|
|
Книга притчей
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Глава
26
1 Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому.
2 Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное
проклятие не сбудется.
3 Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых.
4 Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным
ему;
5 но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах
своих.
6 Подрезывает себе ноги, терпит неприятность тот, кто дает словесное
поручение глупцу.
7 Неровно поднимаются ноги у хромого, - и притча в устах глупцов.
8 Что влагающий драгоценный камень в пращу, то воздающий глупому честь.
9 Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов.
10 Сильный делает все произвольно: и глупого награждает, и всякого
прохожего награждает.
11 Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость
свою.
12 Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше
надежды, нежели на него.
13 Ленивец говорит: `лев на дороге! лев на площадях!'
14 Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей.
15 Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести ее до рта
своего.
16 Ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно.
17 Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору.
18 Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть,
19 так - человек, который коварно вредит другу своему и потом говорит:
`я только пошутил'.
20 Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор
утихает.
21 Уголь - для жара и дрова - для огня, а человек сварливый - для
разжжения ссоры.
22 Слова наушника - как лакомства, и они входят во внутренность чрева.
23 Что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд, то пламенные уста и
сердце злобное.
24 Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет
коварство.
25 Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь
мерзостей в сердце его.
26 Если ненависть прикрывается наедине, то откроется злоба его в
народном собрании.
27 Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он
воротится.
28 Лживый язык ненавидит уязвляемых им, и льстивые уста готовят падение.
1-12.
Против безумия, его проявлений и следствий. 13-16. Против лености.
17-19. Против неумеренной шутливости 20-28. Против хитрости, лжи и
коварства.
1-12. Неестественность снега летом и дождя во время жатвы (в Палестине)
берется (ст. 1) образом непристойности и как бы неестественности почета
и славы для глупца. Затем образно представлены - бессилие клятвы или
проклятия, изрекаемого глупцом (ст. 2), а также - необходимость
физического воздействия для его вразумления (ст. 3). В ст. 4-5 раввины
усматривали прямое противоречие, но это противоречие мнимое: в ст. 4
имеется в виду один момент проявления глупости, когда всякие увещания и
обличения глупцу бесполезны (ст. 4б), - в ст. 5 - предписывается
разоблачать глупость, чтобы предупредить превозношение глупца мнимой
мудростью; в одном случае ничтожество глупца само собой очевидно; в
другом оно требует нарочитого разоблачения. Далее, глупость освещается
со стороны - полного неискусства и неспособности глупого ни к какому
полезному делу (ст. 6-9), - незаслуженного счастья (ст. 10), коснения в
своем неразумии (ст. 11), и снова - самопревозношения и самонадеянности
(ст. 12). Выражение ст. 11 приводится во 2 Пет II:22.
13-16. В изображении здесь лености повторяются дословно черты, ранее
высказанные Премудрым, см. ст. 13 и XXII:13; ст. 15 и XIX:24.
17-19. В ст. 18 образно - посредством сравнения - высказывается мысль о
крайнем вреде неуместных шуток и забав.
20-28. В образной и прямой речи (ст. 20-21) высказывается вред раздоров
и ссор. Ст. 24-25 - предостережение против опасности со стороны
лицемерия; в ст. 26 - мотив к воздержанию от злобы и ненависти:
неминуемость открытия тайной ненависти. Ст. 26 дает обобщение предыдущих
наставлений.