|  | 
|  | 

Книга притчей
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
		
		
Глава 
		9
		1 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, 
		2 заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу;
		
		3 послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: 
		4 `кто неразумен, обратись сюда!' И скудоумному она сказала: 
		5 `идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; 
		6 оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума'. 
		7 Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - 
		пятно себе. 
		8 Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, 
		и он возлюбит тебя; 
		9 дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он 
		приумножит знание. 
		10 Начало мудрости - страх Господень, и познание Святого - разум; 
		11 потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.
		
		12 [Сын мой!] если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и 
		если буен, то один потерпишь. [Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, 
		тот гоняется за птицами летающими: ибо он оставил пути своего 
		виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит чрез 
		безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками 
		бесплодие.] 
		13 Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая 
		14 садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города,
		
		15 чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: 
		16 `кто глуп, обратись сюда!' и скудоумному сказала она: 
		17 `воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен'. 
		18 И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней 
		зазванные ею. [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда 
		твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой 
		удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и 
		чтобы прибавились тебе лета жизни.]
1-11. 
		Божественная Премудрость как устроительница Царства Божия на земле. 
		12-18. Противоположная тому деятельность нечестия, олицетворяемого в 
		образе блудницы.
		
		1-3. Если в гл. VIII говорилось об участии Премудрости в деле 
		миротворения и промышления Божия (ст. 27-31), и люди вообще призывались 
		к послушанию Премудрости, то здесь в гл. IX говорится - под образом 
		основанного Премудростью дома (ст. 1) - об устроении Ипостасной 
		Премудростью Царства Божия или Церкви среди людей для их духовного 
		питания, просвещения и освящения, и все люди нарочито приглашаются в 
		этот дом Премудрости на приготовленную Ею трапезу. Премудрость 
		божественная - эта великая художница или строительница (Притч VIII:30) с 
		момента начала миротворения, - в исторические времена основала на земле 
		великий дом Свой (там же ст. 34), который, конечно, вместе есть дом 
		Божий (Пс LXXXIII:11). Дом Премудрости Божией есть, очевидно, Царство 
		Божие или Церковь, основание которой Божественным Домостроительством 
		было положено еще в раю; это Царство Божие, затем во многообразии 
		священных библейских событий и лиц, теократических установлений и 
		учреждений, под руководством Закона и пророков, раскрывалось в течение 
		всего Ветхого Завета вплоть до явления Христа Спасителя, когда оно 
		сменилось новозаветной Церковью или новозаветным Царством Божием (1 Тим 
		III:15; Евр III:6; Откр III:12). Дом премудрости основан на семи столбах 
		(ст. 1), т. е. согласно общему библейскому значению числа 7 в смысле 
		полноты, законченности, совершенства (Быт IV:24; Пс XI:7; Мф 
		XVIII:21-22). Царство Божие или Церковь Премудростью Божией снабжена 
		многоразличными дарами и дарованиями - всем, что нужно для ее 
		благоустройства, процветания и славы. Толкование числа семи столбов в 
		точном значении дало большею частью неудачные опыты, таково 
		древне-иудейское толкование - в смысле 7 небес, с которых сошла Тора и 
		дарована людям (Midr. S. 25), еще менее в смысле 7 свободных искусств (Heidenheim) 
		или 7 первых глав книги Притчей (Hitzig), наконец, 7 свойств вышней 
		мудрости по исчислению Иакова (Иак III:17). Заслуживает лишь внимания 
		христианско-церковное толкование семи столбов в смысле семи даров Св. 
		Духа (Ис XI:2-3, сн. Откр I:4, 12; III:1; IV:5), затем - семь таинств и 
		под.
		
		Блага царства Божия, основанного Премудростью, изображаются здесь (ст. 
		2) под образом приготовленной Ею трапезы мяса мирной жертвы (евр. : 
		тебах, LXX: qumata, Vulg. : victimas) и растворенного - водой или 
		пряностями - вина (ср. Ис V:22; Притч XXIII:30), как и в Евангелии 
		Господь изображал блага Царства Божия на земле и Царства Небесного под 
		образом трапезы (Мф XXII:1; сл. Лк XIV:16; сл. XXII:30). Частнее, при 
		свете Нового Завета, под этой трапезой Премудрости, можно разуметь 
		Евхаристию или таинство тела и крови Христовой. К этой Божественной 
		трапезе Премудрость призывает людей через посланных Ею рабов (ст. 3), 
		как и в евангельских притчах о званных на царскую вечерю гости 
		приглашаются через рабов царских (Мф XXII, сл. ; Лк XIV:16 сл. ). Под 
		этими рабами-глашатаями надо разуметь всех когда-либо посланных Богом и 
		Его Премудростью - проповедников истины Божией для созидания среди людей 
		Божественной теократии, в Ветхом Завете - пророков, в Новом Завете - 
		апостолов (Ис LII:7; Рим X:15-18).
		
		4-6. Люди, к которым обращается призыв посланников Премудрости, 
		именуются здесь (ст. 4, 6) неразумными или скудоумными - не в абсолютном 
		смысле, а в относительном - в смысле ненаученности высшим истинам и, 
		главнее, нравственной неустойчивости и бесхарактерности (ст. 6, ср. 
		VII:7; XIX:25; XXI:11). Такие люди, каких особенно много среди юношей, 
		еще доступны научению и педагогическому воздействию (ср. Пс XVIII:8; 
		CXVIII:130). А во время насаждения христианства именно такие, простые 
		умом и сердцем люди, оказались особенно восприимчивыми к проповеди 
		Евангелия (Мф XI:25; Лк Х:21; 1 Кор I:27). Потому-то Премудрость и 
		призывает их на свою духовную трапезу (ст. 5), в свет истинного 
		разумения и благочестия.
		
		7-9. Здесь делается вводное замечание, имеющее целью ограничить круг 
		людей, к которым обращена проповедь посланников Премудрости: бесцельно и 
		напрасно учить мудрости людей, презрительно издевающихся над истиной, 
		ненавистно относящихся к ней и к ее проповедникам (ср. Мф VII:6). Вместо 
		бесполезной и небезопасной траты слов на вразумление кощунника, 
		проповедник лучше должен обращать свое внимание на мудрого, т. е., по 
		крайней мере, стремящегося к мудрости, которому проповедь мудрости 
		всегда принесет существенную пользу (ср. Мф XIII:12). Понятно, впрочем, 
		само собой, что и указанное ограничение, ст. 7-8, имеет лишь 
		относительное и условное значение: им внушается не безусловное 
		запрещение учить нечестивых истине, а лишь осмотрительность в обращении 
		с хулителями истины. Любовь, высшее начало истинной жизни, обязывает 
		всех обладателей истины всюду распространять добро и истину, заботясь о 
		спасении всех, по образцу Самого Бога, хотящего спасения всех, не 
		исключая и грешных (Иез XVIII:32; XXXIII:11; 2 Пет III:9; 2 Тим II:4).
		
		10-11. Речь Премудрости заканчивается указанием того главного основания, 
		на котором зиждется серьезное искание мудрости (ст. 10), - и благодатных 
		плодов или спасительных последствий истинной мудрости для стяжавшего ее 
		(ст. 11).
		
		Началом мудрости является страх Божий (10а, сн. I:7) и благоговейное 
		познавание Бога: "познание Святаго - разум" (10б). (Этот перевод 
		следует, по закону параллелизма, предпочесть греческому LXX: Boulh agiwn 
		sunesiV, слав. : совет святых разум. Скорее можно бы принять перевод 
		Вульг. : scientia sanctorum prudentia); LXX, слав. в конце ст. 10 имеют 
		добавление: то gar gnwnai nomon dianoiaV estin agaqhV; слав. : разумети 
		бо закон помысла есть благаго. Добавление это отсутствует во многих 
		греческих кодексах (23, 68, 106, 109, 248, 252, 295 у Гольм., в Альд. 
		Алекс., у Климента Александр. ), не имеется и в Вульгате: по-видимому - 
		позднейшая глосса, хотя и отвечающая контексту речи. Ст. 11 представляет 
		одно из нередких в Книге притчей обещаний долголетия за исполнение 
		уроков мудрости (сн. III:2, 16, 21; IV:10, 15; X:27).
		
		Рассмотренный отдел Притч IX:1-11 читается в храмах в качестве паримии 
		на Богородичные праздники, поскольку здесь предизображается Ипостасная 
		Премудрость не в предвечном бытии Своем, а в состоянии воплощения; мысль 
		же о воплощении Сына Божия неотделима от мысли о Богоматери, послужившей 
		орудием воплощения Сына Божия (см. у еп. Виссариона, с. 103-104).
		
		12. В качестве побуждения к исполнению наставлений мудрости и к 
		избежанию (изображаемых ниже) соблазнов безумия и распутства, Премудрый 
		указывает здесь на то, что полезные следствия мудрости имеют силу 
		собственно для самого держащегося мудрости, а не для Бога (мысль, 
		аналогичная выраженной в Иов XXII:2-3), и не для ближних. LXX, слав., 
		однако, добавляет: kai toiV plhsion, и искренним твоим. Кроме того LXX и 
		еще имеют трехстрочное добавление к ст. 12, имеющееся также в сирск. и 
		арабск. переводах, а также в славянск. и русск. синод. (в последнем эти 
		добавления заключены в скобки). По-видимому, это позднейшие глоссы, хотя 
		имеющие признаки происхождения из еврейского подлинника, перенесенные 
		сюда из других мест кн. Притчей и других свящ. книг.
		
		13-18. Для усиления впечатления от увещаний Премудрости здесь подробно 
		изображаются соблазны неразумия, идущие от жены распутной. По внешности 
		призыв последней напоминает призыв мудрости, но отличающие жену 
		распутную дерзость, безрассудство и подобные отрицательные качества (ст. 
		13-17), а главным образом гибельный конец увлекающихся ее соблазнами 
		(ст. 18, сн. VII:27), должны, по мысли Премудрого, раз и навсегда 
		предохранить ученика его от всяких увлечений распутства и безумия, как 
		бы ни были подчас велики соблазн и искушение следовать им. - В конце ст. 
		18 у LXX имеется добавление, имеющее характер позднейшей глоссы (ее нет 
		в Комплютенск. изд. ).
