-6. Указывается как цель настоящего собрания притчей, - книги Притчей,
так и свойство разных видов притчей, чем вместе сжато определяется целое
содержание всей книги. И прежде всего притчи дают познание премудрости и
учения (ст. 2а). "Так как язычники (еллины) утверждают, что они имеют
мудрость, и еретики думают, что они имеют знание, то Соломон показывает
в чем состоит истинная мудрость и истинное знание, чтобы кто-нибудь,
увлекшись сходным названием мудрости, не впал в мудрования язычников и
еретиков". Услышав его божественные изречения, всякий мудрый будет еще
премудрее (Свв. Афан. Вел. и Ин. Злат. ). Мудрость, евр хокма (LXX:
sofia, Vulg. : sapientia), по филологическому составу еврейского слова,
означает (по Schultens'y): soliditas, твердость, основательность
(собств. сгущенность, puknothV), затем высшее разумение жизни и вещей в
их существе, наконец, умение располагать жизнь свою сообразно с этим
знанием, нормально определять отношения к Богу и ближнему и через то
получить счастье жизни. Очевидно, "мудрость" шире всех следующих понятий
и включает их в свой объем. Практическую сторону "мудрости" представляет
"учение" или "наставление", слав. - наказание, евр. - мусар, LXX:
paideia, Vulg. : disciplina - вся система воспитательных мер, не
исключая и карательных.
По мидрашу, "мудрость" (хокма) и "учение" (мусар) неразрывно связаны
друг с другом, причем второе является следствием первой. В книге
Притчей, далее, заключается разумение словес или изречений мудрости евр.
бина, LXX: dronhsiV, Vulg. : prudentia (евр. бина по коренному значению
своему включает в себе момент различения - напр., между добром и злом (3
Цар III:9), мудростью и глупостью, высшим и низшим, полезным и вредным),
т. е. (по свв. Афан. Вел. и Ин. Злат. ) "приобретение познания о едином
истинном Боге". Что касается язычников, то одни из них богом называли
вещество, а другие уподобили его идолам; находятся, также, в заблуждении
и еретики касательно истинного Бога. Против них-то Соломон и излагает
истинное понятие о Боге, говорит о Его неизреченности (XXV:2); о
промысле (XV:3-21, XXII:2; XXIII:13); о правосудии (XV:8-25), о
миротворении говорит не просто, но утверждает, что Господь все сотворил
Словом Своим и премудростью (III:19; VIII:26-27, 30), так как свойство
истинного Бога составляет то наипаче, что Он есть Отец Сына. В ст. 3
указываются первые плоды "мудрости" и "учения": то и другое содействуют
усвоению "правил благоразумия" (евр. мусар гаскел), правосудия (точнее -
правды, цедек), суда (мишпат) и правоты (честности, мешарим), Vulg. : ad
suscipiendam eruditionem doctrinae, justitiam et judicium et aequitatem.
LXX иначе передают первую половину ст. 3-го: dexaqsai strofaV logwn, а
по другим спискам (кодд. 68, 109, 147, 157, 161, 248) у Гольмеса,
Комплют. Альд, еще +: kai luseiV ainigmatwn. В слав. Острожской и
Елисаветинской Библии, соответственно последней прибавке вся первая
половина 3 ст. читается: прияти же извитие словес и разрешение гаданий.
Извитие словес, поясняют свв. Афан. Вел. и И. Злат., суть "такие
изречения, в которых открываем сокрытый в них смысл, вращая умом, или
исследуя их размышлением (напр. X:5, XXVII:25)". Таким образом, притчи
изощряют ум человека, делают его находчивым, способным к отгадыванию
смысла загадочных речей.
4-5. Указанное в ст. 3 значение притчи имеют прежде всего для юношества,
но затем и для людей взрослых, опытных и мудрых. Первым притчи дают
"смышленность", евр. орма, собст. лукавство (Быт III:1), как и греч.
panourgia, лат. astutia; здесь в добром смысле (ср. VIII:5, 12; XIII:16;
XIV:15; XXII:3) - благоразумия или предусмотрительности, для избежания
от сетей хитрых и злонамеренных (ср. Мф X:16), - а также вообще знание и
рассудительность (евр. даат узимма, LXX: aioqhsin k. engoian, Vulg. :
scientiam el intellectum). Но притчи, как готовые правила житейской и
духовной мудрости, полезны и для людей зрелых и мудрых: мудрый слушая
эти притчи становится еще мудрее, и разумный приобретет "искусство
управлять" (особ. государством, сн. XI:14), евр. тахбулот. LXX:
kuberughsiV (управление кораблем). Vulg. : gubernacula, слав. :
строительство, т. е. вообще искусство или навык к благоустроению жизни
(сн. XX:18; XXIV:6). В ст. 6 говорится, что разумный при помощи притчей
не только сумеет благоустроить жизнь свою (религиозную, нравственную
семейную и общественную), но еще навыкнет понимать замысловатые и
загадочные речи, евр. мелица вехидот, LXX: skoteinwn logon k. ainigmata.
По-видимому, здесь разумеются такие специальные притчи загадочного
свойства, какие особенно имеют место в гл. XXX. Древние, особенно жители
Востока, высоко ценили искусство предлагать и отгадывать загадки (ср.
Суд XIV:12-19). Царица Савская приходила в Иерусалим, из дальней страны
чтобы испытать Соломона загадками и поучиться заключенной в них мудрости
Соломона (3 Цар X:1). Впрочем, ввиду того, что в рассматриваемом ст. 6
выражении "замысловатая речь" (мелица) и "загадка" (хида) сопоставляются
с более общими выражениями "притча" (машал) и "слова мудрых" (дибре
хакамим), можно думать (свв. Афан. Вел. и И. Злат. ), что в ст. 6
имеются в виду "не хитросплетенные слова, обольщающие видом
правдоподобия, но точные, как бы познанные самими говорящими и
выражающие как бы приговоры, произносимые ими" (напр., XV:13-14).
Обыкновенно люди определяют дела по последствиям, премудрый же открывает
причины действий, чтобы человек, зная причины зол, остерегался их, и
представляет как бы краткий очерк движения души (напр., X:12; XIII:4;
XIV:11) "...Если ты исследуешь каждое изречение книги ты найдешь, что
оно сказано и написано для того чтобы слушающие познавая причины зол и
благ, избегали худого, и творили доброе". Мидраш в целом стихе видит
указание на Тору.
7. Не относится к надписанию (как думали Эвальд, Филиппсон, Берто, Кейль
и др. ), а начинает собой уже первую часть книги по девятую главу
включительно. В слав. русск. Библии средина стиха (в русск. синод.
перев. заключенная в скобки) читается только у LXX и представляет
заимствование из Пс CX:10, хотя это добавление и хорошо подходит к
содержанию стиха по текстам евр. и Вульг., служа пояснением его смысла.
Первые слова ст. 7 имеют значение эпиграфа или темы всей книги,
преимущественно первой ее части (гл. I-IX). Страх Божий, благоговейный
трепет пред Богом неразлучен с самым понятием Богопочтения и
благочестия; именно страх Божий положен был в основание Завета Иеговы с
Израилем (Втор IV:10). Страх Божий есть, вместе с тем, и начало
истинного ведения и истинной премудрости - в том смысле, что в цепи
знаний, нужных для приобретения премудрости, Богопочтение должно
занимать первое начальное место, что оно должно быть главным и
преимущественным предметом знания, равно как и в том отношении, что
благочестие - постоянное благоговейное настроение в отношении к Богу -
должно быть господствующим духовным настроением в искателе мудрости. В
своем стремлении к приобретению мудрости он должен быть проникнут
убеждением, что премудрость в строгом смысле принадлежит единому Богу,
что Он есть источник премудрости (II:6 сн. Иак I:5 сл. ), что без света
Его откровения ум человеческий вечно блуждал бы во мраке невежества и
заблуждений относительно главнейших истин (ср. 1 Кор I:20). Из этого
убеждения проистекает для искателя мудрости обязанность искать
благословения Божия на труды свои для приобретения знаний, служить этими
трудами славе Божией и пользе ближних, совершать это служение с
благоговейным опасением прогневать Господа ложной мудростью, и
благодарить за успехи в мудрости (еп. Виссариона. Толкование на Паримии
II, с. 9-10). И мудрость и благочестие отвергают, к своей погибели,
нечестивые люди у которых нечестие помрачает здравый смысл (ср. Иер
IV:22). Книга Притчей предназначена отнюдь не для них, и если о нечестии
- безумии таких людей в ней весьма часто говорится, то это делается с
целью вразумления разумных и благочестивых, так как страх Божий (и
премудрость) с обратной своей стороны есть ненависть к неправде и греху
(ср. VIII:13).
8-9. Уже в этом отделе предложены как положительные, так и отрицательные
побуждения к мудрости - благочестию. Сказав о страхе Божием (ст. 7), как
начале или основе истинной премудрости, Премудрый на втором месте,
согласно последовательности заповедей в десятословии Моисеевом (Исх
XX:12; Втор V:16, ср. Еф VI:1-3), поставляет учительный авторитет
родителей - отца и матери (Талмуд понимает аб "отец", и эм "мать" в
переносном смысле, разумея под отцом Бога, а под матерью общество
Израилево, или, по другому мнению, мудрость, но это - уже перетолкование
грамматико-исторического смысла обоих понятий в данном тексте), причем
отцу усвояется наставление (слав. : наказание, греч. - paideia, лат. -
discipline, евр. - мусар), - иногда соединявшееся с мерами и физического
воздействия отца на сына (XXIII:13-14, сн. XXII:15), - матери же -
только завет (русск. ) или заветы (греч. - qesmoi, лат. - Иex, евр. -
тора). Того, к кому Соломон обращается (здесь как и в I:10; II:1; III:1)
с наставлениями, он называет сыном, - отчасти прежде всего в физическом
смысле (он мог иметь в виду Ровоама), а затем вообще юношество, по праву
учительства, в знак отеческого участия и доброжелательства; о возрасте
слушателей отсюда ничего нельзя заключать, во всяком случае, указанное
интимное обращение не есть только литературный прием, хотя и не
заключает еще в себе новозаветного представления о рождении в духовную
жизнь, как у Апостола (1 Кор IV:15; Флм 10; Гал IV:19). Мидраш понимает
ст. 8 в смысле увещания соблюдать все заповеданное на горе Синай
относительно почтения к родителям. - Послушание родителям, их советам и
заветам, служит лучшим украшением юноши - в роде прелестного венка на
голове (ср. IV:9) и ожерелья на шее (III:3; VI:21).
10-19. После общего обращения и увещания к ученику (ст. 8-9), Соломон
предлагает ему частное увещание, конкретное предостережение от увлечений
на зло со стороны "грешников" (ст. 10), евр. хаттаим, Vulg. :
peccalores, LXX: andreV asebeiV, слав. - мужие нечестивии - злодеи, для
которых преступление сделалось обычаем (ср. Пс I:1, Притч XVI:29).
Предостерегая ученика своего от гибельного влияния со стороны подобных
злодеев, Соломон раскрывает подлинную суть и истинные мотивы их
злодейских замыслов (11-14): посягая на собственность и жизнь ближнего,
без всякой вины с его стороны, с величайшею наглостью и жестокостью
злодеи пытались прельстить приглашаемого в сообщничество юношу мыслью о
безнаказанности преступления (ст. 12) и о большой доле в предполагаемой
добыче (13-14). Изобразив обольстительные и преступные намерения
злодеев, Премудрый со ст. 15 (понижение периода) в положительной
категорической форме предостерегает своего слушателя от следования по их
"пути"; предостережение это и по содержанию и по форме речи напоминает
начальные слова Псалтири: "блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и
на пути грешных не ста" (Пс I:1). Ст. 16, повторяемый пророком Исаиею
(Ис LIX:7) и Ап. Павлом (Рим III:15), не имеется у LXX-ти: однако,
считать этот стих в евр. Вульг. слав. русск., заимствованным у пророка
Исаии, нет основания; скорее у пророка Исаии цитаты из более древних
библейских книг не представляют чего-либо необычного; притом во многих
кодд. LXX (23, 68, 157, 252, 254, 295, 296, 161, 248 и др. у Гольмеса,
Комплют. Альд. ) имеют в себе ст. 16. В ст. 17-19 слушатель ограждается
от влияния обольстительных речей злодеев - указанием на ожидающее их
наказание - конечную гибель, вопреки той безнаказанности на какую они
рассчитывали.
20-32. В противовес соблазнительным речами преступных людей (ст. 11-19),
ищущих себе единомышленников, здесь выводится Премудрость также
призывающая к себе учеников и побуждающая их к покаянию; но тогда как
преступные речи злодеев ведутся под покровом глубокой тайны, вещания и
облачения Премудрости раздаются во всеуслышание - "на улицах, на
площадях, ... в главных местах собраний" (20-21). Эта премудрость, судя
по свойству Ее наставлений и вразумлений, как и по всему образу Ее
выступления, не есть ограниченная сила человеческая, а всемощная сила
Божия, которая одна может говорить с таким авторитетом, сила, в
повиновении которой для людей заключено всякое благо и счастье, а в
противлении - гибель. Совершенно произвольно и ошибочно мнение некоторых
западных, усматривающих в изображении Премудрости в Притч I:20 сл.,
VIII:22 сл. влияние парсизма на библейскую письменность. В
действительности понятие "Премудрости" выросло на чисто библейской,
самобытной почве. В книге Иова (XV:7-8; XXVIII:12 сл. ) Премудрость
изображается весьма сходно с книгой Притчей. Самый образ выступления
Премудрости (20-21 сл. ) вполне напоминает проповедническую или
учительную деятельность народных законоучителей (ср. 2 Пар XVII:7-9), а
также пророков и - позже - апостолов (Мф X:27; Лк XIV:21), всех
посланников той же Премудрости (Лк XI:49). Далее, со ст. 22, излагается
самое содержание проповеди Премудрости.
Первую половину ст. 22 LXX и слав. ("елико убо время незлобивии держатся
правды, не постыдятся") передают не в обличительном смысле, как в евр.
Вульг. русск., а в положительном - в смысле похвалы "незлобивым". Но с
контекстом речи ст. 22 более согласуется обличительный смысл (подобно
как в Пс IV:3): обличаются люди трех категорий: 1) невежды (простаки,
евр. петаим), 2) буйные осмеятели кощунники, презрители всего святого
(евр. лецим) и 3) глупцы - люди чуждые ведения тупые и всегда готовые
духовно пасть (евр. кесилим), словом, все, с намерением или по неведению
противящиеся истине. И в ст. 23 Премудрость от полноты своего духовного
богатства желает пролить духа мудрости (ср. XVIII:4) всем без различия,
нуждающимся в ней; мудрость и благочестие, по взгляду Премудрого, как и
по учению всей Библии, не есть достояние лишь избранных натур, но
обильно изливаются во всякий ум, душу и сердце, раз они открыты для
воздействия свыше (ср. Ин VII:37-39).
24-25. Но так как столь внушительные, трогательные и многократные
вещания Премудрости успеха не имели, то речь ее меняет тон и характер:
после продолжительных, но бесплодных, призывов к покаянию Божественная
Премудрость грозно возвещает гибель всем упорно коснеющим во зле.
26-31. Со всею наглядностью и полнотой изображается жалкое, отчаянное
состояние людей, упорно презиравших веление Премудрости: внезапность
гибели (ст. 27, сн. 1 Сол V:7), отсутствие сочувствия со стороны (ст.
26), бесплодность раскаяния (ст. 28) во всем этом нечестивые лишь пожнут
естественные и неизбежные плоды своего нечестия (ст. 31, сн. Гал VI:7).
В ст. 32-33 заключается выразительное противоположение гибельности
состояния презрителей Премудрости и прочности счастья послушных гласу
Ее. Последние всегда остаются спокойны потому что внешним успехам и
лишениям, как и всей земной, временной жизни, не предают того
исключительно важного значения, какое все это имеет в очах нечестивых.
Воззрение же благочестивых на жизнь и ее блага, у Премудрого, как и у
Апостола, определяют ее правилом: "благочестие на все полезно, имея
обетование жизни настоящей и будущей" (1 Тим IV:8). В первой половине
ст. 32 чтение русск. перев. "упорство... (у архим. Макария -
непокорность) убьет их", точно передающее евр. чтение и соотв. -
Вульгаты, следует предпочесть греч. и слав. "зане обидеша младенцев,
убиени будут".